Окружность головы у детей: таблица, нормы, отклонения
Новорожденные в первые месяцы растут и прибавляют в весе быстрее, чем в какой-либо другой период жизни. При оценке физического развития новорожденного важное значение имеют рост, вес, окружность головы грудного ребенка. На последнем параметре остановимся подробнее — вы узнаете, как измерить голову ребенка правильно и на какие нормы ориентироваться.
Зачем нужно проводить измерение окружности головы грудного ребенка
В первые 6 месяцам окружность головы увеличивается сильнее всего. Замедление роста происходит с 4‒5 месяцев. Окружность головы грудного ребенка — показатель, который позволяет оценить рост головы, а также удостовериться в том, что объем головного мозга и состояние мягких тканей в норме. При рождении же помогает убедиться, что обхват головы соответствует гестационному возрасту, что важно, например, при задержке внутриутробного развития.
Техника измерения
Замеры окружности головы грудного ребенка проводят сантиметровой лентой. Алгоритм следующий:
- Укладывают грудного ребенка на пеленальный столик или на руки к маме;
- Ленту накладывают немного выше бровей — по надбровным дугам, над ушами и по затылочному бугорку;
- Следят, чтобы лентой и кожей головы не проходил палец измеряющего.
Для достоверности рекомендуется проводить замеры окружности головы 2‒3 раза подряд и за верное значение брать наибольшее. Для точности и объективности исследование лучше осуществлять ежемесячно — в число рождения.
Как оценить результат
В среднем прибавка по месяцам первые полгода составляет 1,5 см. С 6 месяцев до года — 0,5 см в месяц. Есть формула ориентировочного расчета окружности головы (ОГ) у детей до 1 года:
- ОГ = ОГ при рождении + 1,5 х N(возраст в месяцах) — в первые 6 месяцев жизни.
- ОГ = ОГ при рождении + 1,0 х N(возраст в месяцах) — в первые 6 месяцев жизни.
Для удобства лучше использовать специальные таблицы окружности головы у детей.
Окружность головы у детей: таблица по возрастам
Физические параметры детей одного возраста могут сильно различаться. Поэтому ВОЗ предлагает центильные таблицы, в которых значения признака распределяются по частоте встречаемости при массовых обследованиях. Для оценки соответствия нормам окружности головы у детей используют 11 колонок-центилей. В каждой из них проставлена цифра — значение обхвата головы, ниже которого может встречаться у 1, 3, 5, 15, 25, 50, 75, 85, 95, 97 и 99% детей соответственно. Таким образом врач смотрит: если полученное значение равно 15 центилям, значит, что у 15 детей из 100 окружность головы меньше.
Таблица для девочек:
Для мальчиков:
Норма окружности головы у детей
Условный стандарт — 25, 50 и 75 центилей. Такие значения указывают на то, что размер головы у ребенка такой же, как у 75% детей. Изменения в большую или меньшую сторону не считаются отклонением от нормы.
Однако желательно проконсультироваться с доктором, если значения окружности головы грудного ребенка соответствуют:
- Очень низким — менее 3 центилей;
- Низким — от 3 до 10 центилей;
- Высоким — 90‒97 центилей;
- Очень высоким — выше 97 центилей.
У здоровых доношенных детей окружность в среднем равна 33‒36 см у мальчиков и около 32,5‒35,7 см у девочек. При рождении голова может быть немного больше за счет отека мягких тканей.
Если голова слишком большая и при этом есть сопутствующие особенности (выступающий лоб, выпуклый родничок, сетка из вен на голове), можно заподозрить гидроцефалию. При слишком маленьких размерах головы (и наличии впалого родничка) — микроцефалию.
Во многих случаях размеры головы, несколько отклоняющиеся от нормы, являются наследственной особенностью. В любом случае требуется постоянное наблюдение не только в течение первого года, но и дальше.
Окружность головы ребенка по годам
После года обхват головы увеличивается примерно на 1 см в год до 5 лет, а потом по 0,5‒0,7 см в год до 15‒16 лет. Средние показатели окружности головы ребенка по годам представлены в таблице:
Замеры можно проводить и дома, но не забывайте регулярно проходить осмотры у педиатра, чтобы вовремя обнаружить возможные проблемы и скорректировать их.
Литература:
1.Физическое развитие ребенка. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов. Файзуллина Р.А., Самороднова Е.А., Закирова А.М., Сулейманова З.Я. Казань: КГМУ, 2011. https://kazangmu.ru/files
2.Оценка гестационного возраста и физического развития новорожденных детей при рождении. Методические рекомендации. Архангельск 2017. https://minzdrav29.ru/health
3.Физическое развитие ребенка: учебное пособие К.А. Арутюнян, А.Ф.Бабцева, Е.Б.Романцова. — Благовещенск: Буквица, 2011 — 35 с. https://www.amursma.ru/upload