Режим дня гиперактивного ребёнка

Быстрый ответ
Режим дня гиперактивного ребёнка — это организация его времени с учётом особенностей поведения и потребностей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Он должен включать в себя чередование различных видов деятельности, достаточный отдых и сон, а также время для игр и общения. Важно создать структуру и предсказуемость, чтобы помочь ребёнку лучше адаптироваться и снизить уровень гиперактивности. Рекомендуется проконсультироваться с педиатром, психологом или специалистом по СДВГ для получения индивидуальных рекомендаций по составлению режима дня для гиперактивного ребёнка.
Обсуждения по теме
Арина
Мама мальчика (1 год) Нальчик
Заподозрила аутизм в 1,3

Хочу где-то рассказывать о нашем пути, надеюсь, кому-то это будет полезно и интересно.

Я давно начала замечать, что что-то не так, месяцев с десяти, наверное. Конечно списывала это всё на задержку развития, на «мальчики ленивые» и прочее, но изнутри все равно что-то кололо и твердило, что так быть не должно. В год и три, а вернее 19 октября, я увид

Morkva Жизнь мамочки
Мама мальчика (1 год) Саратов
Быт и жизнь с ребёнком до года

Привет. Не знаю как сформулировать проблему, вопросов мильён..

Как психологически побыстрее принять и грамотно совмещать роль мамы и жены, когда у тебя гиперактивный ребёнок? Имею ввиду отсутствие возможности что-либо делать по дому, потому что у ребёнка шило в попе. Или потому что боюсь не успеть поймать падающего ребенка? Или потому что мне лень ч

Частный или гос сад

Мы ходим в гос сад. Мой ребенок гиперактивный если что-то нужно может достать везде лазит бегает и истерит. Но когда я его привожу у нас расставание проходит спокойно и радостно когда я его забираю. Мы лечимся от гиперактивности у врачей а так же ходим к логопеду так как он не говорит. Спит и ест он в саду хорошо. Но начались какие то проблемы

Мама двоих (14 лет, 2 месяца) Казань
Как помочь гиперактивному ребенку?

Из общего списка симптомов у ребенка примерно половина. Обращались к врачу, точный диагноз нам так и не поставили, но сказали что по-скольку задержки речевого развития нет, во сне не писается и не плачет, то это не СДВГ. Прописали успокоительные.

Но толку нет.

Основная наша проблема - это сон.. от дневного сна пришлось отказаться, по тому как уложить его, даже если сильно устал невозможно. Все попытки похожи больше на принуждение, он орет, закатывает истерики. Даже мне нельзя лечь и закрыть глаза, он кричит "еще не ночь, не спи" и все тут.. Во всех источниках пишут, что для таких детей сон обязателен, но каким образом???

В связи с этим пришлось изменить график. На прогулку мы выходим часов в 12 и гуляем по 3-4 часа, тогда ребенок доволен, он все успевает на улице и спокойно заходит домой. Далее запоздалый обед и занятия или игры. Это то, что ему нравится, он может долго возиться, ему все интересно. В этот период и не скажешь, что он гиперактивный. Но ближе к вечеру начинаются чудеса..он легко заводится, устраивает истерики и остановить его ну очень сложно. Сегодня держала его крепко обняв, так он мне расцарапал ногу(( Когда успокоился, снова стал миленьким мальчиком и слезно просил простить его. В такие периоды он не контролирует себя. На вечернюю прогулку мы не ходим, потому как он уставший уже и надо раньше лечь спать. В 8-9 он спит уже. Утром просыпается в 7-8 часов.

Вторая проблема - это то, что слово "нет" не воспринимается. Не от кого, не от меня, не от других родственников. С ним сложно в магазине, на рынке. Хотя сейчас он больше понимает, чем в два года. Из-за своего характера и любопытства в 2 года чуть не лишился пальца, благо, что доктор хороший помог и все обошлось. Если говорю не лезть самому на высокую лестницу, он все равно залезет и повиснет на верху, хотя назад сам слазить не умеет.. Если ему что-то хочется, он бежит без оглядки..

В детском коллективе без меня или на площадке ведет себя нормально, от других детей не отличается. Воспитатель ни разу не рассказывала о его поведении. Когда я интересовалась, то ответ был, что в сравнении с другими ведет себя нормально. Он общительный и любознательный, легко идет на контакт, первый знакомится.

Поделитесь секретами воспитания таких детей. Как помочь ребенку? и как наладить режим дня?

Мама девочки (9 лет) Харьков
Стоит ли "выматывать" легковозбудимого ребенка?

Добрый день, мамочки! Не совсем про гиперактивность, но близко. Вынужденное сидение дома по болезни, посещение невролога и много прочитанного в интернете натолкнуло меня на неожиданный вывод: не всех детей нужно активно выгуливать. Делюсь мыслями и предлагаю обсудить.

Пы.Сы. на данный момент Ксюше 2,3. Первые проблемы с поведением и сном начались где-то в 1,10. Может, конечно, так совпало, но именно в этот период мы перестали ходить регулярно на развивашку.

Hopchik
Мама двоих (11 лет, 8 лет) Санкт-Петербург
Ева 4 месяца

Черкану коротенько, пока Ване чуть полегчало, а Ева еще не запрыщавилась. Пост н евеселый будет, настроения чет нет ((

Катюша
Мама троих (17 лет, 14 лет, 11 лет), планирую беременность Москва
Гиперактивный

Стовно шило в попе!)))))
Если вы увидите ребенка, способного подолгу апатично сидеть или лежать без дела, то наверняка встревожитесь: здоров ли он? Все ли у него в порядке? Ведь дети, как правило, очень подвижны, активны - такова их природа, физиологическая закономерность их развития. Это только для родителей детская беготня - лишняя забота. На самом же деле все надо воспринимать с совершенно других позиций. Овладев навыками ходьбы, ребенок начинает энергично пользоваться этими увлекательными возможностями. Особенно большие непоседы - малыши трех-четырех лет.

Yata
Мама троих (21 год, 11 лет, 9 лет) Тверь
Самая соль. Много.

Есть один форум, который я ещё год назад начала читать время от времени. И есть там ветка, где пишут рассказы о том, как люди становятся родными. И такая жизненная концентрация в них, что просто диву даюсь. Перечитывала уже не раз. И решила поделиться этими историями.В большинстве своём о приёмных детях.

Нелли
Мама мальчика (19 лет) Тольятти
Полноценная еда: чем кормить современного школьника?

Накормить ребенка - это целая проблема. Дети слишком любят фастфуд, презирают овощи и ненавидят, когда их заставляют есть суп, а взрослые готовы бороться до последнего за каждую ложку борща: "И пока не доешь, из-за стола не выйдешь!" В чем причина этих противоречий, как убедить ребенка питаться полноценно и правильно и без каких витаминов не обойтись ни одному школьнику?

Таня
Мама девочки (15 лет) Домодедово
Адаптация к детскому саду. Статья.

Девочки, нашла на просторах ББ - для себя и для вас!

image

Адаптация к детскому саду

Абсолютно все дети любого возраста, попадая в детский сад, переживают так называемый адаптационный период. Естественно, чем ребенок старше, тем этот период короче и легче. В любом случае 2 месяца - это минимальный срок адаптации детей к детскому саду.

На самом деле адаптационный период длится, как правило, от 2 месяцев до полугода. Для того чтобы он прошел наиболее благополучно, и в дальнейшем ребенок мог без вреда для себя посещать детский сад, рекомендуем вам такой режим посещений детского сада на адаптационный период.

(далее под катом)

Анюша
Мама мальчика (14 лет) Москва
отличная статья про поездки с детём!
перепост, делаю для себя ,ибо в июне едем на море,может кому еще пригодится...

ПРО ПУТЕШЕСТВИЯ


Когда?

Новорожденный ребенок не знает норм и правил. Все, что происходит, все, что делают родители – для него и есть норма, из их поведения и организации дня он и усваивает принципы хорошо/плохо, правильно/неправильно. Поэтому если Вы планируете активную жизнь, спорт, путешествия, поездки на автомобиле – все это можно и нужно начинать практически сразу. Дети, которых с первых дней возят в автомобиле, не страдают от укачивания. Дети, в первом полугодии отправившиеся путешествовать, не боятся самолета, не страдают от акклиматизации, не получают стресс резкой смены обстановки, потому что еще не привыкли к своей постоянной обстановке – и чем разнообразнее их жизнь была с самого начала, тем легче им в путешествии. Если Вы с первых дней носите ребенка в слинге и возите в автокресле, не сидите дома, а постоянно перемещаетесь, он и не заметит, что вы вдруг переместились в другую страну на море – это море будет для него таким же новым, но не пугающим своей незнакомостью впечатлением, как и зоопарк, и новая детская площадка, и лес и детский магазин. Впечатление новое, но к их смене он привык. И ориентируется он по состоянию родителей – если они спокойны в новой обстановке, спокоен и ребенок, понимая, что все происходит как надо, и родители знают, что делают. Главное, чтобы мама была рядом, чтобы была еда, мир и спокойствие :)
Гузелька Клуб Леди IQ
Мама троих (10 лет, 12 лет, 3 года) Набережные Челны
РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ: ЧТО ДЕЛАТЬ?


Почему дети начинают себя отвратительно вести в самый неподходящий момент? Для усмирения чад в ход идет весь доступный воспитательный арсенал начиная с увещеваний и заканчивая подзатыльниками. Почему же дети становятся такими несносными?

Психологи объясняют, что происходит с ребенком, который стал себя плохо вести.

1. Между прочим, есть научное объяснение, почему дети время от времени «выходят из берегов» - это нормальные этапы развития

«На самом деле между тем количеством внимания и времени, которое хотят и могут выделять ребенку родители и тем, сколько этого внимания и времени нужно ребенку, есть большая разница. С точки зрения ребенка, ему должно принадлежать все ваше время и внимание - потому что малыш таким образом развивается, - говорит Эмили Эммотт, биолог-антрополог Университетского колледжа Лондона, - А родителям, естественно, силы нужны еще и на себя, и на друзей.

Дети же просто еще не умеют «правильно» дать понять, что им не хватает внимания. Вот и получается - ребенок думает, что лучший способ завладеть вниманием родителей - это устроить истерику, хорошенько покричать. Кроме того, дети отнюдь не с рождения обладают способностью понимать, чего хочет другой человек, им нужно этому научиться. А пока все, что они понимают - это то, что им чего-то хочется, а им этого не дают».

2. Четкий режим сна - ключ к хорошему поведению

Проведенное в 2013 году исследование, в котором приняли участие больше 10000 детей в возрасте 3, 5 и 7 лет, показало, что есть объективная и статистически достоверная связь между неупорядоченным режимом сна и проблемным поведением ребенка днем.

Профессор Ивонн Келли из отделения эпидемиологии и здоровья населения Университетского колледжа Лондона рассказала: «Отсутствие фиксированного режима дня заставляет тело и разум ребенка переживать нечто похожее на смену часовых поясов, что сказывается на здоровом развитии и поведении ребенка. Нарушения сна, особенно возникающие в ключевом для развития ребенка возрасте, могут привести к серьезным последствиям для здоровья, которые будут сказываться всю последующую жизнь».

Исследование подтвердило четкую связь между сном и поведением ребенка. Оно показало также, что негативные изменения в поведении ребенка обратимы - как только нормальный режим дня установлен, поведение начинает меняться в лучшую сторону.

По мере того, как ребенок растет, нормально не высыпаясь, его поведение ухудшается, что проявляется в его гиперактивности, сложностях в отношениях со сверстниками и проблемах эмоционального характера. Однако у детей, которые переходят на регулярный распорядок дня, прослеживается улучшение в поведении».

3. Для понимания ребенком того, «что такое хорошо и что такое плохо», поощрение эффективнее, чем наказание

Как часто родители говорят своим уже подросшим детям: «Да мы тебя наказывали для твоего же блага!», «Да, ругали, но тебе же добра хотели!»… Но так ли это на самом деле?

Рэйчел Келем, профессор кафедры детской и семейной психологии Массачусетского университета, говорит: «Паттерны хорошего поведения гораздо лучше закрепляются, если больше внимания уделять тем моментам, когда ребенок ведет себя хорошо, чем если заострять внимание на тех эпизодах, когда ребенок делает что-то не так».

«Часто родители сосредоточивают все свое внимание на том, что им кажется в поведении ребенка неправильным. Но на самом деле, если родители будут акцентировать свое и ребенка внимание на тех моментах, когда он ведет себя хорошо, ребенок будет стараться вести себя так, чтобы вызвать одобрение родителей. Хвалите ребенка за хорошее поведение, поощряйте его и тем самым вы воодушевите его продолжать вести себя в том же духе.

Часто получается так, что ребенок получает гораздо больше родительского внимания - пусть и со знаком «минус» - когда ведет себя плохо. И тут уже дело за родителями - поймите это, и постарайтесь уделять ребенку больше внимания, когда он ведет себя хорошо, он будет стараться получить ваше внимание хорошим поведением».

4. Чтобы закрепить паттерны хорошего поведения, ребенку нужно объяснить, чем же оно так хорошо

«Если ребенок убрал за собой игрушки, недостаточно сказать: «Хорошая девочка» или «Молодец», - говорит Келем, - нужно проговорить, почему вам нравится такое поведение ребенка. Лучше сказать: «Спасибо тебе за то, что убрал игрушки, - ты так мне помогаешь, когда наводишь порядок» или «Посмотри, как в комнате стало хорошо, когда ты все расставил по местам».

5. Дети во всем «зеркалят» поведение родителей - и ваши гнев и злость тоже

Сердятся на детей абсолютно все родители без исключения. «Но учить тому, что хорошо, а что плохо, не значит кричать на ребенка», - говорит Дэвид Спеллман, детский психотерапевт из Ланкашира. «Я уверен, что мы очень часто недооцениваем, насколько сильное негативное воздействие на ребенка оказывает родительский злой или раздраженный голос. Да, это требует работы над собой и терпения, но родители должны быть одновременно и строгими, и добрыми.

Нужно четко говорить, что так, а что не так, но не кричать и не вопить. Если разговаривать с ребенком зло и гневно - он вас просто не «услышит», и все, что вы пытаетесь ему сказать в таком тоне, останется для него совершенно непонятным».

6. Хвалите ребенка, если он сделал что-то ПОЧТИ правильно

Никто из взрослых-то неидеален, а уж дети в особенности. Их мозг и способность принимать решения еще только формируются (и будут формироваться до подросткового возраста, и даже после). Детям нужно много времени, чтобы научиться вести себя хорошо и «разучиться» - плохо. «Так что остается только набраться терпения, - говорит Спеллман, - Хвалите ребенка за то, что он сделал почти хорошо и за то, что он СТАРАЕТСЯ сделать что-то хорошо».

