Игры с карточками от 0 до 2-ух
Развитие от 9-12 месяцевСегодня я решила поделиться нашими играми и озвучить некоторые мысли по поводу использования карточек.
Большинство производителей карточек рекомендуют занятия практически с рождения и раньше я в этом ничего отрицательного не видела, но как говорится опыт приходит со временем. Предлагаю воспользоваться логикой и порассуждать над эффективностью занятий с карточками в самом раннем возрасте:
Предположим Вам бы показывали по 2 секунды карточку с изображением размещенным выше и произносили «hidro güç ünitesi» в количестве требуемом по методике Домана (3 раза в день - 10 дней). Или даже не следуя методике Домана, просто показывали эту карточку длительное время и на Турецком языке (или любом другом незнакомом языке) много и долго рассказывали о ней.
А представьте если таких карточек 120! Что мы можем получить в результате таких занятий? Правильно - ничего! Скорей всего Вы бы уловили суть происходящего если бы погрузились в специфику гидросооружений на несколько месяцев в компании людей умеющих говорить на Турецком языке и занимающихся гидроэнергетикой и то подобные картинки пригодились бы ближе к концу процесса Вашего вовлечения в деловую среду. Именно такие условия занятий с карточками, по-моему, разумно обеспечить малышам.
Хотя в случае с малышами, эмоции мам тоже являются источником информации для малыша, но все-таки для каждого возраста есть наиболее продуктивные занятия.
- Для самого раннего, когда малыш еще набирает первый пассивный словарный запас оптимальным будет демонстрация не карточек, а окружающих предметов и вещей! Именно так он начнет соотносить первые предметы и слова. Открывайте Ваши шкафы и показывайте малышу помимо привычных игрушек, посуду, одежду и т.п. Повторяйте это много раз - детям требуются многократные повторения.
- Что касается источника эмоций, то на мой взгляд прекрасным вариантом являются, песенки и потешки. Многие мамы недооценивают фольклор для малышей и предпочитают книги современных авторов, а ведь песенки и потешки за счет своей певучести и многократных повторений одних и тех же слов идеально подходят для знакомства с маминым голосом и предназначены именно для возраста «с рождения». Для максимального эффекта их надо читать «нараспев». Впрочем, я нисколько не против Барто, но все же Барто на возрастную категорию примерно «+ 7 месяцев» и её стишки лучше вводить, когда малыш на этапе знакомства с названиями игрушек. В некоторой степени я согласна с теми кто считает, что в самом раннем возрасте можно читать, что угодно. Когда Яне было 2 месяца я ей вслух прочитала детектив, стараясь читать именно правильно, запоминая строчку и затем повторяя ее с выражением, смотря на лицо Яны и передавая максимум позитивных и нейтральных эмоций. Чтение «уткнувшись носом в книгу» для малышей не подходит однозначно. Конечно же, наше чтение в возрасте до полугода детективом не ограничилось :-).
По своему опыту, я сделала вывод о том, что карточки нужно начинать показывать тогда, когда ребенок хотя бы примерно сможет представить, что за предмет изображен - знать простейшие его свойства (большой/маленький, плоский/ объемный). Ведь если у малыша не заложены базовые понятия ему мало о чем могут сказать карточки. Например, со слоном и мухой - мухи почти не отличаются от слонов (размером и те и другие с карточку, по форме - плоские, по цвету - невзрачные). Для того чтобы дать Яне понятие о карточках я сделала много фото игрушек, мест в интерьере и демонстрировала показывая фото и реальные объекты. Уже не припомню в каком возрасте Яна начала самостоятельно соотносить фото с реальными объектами, но на 11-ом месяце мы успешно осваивали «географию» квартиры по фото различных мест из интерьера.
Игры
По-моему мнению, карточки следует вводить когда ребенок уже способен соотносить фото и реальные объекты. Игры в которые мы играем с карточками (на данный момент Яна неразговорчивая девочка, поэтому наши игры пока рассчитаны на малышей, которые не умеют говорить):
- Демонстрируем карточку, объясняем, что там изображено, даем характеристику объекту. Если в доме есть подобные реальные предметы - показываем их. На мой взгляд небольшую характеристику лучше давать сразу, так как при рассказе о свойствах объекта, многократно повторяется название самого объекта, а многократное повторение - самая эффективная штука для запоминания информации. По мере знакомства с объектом характеристику увеличиваем. Этот этап занимает несколько месяцев, затем неожиданно Вы понимаете, что ребенок уже «всё» знает.
- Ребенок из ряда карточек выбирает заданную. На первых этапах задается название изображенного объекта, на последующих - свойства. К году ребенок может знать «Кто говорит Гав?», «Кто умеет летать?», «У кого длинные ушки?», «Кто умеет прыгать?» и т.п. К полутора годам - показывать карточки с изображениям заданных цветов и изображениями заданной классификации (одежда, транспорт, овощи и т.п.).
Цепочка памяти из Шичиды
И отдельно хочу выделить игру «Цепочка памяти» позаимствованную мной из методики Шичиды и немного оптимизированную для нашего удобства. Цепочка памяти ориентирована на развитие памяти и в оригинале предназначена для малышей, которые умеют говорить. Заключается она в следующем:
- Выкладываете ряд случайных карточек, связывая их на ходу придуманным сюжетом, который основан на характеристиках изображений. Например: 1. выкладывается первая карточка со словами «жил-был слон/молоток/кукла и .т.п». 2. вторая карточка связывается действием с первой слон/молоток/сахар (катался на автомобиле/ сидел в кресле /играл мяч). 3. Можно ввести еще один действующий персонаж «тут пришел в гости мишка/гусь/бегемот«. 4. Снова действие с предметом изображенным на карточке » мишка/гусь/бегемот смотрел в окно/зашел в дверь/съел варенье» (слова выделенные курсивом - случайные варианты карточек, жирным - действия которые Вы можете придумать). Для красоты сюжета требуется небольшая практика.
- Карточки, по которым рассказана история, складываете по порядку, чтобы ребенок не видел изображений и затем история совместно воспроизводится по памяти по наводящим вопросам: 1. «Что делал слон/молоток/сахар» 2. Кто пришел в гости к слону/молотку/сахару» 3. «Что делал тот кто пришел в гости».
Длину цепочки необходимо регулировать исходя из способности малыша запоминать. Так как Яна еще не говорит, то мы на втором этапе карточки не прячем, а просто отвечаем на вопросы. Писать об этом можно много, но лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать, поэтому предлагаю к просмотру наше видео с цепочкой памяти:
