Этапы развития новорожденного по месяцам: на что обратить внимание?
Каждый родитель беспокоится о нормальном развитии ребенка. Особенно волнительно наблюдать за новорожденным — набирает ли вес согласно графику, все ли делает, что положено по возрасту. В статье подробно расскажем об этапах развития ребенка по месяцам до 1 года¹. Вы узнаете, что считать нормой и когда стоит беспокоиться.
От рождения до 1 месяца
Первые недели жизни — стадия адаптации. Организм новорожденного перестраивается после водной среды и полного материнского обеспечения на самостоятельную жизнедеятельность. Ему нужно самому дышать, регулировать теплообмен, «добывать» грудное молоко либо пить из бутылочки. Малыш основное время спит и ест. В первые недели жизни особенно важен сон, — он облегчает привыкание к новой обстановке. В норме бодрствование не превышает 3‒4 часов в день.
Физическое и психоэмоциональное развитие
Новорожденный хаотично двигает ручками и ножками, у него наблюдается повышенный тонус рук и ног, почти всегда сжаты кулачки. Он может немного приподнимать головку, когда лежит на животике, задерживать взгляд на предмете.
Выражены врожденные рефлексы²: сосательный, поисковый (ищет грудь мамы), хватательный, шаговый (как будто идет, если поставить вертикально). Грудничок реагирует на резкие и громкие звуки вздрагиванием и замиранием.
Ребенок может улыбаться, издавать звуки сопения и кряхтения, иногда — гулить и агукать. Во время кормления «помогает» маме — устраивается удобнее, легко берет грудь. Ему важны постоянный контакт с матерью и спокойная обстановка. Поэтому лучше минимизировать визиты гостей.
Важные моменты
У новорожденного могут быть физиологическая сыпь, колики — это вариант нормы в первые 30‒60 дней после рождения. Также головка может быть неправильной формы — это связано с прохождением через родовые пути. Просто нужно чаще переворачивать малыша с одного бока на другой.
Для гармоничного развития ребенка важно соблюдать правила гигиены и ухода — протирать глазки, чистить носик, часто гулять и ежедневно купать в кипяченой воде. Полезны массаж и зарядка.
2 месяца
При нормальном развитии младенец спит намного меньше. Более выражены периоды бодрствования, дневной сон становится короче. Ночной отдых, наоборот, более продолжительный — до 12‒13 часов с промежутками кормления.
Показатели физического развития новорожденного меняются:
- Лежа на животике может удерживать головку до 10‒20 секунд, а вертикально — до 2 минут;
- Учится переворачиваться на спину из положения на боку;
- Следит за движущимися предметами;
- Изгибается, сжимает пальчики, пытается брать игрушки — усиливается двигательная активность.
Хватательный и шаговый рефлексы угасают, снижается или исчезает повышенный тонус ручек (кулачки перестают все время сжиматься).
Психическое развитие ребенка тоже прогрессирует:
- Появляется «комплекс оживления» — гулит, активно двигает ручками и ножками, улыбается, когда реагирует на маму;
- Прислушивается к окружающим звукам и голосам;
- Малыш гулит и словно поет некоторые звуки.
Колики еще могут беспокоить — это норма для грудных младенцев и для тех, кто питается смесью на данном этапе.
По‒прежнему важны прогулки, массаж, гимнастика. Для правильного развития новорожденного по месяцам важно стимулировать восприятие цветов: полезно развесить картинки с яркими и четкими узорами над кроваткой или прямо в ней.
3 месяца
На этой стадии дети умеют криком или плачем показывать недовольство, требовать внимания. Двигательное развитие ребенка:
- Удерживает головку, лежа на животе и предплечьях, а также на руках у взрослого вертикально в течение несколько минут;
- Рассматривает руки, пальчики, сосет их;
- Перекатывается на бок со спины;
- Пытается удерживать игрушку, брать ее в рот.
Психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года идет разными темпами, в определенном возрасте происходят скачки. Постепенно добавляются новые навыки, и в 3 месяца дети держат зрительный контакт, узнают близких, фиксируют взгляд на неподвижных предметах. Сон занимает около 15‒17 часов в сутки.
К гимнастике полезно добавить упражнения, стимулирующие способность переворачиваться: приподнять одну ножку и перенести на другую сторону, придерживая за голень. Также можно показывать картинки в книжках, проговаривая, что нарисовано.
4 месяца
Согласно календарю развития ребенка, это время значительных перемен. Колики стихают, поэтому малыш лучше спит (до 15 часов в общем) и реже просыпается.
Основные физиологические и психологические показатели:
- Пытается подняться с опорой на ручки из положения лежа на животике;
- Узнает маму и проявляет эмоции, лепечет слоги;
- С интересом смотрит в зеркало;
- Переворачивается со спины на живот;
- Отталкивается ножками от опоры;
- Прижимает подбородок к груди, когда лежит на спине;
- Прислушивается к музыке;
- При подтягивании за ручки пытается присесть;
- Трясет игрушкой.
Сроки могут несколько отличаться. Например, если ваш малыш начнет переворачиваться чуть позже 4 месяцев, это вариант нормы. Насторожить должно, если ребенок не приподнимается на ручках, не захватывает предметы, его голова откидывается назад при подтягивании за ручки, нет реакции на других людей.
Оптимально — продолжать кормить малыша грудным молоком, вводить при этом прикорм еще не нужно. На смесях можно попробовать прикармливать кроху в 4‒5 месяцев. Почаще общайтесь с младенцем, чтобы он быстрее запоминал и повторял звуки.
5 месяцев
Это период усиленного двигательного развития ребенка. Можно начинать выкладывать ребенка на пол, чтобы обеспечить больше пространства. Перестраивается режим сна и бодрствования — иногда ребенок может проспать более 6 часов подряд ночью без еды.
Показатели физического и умственного развития:
- Переворачивается со спинки на живот, лежит так с опорой на вытянутые руки длительное время;
- Пробует садиться с поддержкой (при этом спинка согнута);
- Играет со своими ручками и ножками, пытается захватывать предметы;
- Долго гулит нараспев;
- Начинает ползать по пластунски;
- Отличает лица своих и чужих, хмурится при строгой интонации и улыбается при ласковом обращении.
Дети в этот период нередко путают день с ночью. Важно уделить внимание двигательному развитию ребенка — укреплять мышцы спины, проводить занятия гимнастикой не менее 15 минут. Прикорм стоит вводить, если вес малыша сильно расходится с калькулятором прибавки у педиатра.
6 месяцев

Время, когда малыш начинает проявлять пищевой интерес, и можно начинать прикорм. Помимо грудного молока или смеси, добавляют овощи либо каши, постепенно вводя остальные продукты (мясо, фрукты, молочку).
Умения и особенности по возрасту:
- Долгое время следит за перемещением игрушек;
- Переворачивается со спины на живот и наоборот;
- Встает на четвереньки и раскачивается, может сесть из этого положения (некоторые дети ползают);
- Повторяет звуки и слоги за другими людьми, в произношении появляются согласные;
- Пробует повторять движения за взрослыми;
- Активно берет предметы и может переложить что-то из одной ручки в другую.
Стоит беспокоиться, если малыш даже не предпринимает попыток встать на четвереньки или перевернуться, если не узнает взрослых и не пытается вступить в диалог. Старайтесь делать игры простыми и полезными — не перегружайте психику ребенка длительными занятиями. Важнее — любовь и внимание.
7 месяцев
Если смотреть на развитие новорожденного по месяцам, то со второго полугодия жизни начинается тот период, когда с малышом становится легче взаимодействовать. Слух и зрение у него развиты почти так же, как у взрослого — он умеет связывать то, что слышит с тем, что видит.
По плану развития ребенок должен уметь или хотя бы пытаться:
- Ползать и сидеть с опорой;
- Вставать в кроватке;
- Ровно стоять при поддержке за обе ручки;
- Есть с ложки и пить из чашки с поддержкой взрослого;
- Играть в пальчиковые игры (например, в сороку);
- Лепетать однотипные слоги (ба-ба-ба);
- Разглядывать картинки в книжках, интересоваться игрушками;
- Увлеченно разглядывать зеркало.
Малыш проявляет интерес к процессу жевания, так как развивается челюсть. Можно давать кусочки яблока, печенье. Из прикорма уже могут быть введены овощи, каши, фрукты, желток, творог, сливочное масло.
8 месяцев

Младенцы начинают не просто беспокоиться без мамы, но и с осторожностью и даже страхом относиться к посторонним людям. Оба явления — норма поэтапного формирования личности малыша. Не бойтесь переборщить с теплотой и лаской — в этом возрасте детей еще нельзя избаловать. А тактильный контакт важен для гармоничного развития ребенка.
Умения крохи:
- Быстро ползать на большие расстояния (например из одной комнаты в другую);
- Вставать из положения сидя и снова опускаться (например, если малыш лежит, и ему показать игрушку, он встанет за ней);
- Брать мелкие предметы большим и указательным пальцем;
- Держать кусочки еды;
- Пытаться передвигаться шагом вбок;
- Громко повторять слоги, пытаться произносить первые слова;
- Чувствовать себя уверенно в незнакомых помещениях (если рядом мама);
- Проявлять недовольство, настойчивость, удивление, восторженную радость;
- Интересоваться новыми предметами и явлениями;
- Снимать с себя пеленку или покрывало.
Обратите внимание, если кроха не садится, не пытается вставать, ползать и переворачиваться, не хватает игрушки и не лепечет. Полезно носить малыша на руках, читать книжки, рассказывать об окружающих предметах. Важно обеспечить безопасность передвижения по дому. Из игрушек можно приобрести резиновый мячик, пищалки, мешочки с наполнителями, музыкальные инструменты.
Питание должно быть 5-разовым, 3 из которых — грудное молоко или смесь. В 8 месяцев дети спят около 10 часов ночью и по 3‒4 часа днем (как правило, 2‒3 дневных сна).
9 месяцев
Период активного развития речевого аппарата. Малыш понимает свое имя, реагирует на имена близких людей и названия привычных для него предметов. Стремится все изучать, активно общаться.
Сроки помесячного развития индивидуальны, но в целом к этому возрасту ребенок должен уметь:
- Ползать в любых направлениях, взбираться на небольшие возвышенности;
- Пробовать ходить, держась за опору, пытаться открыть ящики, что‒то достать;
- Садиться из положения лежа и наоборот;
- Повторять такие движения, как хлопанье, поднимания рук;
- Вынимать и складывать мелкие предметы в емкость;
- Радоваться, когда что‒то получилось (например, смеется, открыв коробочку);
- Искать предметы в доме («а где мячик»), понимать элементарные инструкции (пойдем, дай, на);
- Знать, как называются предметы (бутылочка, ложка);
- Различать близких и чужих;
- Не давать забрать игрушку (тянет обратно на себя).
В этом возрасте можно продолжать кормить грудью или смесью, расширяя прикорм. Оптимальный режим сна: 9‒11 часов ночью и 2 раза по 1‒2 часа днем. Развивайте речь: читайте книжки, стишки, обсуждайте картинки, пробуйте играть с крупами.
10 месяцев

Младенец может научиться ходить, но это еще не обязательный навык в плане развития. Акцент с физического развития смещается на психическое. Особенно полезно играть в кубики, пирамидки, слушать музыку, читать.
Что ребенок умеет:
- Ходить вдоль опоры;
- Пытаться пройтись за ручки вперед;
- Легко брать предметы одной рукой;
- Называть слова слогами ( «ав» — собачка, «мяу» — киска), делать ручкой «пока‒пока»;
- Понимать интонацию (хвалят или ругают);
- Помнить любимые игрушки;
- Играть самостоятельно в течение короткого времени (некоторые детки могут сами себя занимать до 20 минут);
- Отзываться на простые просьбы (дай, возьми, положи).
Питание может быть полностью заменено на обычные продукты с тенденцией к общему столу. Но грудное молоко давать можно и нужно — перед сном и ночью, например. Чаще разговаривайте с ребенком, употребляя максимально простые слова, обращайтесь по имени. Предоставьте простор для ползания, объясняйте, какие вещи трогать нельзя. Позволяйте кидать игрушки — это элемент познания мира.
11 месяцев
Малыш физически становится намного самостоятельнее:
- Сам стоит, ходит за одну ручку;
- Может пытаться сделать первые шаги;
- Нагибается при поднятии предмета, приседает без опоры.
В психоэмоциональном развитии достаточно изменений: ребенок может укладывать куклу спать, возить грузы на машине, собирать пирамидки. Малыши называют многие предметы на свой лад, показывают пальчиком, некоторые умеют утвердительно кивать или отрицательно качать головой.
В этот период ребенок может уметь пользоваться ложкой, рисовать, находить спрятанные игрушки, подносить расческу к голове, различать предметы по общим признакам. Малыш начинает спокойнее и дольше спать. Важно почаще брать младенца на руки, несмотря на возросшую самостоятельность.
Полезно разыгрывать сценки из жизни и вовлекать ребенка в привычную деятельность — показывать, как готовите пищу и моете пол.
1 год

Это первая знаменательная дата в жизни малыша. Пройден самый важный этап, поскольку первый год не может сравниться ни с одним другим периодом по интенсивности физического и психоэмоционального развития ребенка.
Что умеет малыш в 1 год:
- Вставать и садиться. Если не умеет ходить сам, то с поддержкой за одну руку;
- Жевать твердую пищу и свободно кушать кашицеобразную еду;
- Совершать привычные заученные действия (унести пирамидку, поставить чашку);
- Произносить несколько слов (чаще всего в упрощенном варианте);
- Выражать неприязнь к слову «нельзя»;
- Показывать части тела и предметы;
- Обращаться за помощью к взрослым (смотреть вопросительно, если что‒то не получилось);
- Эмоционально реагировать на встречи;
- Иметь предпочтения в играх, еде;
- Проявлять инициативу в умывании, одевании.
Важно поощрять самостоятельность — предлагать выбрать одежду, угощение, игру. Не заставляйте ходить, если малыш не готов (не ползает с легкостью и не ходит вдоль опоры). Просто давайте больше свободы передвижений, вовлекайте в активные игры.
К году ребенок спит около 12 часов сутки (днем один или два раза). Кормить его можно с общего стола, но без жареных, сладких и острых продуктов.
Нормы развития ребенка до года
В таблице представлен график поэтапной прибавки роста, веса у девочек и мальчиков³. Можно использовать данный калькулятор для расчета прибавок с любого веса новорожденного. Здесь взят средний вес при рождении — 3 кг у девочек, и 3,2 кг у мальчиков.


Такой помесячный календарь развития ребенка — это лишь ориентир. Сроки появления навыков и прибавки роста, массы — примерные и могут быть растянуты во времени на 1‒2 месяца. Главное — следите за здоровьем малыша, не перегревайте и переохлаждайте, обеспечьте нормальные сон и питание, посещайте все плановые приемы педиатра.
Литература:
«Периоды детского возраста». Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье». Ваганов Павел Дмитриевич, Яновская Э.Ю., Манджиева Э.Т. https://cyberleninka.ru/articl...
«Физиология и патология периода новорожденности». Пособие для студентов старших курсов и врачей общей практики. СПГМУ им. академика И.П.Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Кафедра педиатрии https://www.1spbgmu.ru/images/...
«К вопросу о современных стандартах показателей физического развития (длины и массы тела) детей грудного возраста». РМЖ. Мать и дитя № 4 от 26.12.2019 стр. 331‒336. Сахно Л.В., Ревнова М.О., Колтунцева И.В., Мишкина Т.В., Гайдук И.М., Баирова С.В. ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия https://www.rmj.ru/articles/pe...