7. Не бывает «рано» учить хорошему поведению

«Никогда не рано устанавливать четкие границы дозволенного и хвалит за хорошее поведение», - отмечает Келем, - Младенцы учатся хорошему так же успешно, как и годовалые дети. А уж трехлетнему вы можете совершенно открыто и спокойно сказать: «Если ты собираешься и дальше так безобразничать, придется тебе пойти и посидеть на стуле в другой комнате несколько минуток, пока не успокоишься». Сами понимаете - когда ваш ребенок станет выше вас ростом - гораздо труднее будет ему что-то внушить. Так что делайте все вовремя.

8. Старайтесь не ввязываться в «войну интересов»: готовы уступить - уступайте сразу

Видите, что намечается истерика? У ребенка плохое настроение? Все ему не так и не этак? «Тут уж или твердо стойте на своем и не сдавайте позиций, - говорит Келем, - или дайте ребенку то, что он хочет, не давая истерике набрать силу. Все мы бывали в ситуации, когда ребенок ноет, и ноет, и ноет, выпрашивая что-то, и родитель в конце концов уступает. И так ребенок учится тому, что всего-то и надо погромче поорать и подольше поныть - и родитель сдастся. Поведение родителей должно быть совершенно четким: хотите уступить - уступите сразу же, не дожидаясь истерики и нытья. Решили стоять на своем - стойте, не меняйте своего поведения из-за того, что ребенок ваш кричит и ноет».

9. У каждого ребенка свой темп развития, и его возраст не всегда хороший ориентир для оценки его поведения

«Хватить уже вести себя как младенец!», «В твоем возрасте так себя вести просто стыдно!» - еще одно избитое клише из родительского арсенала. Многие родители убеждены, что по мере того, как ребенок становится старше, он «забывает» «малышовые» особенности поведения.

Спеллман напоминает: «Все дети совершенно разные, и на развитие каждого так много всего влияет, что ждать «поведения, соответствующего возрасту» - не очень-то разумно».

«Календарный возраст ребенка не очень-то надежный критерий для оценки поведения. Дети очень, очень разные в смысле прохождения этапов развития. Родителям важно понять, каков «функциональный возраст» их ребенка, «возраст по развитию». И в какой-то области ребенок может быть очень даже развит, а в другой - малыш малышом. Особенно у подростков так бывает - только что разговаривал так, будто ему не 11, а все 21, и тут же может попросить посидеть с ним, пока он засыпает, и подоткнуть одеяло или куриный супчик сварить».

10. Если вы используете таблицу оценки поведения ребенка - не поддавайтесь соблазну снять «золотую звездочку» за нарушение правил

Такие таблички на кухонной стене, призванные стимулировать ребенка делать то, что от них требуют родители, сейчас весьма популярны. Сделал правильно (например, сам застелил постель) - получил звездочку в таблице. Но, отмечает Келем, очень часто родители совершают большую ошибку, сначала давая эту самую звездочку, а потом убирая ее за какой-то проступок.

«Такие таблицы - это очень хороший способ договариваться с ребенком, они весьма эффективно работают. Смысл в том, что ребенок видит, у него есть наглядное отображение его хорошего поведения, и он знает, что за хорошие поступки будет поощрение. Но родители часто совершают серьезную ошибку, отбирая уже заслуженную звездочку. Очень важно понять: если ребенок что-то заслужил - он это заслужил, и пересмотру это не подлежит, что бы он ни натворил после».

11. Отмените все эти «углы» и «ступеньки для непослушных»

Келем отмечает: «Вообще, «выдернуть» ребенка из ситуации, когда он плохо себя ведет, - стратегия очень эффективная. Только нужно делать это быстро, без крика и ругани. Я. честно сказать, не люблю все эти «иди в угол», потому что этим «в угол» вы клеите на ребенка ярлык «ты плохой». А хотите-то вы не ярлык наклеить, а чтобы ребенок перестал делать что-то плохое, так? Вот и не сообщайте ему «ты плохой ребенок», «ты отвратительный», ставя в угол.

Лучше сказать: «Что-то ты разошелся… Пойди-ка тихонечко посиди на стуле у себе в комнате - а как успокоишься, приходи ко мне».

12. Вести дневник поведения - хороший способ понять, что провоцирует плохое поведение ребенка

Если вы ищете способ контролировать изменения в поведении ребенка, дневник вам в этом может стать весьма полезен. Записывая, как ребенок вел себя в тот или иной день, капризничал, закатывал истерики или был в хорошем настроении, вы сможете отследить, что провоцирует плохое поведение вашего ребенка.

«Записывая, что ребенок делал до скандала или вспышки гнева и что было после, вы увидите эти цепочки событий и сможете понять, почему в такой-то день все вдруг пошло наперекосяк», - советует Келем.

13. Если вам нужна помощь, не стесняйтесь просить о ней

Вы чем-то встревожены в поведении ребенка? Что-то, на ваш взгляд, не так? Нет ничего стыдного в том, чтобы обратиться к терапевту. Это вовсе не значит, что вашему ребенку тут же выставят диагноз или выпишут какие-нибудь лекарства - но тот же терапевт может посоветовать, например, хорошего детского психолога.

