План занятий, Шичида.
Методика Макато ШичидаДолго я обещала написать этот пост, и вот - вуаля! - я это все-таки сделала.
Мы каждый день чем-нибудь занимаемся, читаем и во что-то играем, но два раза в неделю я провожу большое комплексное занятие, основанное на методике Шичиды. Именно к такому занятию я готовлю материалы, раскладываю их так, чтобы можно было быстро доставать и убирать и не рыться в папках на компьютере. Ниже привожу план, который я для себя составила, опираясь на русскоязычный перевод книги Шичиды и описания занятий мам, чьи дети посещают (или посещали) Академию Шичиды в Японии.
1. Включаю музыку.
Музыка у меня играет все занятие. Когда я говорю (например, при показе флеш-карт), я делаю ее практически не слышной, а когда задание не предполагает озвучивания, то музыка играет в обычном режиме. Из видов музыки я ставлю любую, главное чтобы была мелодичной, спокойной и без слов. Каждое занятие музыка у меня играет разная. Вот тут можно скачать подборку.
2. Дата и погода на английском. Все просто: подхожу к календарю, озвучиваю и показываю дату и месяц. Чтобы посмотреть погоду я беру Варю на руки и мы идем на балкон, смотреть какая же сегодня погода и немного ее обсуждаем тоже по-английски. Если нужно могу выложить подборку фраз о погоде.
3. Дыхательные упражнения. Пока из дыхательных манипуляций Варе доступно только дуть.
4. Объятья. После этого подготовительный этап завершен и начинается собственно занятие.
5. Воображение. У нас оно проводится в двух видах: воспоминание по фотографиям (если на днях мы где-то были) или воображение в виде придумывания игр. Например, я запускаю фигурки животных пастись на луг и придумываю историю. Примерно такую: лошадка любит одуванчики. Пришла к лошадке зебра и принесла ей в подарок лукошко одуванчиков, а потом они играли в догонялки. Что-то в этом духе)) Все это разумеется показывается в виде представления. Я верю, что попозже, Варя сама начнет придумывать подобные истории.
6. ESP. Прошу Варю угадать, где спрятался предмет. Тут простор для фантазии: я прячу что-нибудь в своих руках, под одинаковыми горшочками, стаканчиками и т.п. Или кладу две белые карточки, на обратной стороне одной из них есть рисунок, Варе надо угадать, на какой именно. Прячу картинку под одним из двух прямоугольников цветной бумаги. Можно что-то сшить из фетра или вырезать из цветной бумаги (солнышко и тучки, пчела и цветы, листья и цветок, листья и ягодка и т.п.). Это упражнение у нас тоже каждый раз разное.
7. Запоминание образов. Показываю сначала одну картинку, потом убираю ее и показываю сразу две (старую и новую) и прошу выбрать ту, которую Варя только что видела. Пока что Варя каждый раз выбирает именно новую. Картинки должны быть похожи. Чем лучше у ребенка получается, тем более похожие картинки надо предлагать.
8. Memory Grid. Разложить картинки или расставить предметы по памяти. У нас пока игра идет в таком варианте: я раскладываю перед Варей три картинки, мы смотрим на них, называю что где, потом все переворачиваю и предлагаю вспомнить, где была например, белочка. К 7 и 8 пункту у нас относятся игры по типу лото (найти пары, подобрать кто что ест, где живет и т.п., рамки-вкладыши, пазлы).
9. Флеш-карты. Каждый раз разные. Я стараюсь как можно реже повторяться, благо картотека у меня большая)) Показываю по-разному: иногда в просмоторщике изображений, иногда в виде презентаций. Иногда в смешанном по темам виде, иногда все карточки одной темы. Частью карточек я делилась тут, а презентациями тут. Перед показом карточек я делаю простые зрительные упражнения, знакомые всем с детства: взгляд вверх-вниз, направо-налево, по кругу, вдаль-вблизь.
10. Карточки "Образ-слово". Тоже показываю на компьютере в виде презентаций. 10 образов, 10 слов.
11. Количественные карточки с точками. Я показываю в бумажном виде. Карточки скачать можно тут, а программа показа вот тут.
12. Цветовосприятие. Показываю цвета, играем на сортировку предметов или картинок по цветам.
На этом наше занятие сейчас заканчивается, мы обнимаемся и идем полдничать)) В общей сложности уходит около 30 минут на все. Но план я допишу дальше с пояснениями.
13. Linking memory. Варя пока до этой игры не доросла.
14. Собери по образцу. Сюда я отношу пазлы, танграмы, конструкторы и даже кубики) Пока тоже рано.
15. Истории на английском языке. У меня есть несколько английских книг, и я каждый день какую-нибудь из них читаю Варе. Но это идет не в рамках занятия по Шичиде, а отдельно. Так же мы слушаем английские песенки, аудио-сказки и я разговариваю с Варей по-английски (это тоже занимает не много времени). Немного про иностранный язык я писала тут.
16. Музыка. В течении дня я ставлю играть разную музыку, это может быть классика, джаз, фольклор, песни на русском или английском. Главный критерий отбора - чтобы нравилось лично мне и чем больше разных направлений слушает ребенок (не за раз разумеется) - тем лучше. Иногда я ставлю пропевки по нотам Железновых. Вот здесь я писала про разные музыкальные методики.
17. Моторика и сенсорика. Сюда относятся разнообразные игры в сенсорных коробочках, постройка башенок из кубиков, шнуровки и нанизывания... Этот раздел у нас так же идет отдельно и основывается на Монтессори. Мы начинали так , потом так и вот так. Сейчас у меня стоит три сенсорных коробочки: 1- с природными материалами и крупами, 2 - с цветным рисом и перловкой, 3 - с декоративными камнями. И скоро будет еще четвертая, нежная, с цветными перьями, помпонами и пенопластовыми шариками.
18. Показ количеств на реальных предметах. Я показываю в течении дня. Два голубя клюют зернышки, бац! - к ним прилетел еще один и стало три голубя, ну и вот же духе. Дома могу показать на шишках, фасолинах, да на чем угодно) Показываю как готовое количество, так и отсчитываю по одному.
19. Чтение и изучение букв. Каждый вечер мы с Варей обязательно читаем. Книг у нас уже очень много, и хорошо, что Варя их любит слушать так же сильно, как я люблю их покупать). Буквы пока не изучаем.
20. Творчество. У нас представлено рисованием и лепкой из пластилина и теста. И еще я знакомлю Варю с живописью разных (пока только русских) художников, мы смотрим картины, я рассказываю, что нарисовано и что хотел показать автор.
21. Окружающий мир. Знания о животных, птицах и растениях я предпочитаю давать на живом примере. Но так же сюда относятся Виммельбухи и энциклопедии, да и большинство книг с правдоподобными иллюстрациями животных тоже подходят. Игры с фигурками животных, их различные классификации (травоядные-хищники, животные леса-саванн-пустынь, домашние-дикие). Позже сюда же добавятся представления о географии.
Надеюсь, что тем, кто осилил этот пост до конца, он оказался полезным)