А вообще, помочь вам могут не только профессионалы. Друзья, родственники, другие родители могут дать дельный совет в сложной ситуации, связанной с воспитанием ребенка.

«Быть родителем - по-настоящему трудно, без всякого преувеличения, и это абсолютно нормально, что иногда вам очень нелегко. И если вам есть с кем обсудить накопившиеся проблемы - не стесняйтесь. Конечно, всегда найдутся люди, которые безапелляционно заявят: «Вам поможет только то-то и то-то», - подчеркивает Спеллман, - Но попробуйте просто поговорить с другими родителями, особенно с теми, у которых дети того же возраста, что и ваш. Не нужно бояться говорить о возникающих проблемах, не нужно бояться общаться со специалистами, если возникают трудности - они, эти трудности, бывают у всех».

Патрик Смит
перевод Анны Барабаш

Диана Ходаковская
Москва
Детское время: планируем путешествие с ребенком в 2025 году

Путешествие с ребенком — это всегда приключение, полное ярких эмоций. Но и определенных сложностей тоже будет не избежать. Я, как мама двух детей, за годы поездок научилась планировать семейные путешествия так, чтобы они приносили радость всей семье, а не стресс.

Анна
Москва
Жизненно важно!

Адаптация к детском саду.

19 февраля, 15:17

Абсолютно все дети любого возраста, попадая в детский сад, переживают так называемый адаптационный период. Естественно, чем ребенок старше, тем этот период короче и легче. В любом случае 2 месяца - это минимальный срок адаптации детей к детскому саду.


На самом деле адаптационный период длится, как правило, от 2 месяцев до полугода. Для того чтобы он прошел наиболее благополучно, и в дальнейшем ребенок мог без вреда для себя посещать детский сад, рекомендуем вам такой режим посещений детского сада на адаптационный период.



Для детей до 3 лет начать нужно с посещений детского сада в течение двух недель на 1-1,5 часа. Если две недели ребенок успешно проходил в детский сад, следующие две недели можно водить его на 2-3 часа, подключив либо завтрак, либо обед, в зависимости от того, что больше совпадает с его индивидуальным режимом.Если ребенок хорошо адаптируется к группе, то можно говорить о переходе на полный день. Но увеличение количества посещений должно происходить постепенно: либо вы приводите ребенка на 2-3 дня в неделю на полный день, либо в течение всей недели. Через 1-2 месяца ребёнок, если он чувствует себя комфортно, сможет оставаться на полный день.

Первый раз отвести ребенка в детский сад желательно в четверг. Два дня - четверг, пятница - это как раз то необходимое количество времени, для того чтобы ребенок мог понять, куда его привели. И за последующие субботу-воскресенье - осмыслить новую информацию и новые впечатления. Понедельник-вторник ребенок посещает детский сад в том же режиме, что и четверг-пятницу. Если вы чувствуете, что ребенок не справляется с обрушившимися на него впечатлениями, оставьте малыша в среду дома, отдохнуть.

Если у вас есть возможность, то водить ребенка в детский сад на полдня (до дневного сна), нужно не меньше, чем два месяца. Если все в порядке, ребенок не болеет и охотно ходит в детский сад, можно к концу второго-третьего месяца попробовать оставить его на дневной сон. Когда вы это сделаете первый раз, прийти за ребенком в детский сад нужно до того, как он проснется. Сделать это необходимо для того, чтобы проснувшись, одевшись, малыш сразу смог вас увидеть, так как в этом возрасте дети путают дневной и ночной сон. Проснувшись в детском саду, они не помнят, не понимают, когда их сюда привели, и соответственно не знают, когда за ними придут.

Свой испуг они никак не могут сформулировать. Максимум, в чем он может выражаться, это в нейтральном вопросе воспитателю: когда за мной придет мама. В ответ на свой вопрос ребенок получит спокойный ответ: "Вечером" или "После прогулки", что опять мало информативно для малыша. Малыш становится очень послушным, ходит рядом с воспитателем, выполняет все его просьбы. В результате, когда за ребенком приходит мама, от воспитателя она получает только положительную информацию: спал замечательно, вел себя прекрасно, был моим самым лучшим помощником. На следующий день мама может быть сильно удивлена отказу ребенка идти в детский сад. Либо: в детский сад пойду, но на сон не останусь. Либо - у очень послушных и покладистых детей - идут в детский сад, но во время сна изо всех сил не спят. В результате, сильно устав, засыпают за 15-20 минут до подъема...

Приходить за ребенком сразу после сна нужно в течение 1-2 недель. Если вы пришли за ребенком после сна, он сказал, что хочет еще вместе со всеми полдничать, играть или идти гулять, значит, у вас есть еще 2-3 часа свободного времени. Вы прощаетесь с ребенком и уходите из детского сада. Если он не хочет вас отпускать, значит, вы вместе с ним идете домой. Если на следующий день ребенок не отказывается идти в детский сад, но просит вас не оставлять его спать, водите его опять на полдня, а через некоторое время с согласия ребенка повторяете попытку.

Даже если адаптационный период проходит гладко, ребенок с удовольствием ходит в детский сад, не заболевает в течение 2-3 недель, это не значит, что детский сад не является нагрузкой. Большое количество новой информации, новых условий, даже если они принимаются малышом положительно, - это все равно тяжело. Поэтому посещение детского сада в течение первых двух месяцев должно происходить в индивидуальном режиме. Лучше всего, если увеличение времени, проводимого ребенком в детском саду, будет идти вслед за желаниями ребенка. "Мама, ну когда же я останусь вместе со всеми на обед?";"Не забирай меня после обеда, я хочу спать вместе со всеми". Будет правильным, если вы объясните ребенку, что в течение двух недель вы будете ходить на полдня, а потом вместе со всеми он останется спать. Если в какой-то момент вы видите признаки дезадаптацииили ребенок отказывается ходить в детский сад, нужно снижать нагрузку или обращаться к специалистам (невролог, психолог, психоневролог).

Признаки дезадаптации:

Сон.Это первое, на чем может сказаться эмоциональная и психологическая перегрузка ребенка, посещающего детский сад. Ребенок может начать просыпаться среди ночи, плакать, не просыпаясь, говорить во сне. Ребенок, который раньше вставал среди ночи и писал на горшок, может начать писаться в кровать. Ребенок, который писался один раз за ночь, может начать писаться чаще. Может измениться ритуал отхождения ко сну: из спокойного и самостоятельного может стать длительным, требующим присутствия родителей, с капризами перед сном и нетипичным для ребенка поведением. Изменение сна - это один из первых признаков, который появляется в результате психологической перегрузки при посещении детского сада.

Поведение ребенка до и после детского сада. Если вы все сделали правильно, и ребенок пошел в детский сад легко и с удовольствием, на второй или третьей неделе ситуация может измениться. Ребенок может начать капризничать с утра и говорить, что он не хочет идти в детский сад, аргументируя это тем, что он не выспался, плохо себя чувствует, хочет сегодня остаться дома. Точно так же поведение после детского сада должно быть вами тщательно проанализировано. Гиперактивность, агрессивность, капризность, нетипичная для ребенка, или, наоборот, апатия, пассивность, сонливость, нежелание заниматься ранее интересовавшими вещами должны насторожить. У детей, которые даже в домашних условиях имели проблемы с едой, дезадаптация к детскому саду очень часто выражается в нежелании есть в детском саду. Боязнь прийти в детский сад к завтраку, остаться там на обед, негативная реакция малыша на запах еды в детском саду - это результат общего стресса, который ребенок переживает в адаптационный период. Если не обратить на это внимание вовремя, стресс от нежелания есть в детском саду можно довести до рвотной реакции на еду, предлагаемую в детском саду, или до дискинезии желчевыводящих путей.

Одним из неярких, но очень важным признаком детсадовской дезадаптации является изменение взгляда и мимики ребенка, его осанки и манеры двигаться. Не стоит думать, что это пройдет само собой. Частые респираторные заболевания и обострение хронических заболеваний - один из самых распространенных признаков того, что нагрузка при посещении ребенком детского сада ему не по силам.

Положительная реакция на детский сад. Положительной реакцией на детский сад или благоприятным адаптационным периодом можно считать отсутствие всех вышеперечисленных признаков - как поведенческих, так и физиологических. В качестве примера: ваш малыш пришел из детского сада с хорошим настроением и с порога сказал вам, что он уже большой, что теперь он все будет делать сам - сам разденется, сам поставит аккуратно свои ботиночки, сам пойдет мыть руки, а когда сядет за стол, скажет, что сейчас он вам покажет, как едят взрослые дети.

Как компенсировать нагрузку детского сада.

Первое посещение ребенком детского сада должно быть ознакомительным, в вашем присутствии. Невозможно в первый день посещения нагрузить ребенка двойной информацией. Первое: новая обстановка, территория, игрушки; второе: большой детский коллектив и совершенно незнакомая ему взрослая тетя - воспитатель. Вы пришли в детский сад, поднялись в группу, познакомились с воспитателем, заглянули в комнату для игр, нашли шкафчик, в котором будет храниться одежда малыша. Воспитательница вместе с вами и малышом прошла в спальню, показала, где дети спят, прошла в туалет, объяснила малышу, что он должен делать, если захочет писать или какать. На этом ваше первое посещение детского сада закончилось.

Второй раз вы можете погулять с детьми вашей группы на площадке детского сада. Первое часовое посещение детского сада можно по договоренности с воспитателем провести как в первой половине дня, так и во второй, что может быть оправданно как режимом дня вашего ребенка, так и вышеперечисленными факторами. Достаточно эффективно бывает несколько дней погулять с детьми на площадке детского сада, и на второй-третий день после прогулки отвести ребенка в группу.

1. Хорошо зарекомендовал себя индивидуальный график посещений. Например, четыре дня в неделю рабочих - три выходных, или два дня в неделю ходим в детский сад только до обеда. Возможны и другие варианты - в зависимости от особенностей ребенка и расписания занятий в детском саду. Самое главное, чтобы ваш индивидуальный график не нарушал психологического комфорта пребывания ребенка в детском саду.

2. Обратите внимание на то, что в детском саду не предусмотрены каникулы. Несмотря на то, что нагрузка в детском саду иногда даже больше, чем в школе, - по времени пребывания и в силу возраста ребенка. Поэтому исходя из возможностей вашего ребенка предусмотрите "каникулы". Два месяца ходим - неделю отдыхаем. Либо: две недели ходим - три-четыре дня (выходные плюс пару дней) перерыв. Если вы не научитесь по состоянию ребенка определять нарастающую усталость и давать малышу возможность отдыха, он будет заболевать самыми банальными респираторными заболеваниями, т.к. на фоне усталости будет снижаться иммунитет.

3. Как можно больше разговаривайте с ребенком о том, как он провел день в детском саду. Вопросы должны быть простыми, неэмоциональными. Что ты ел? Во что вы играли? Во что вы играли на улице? Как ты одевался? Что сказала воспитательница? Если вы чувствуете, что малыш не хочет обсуждать с вами детский сад, это может быть сигналом того, что детский сад им воспринимается негативно. Дело в том, что рассказать о своих переживаниях, которые неприятны, ребенку очень сложно. С одной стороны, он не всегда правильно может оценить степень своей вины в возникшей неприятной для него ситуации. С другой стороны, рассказ о неприятных переживаниях - это еще раз переживание этих событий. Нежелание ребенка говорить о неприятных ему вещах выступает как психологическая защита.

4. Если малыш рассказал вам нечто ужасное с вашей точки зрения, постарайтесь не напугать его вашей эмоциональной реакцией. Спокойно, тем же тоном продолжайте задавать уточняющие вопросы. Постарайтесь своим разговором не усугубить психологический дискомфорт, возникший у ребенка. Научите малыша правильному поведению в складывающихся непростых ситуациях в детском саду.

5. Совершенно невозможно после детского сада посадить ребенка перед телевизором, а еще хуже - перед компьютером. Во-первых, в этом случае ребенок лишен всякого общения с родителями. Во-вторых, просмотр телевизора и игра на компьютере являются сильно возбуждающими видами деятельности, несущими новую, не всегда позитивную информацию, что для ребенка, посещающего детский сад, будет явной перегрузкой. Исключением из этого правила может быть короткий любимый мультфильм, который ребенок смотрит сидя у вас на коленях.

6. Очень полезно сразу после того, как вы пришли из детского сада, посадить ребенка в наполненную ванну на 30-40 минут. Это даст малышу возможность очень эффективно релаксировать нагрузку детского сада, смыть со слизистых патогенную флору и разделит ваш день на до и после ванны. До - детский сад, после - чистенький, тепленький, в домашней одежде - любимый вами ребенок.

7. Адаптационный период к детскому саду не должен совпасть ни с какими другими кардинальными изменениями в жизни ребенка. Это особенно значимо для детей в возрасте до 3 лет. Рождение младшего брата или сестренки, переезд, отлучение от груди, прощание с соской или бутылочкой, переселение в новую кроватку или другую комнату, развод родителей или появление в семье нового человека лучше разнести по времени с походом в сад.
Клиника
Москва
Зачем идти к неврологу

На сегодняшний день болезни нервной системы у детей относятся к самым распространенным. Часто приходится выявлять те или иные отклонения нервной системы даже среди новорожденных детей.

В первую очередь, это связано с патологией в период беременности и родов:

  • гипоксическими, инфекционными процессами, перенесенными плодом внутриутробно,
  • фето-плацентарной недостаточностью (нарушения кровотока в системе «мать-дитя»),
  • групповым и резус-конфликтами крови,
  • стрессовыми факторами,
  • вредными привычками со стороны родителей,
  • генетической предрасположенностью,
  • плохой экологией,
  • травмами в родах и другими реже встречаемыми причинами.

Настасья
Мама четырех (от 1 год до 16 лет) Омск
Для себя (надо готовится по маленьку)Адаптация в детском саду: попытка или пытка?
Подсознательно в нас укоренилось представление, что детский сад - одна из ступенек детства, по которым поднимаются в срок, а три года - возраст, на взгляд родителей, подходящий. К тому же сам ребенок твердит, что ему скучно, и хочется играть с детьми... image


Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Может заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура... Ему не мил детский сад и малыш почти неузнаваем, словно его "подменили". "Подменили" не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно.

И негативные, протекающие на всех уровнях сдвиги в детском организме, - важные индикаторы степени влияния на ребенка периода адаптации (приспособления). Организм и душа ребенка - в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации. Есть еще и промежуточный вариант.

Эмоциональный портрет новичка, поступившего в детский сад

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: то подавленность и безучастность ко всему, то ребенок напоминает "белку в колесе". Вырываясь из рук воспитателей, мчится к выходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев. Плач - от хныканья до постоянного, непрекращающегося. В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает новичков, пришедших в группу.

СТРАХ: во всем скрытая угроза: от неизвестной обстановки и встречи с новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не придете вечером, чтобы забрать домой... Родительские
переживания особенностей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.

ГНЕВ и рождаемая им агрессия готовы без искры разгореться, будто в ребенке - "пороховая бочка".

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Доминирование их возвещает о завершении у вашего ребенка адаптационного периода. Радость, улыбка и веселый смех - главные "лекарства" и противовес всем
отрицательным эмоциям.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ: на смену "гордой бесконтактности" приходит "компромиссная контактность", что, однако, является инициативой мнимой - выходом из сложившегося положения. Она не направлена на улучшение общения со сверстниками. Если проявить терпение и такт, то в три года малыш способен
выбрать повод для контакта. В коммуникабельности ребенка - успех исхода адаптационного процесса.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ снижается и угасает на фоне стрессовых реакций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и понять, что происходит рядом. "Почемучка" словно в зимней спячке, но когда он проснется, или в конце концов Вы все-таки "разбудите" его посредством положительных эмоций, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ: почти все давно усвоенные и успешно используемые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может "растерять". По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг "вспоминает" забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенческих или облегченных слов без существительных и прилагательных. Одни глаголы! В ответах на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: заторможенность или неуправляемая гиперактивность. Не путайте активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка!

СОН: если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспокойный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

АППЕТИТ у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется. "Волчий аппетит" возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного периода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.

Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным повышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша, извращает ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья, и - нет больше защитного панциря, защищающего от всех болезней. От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново.

Цепочка "разлука-страх-стресс-срыв адаптация-болезнь с осложнениями" повторяется в течение нескольких месяцев. Таких детей желательно не отдавать в три года в детский сад.

Тип легкой адаптации характеризуется привыканием к новой обстановке - в течение полумесяца, а изменения, которые видны в поведении ребенка, кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Промежуточный вариант - средней тяжести течение периода различных адаптационных изменений в детском организме характеризуется сроком адаптации - больше месяца, иногда во время нее возможны заболевания без каких-либо осложнений.

Чем спровоцирован стресс у ребенка в подобной ситуации? Не столько - отрывом от значимых взрослых (ими в течение всего дошкольного периода являются близкие в семье), и особенно от матери, сколько несовершенством адаптационнных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться в новой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. Кроме того, второе полугодие третьего года жизни малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие.

Родителям проще, чтобы все было как раньше. Отстаивая свою личность, психика малыша становится ранимее, чем прежде, а тут, дополнительно к нагрузке кризиса трех лет, - груз адаптации к детскому саду. Малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать Вам назло. Все то, что видите Вы - это издержки адаптации, ее "цена" и "плата" для ребенка. От Вас зависит, чтобы эта "плата" была минимальной и не пришлось лечить нанесенные ребенку травмы всю жизнь.

Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад.

Не отдавайте ребенка в детсад в разгаре кризиса трех лет. Этот кризис - первая попытка самореализации.

"Раскройте секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.

Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.

Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.

Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.

Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня.

Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.

Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.

Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.

Как надо родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад.

Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.

Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.

Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.

Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад.

В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.

"Наказывать" ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.

Мешать его контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.

Наказывать за детские капризы.

Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно ничто не угрожает. Балуясь, он испытывает и себя, и мир на прочность, он определяет до каких допустимых границ могут простираться его действия в этом мире. При малейшем страхе, намеке на опасность он бежит искать защиты и помощи у взрослых, становясь образцом послушания. Это - признание своей ошибки и просьба о помощи. Ведь своего опыта еще нет. Требуется грамотная помощь взрослых: в трудной ситуации - дать образец новой формы поведения в изменившихся условиях.

Обучение способностям реагировать на ситуацию формирует качество ответственности - предпосылку самореализации. Родителям следует помнить, что в режиме повиновения существует опасность внедрения в ребенка негативных программ, особенно неосознанного и непрочувствованного чувства вины. И если ответственность дарит силу для изменения своей жизни, то вина тратит силу впустую, расточает ее.

Получив от родителей представление о себе как о "жертве", человек продолжает быть доступным для манипуляций и все более удаляется в сторону от тех жизненных выборов, которые приносили бы только пользу и удовлетворение.

Идеальный возраст для адаптации - 1 год 8 месяцев, когда в развитии ребенка отмечается прогресс и он настолько понятлив, что мы приступаем к его планомерному обучению, по сути, к подготовке к школе.

Важно не погасить эту понятливость, что легко сделать, если ребенок играет примитивно, без смысла и выдумки, вызывая у родителей недовольство и досаду, которые лишь укоренят в более старшем возрасте неуверенность и чувство вины. У оказавшихся рядом малышей в этом возрасте не все ладится, они далеки от взаимопонимания и, хотя уже не могут друг без друга, все еще не могут и друг с другом.

Бурно формируется основное волевое качество - способность в одних условиях действовать со всей энергией, а в других - сдерживать, ограничивать себя. Именно в этот период дает о себе знать темперамент и формирующийся характер ребенка, поэтому нельзя требовать от ребенка ровного настроения, реагирования: ребенок должен отреагировать все свои эмоции, испытав восторг и подъем игры, не сдерживая себя среди столь же эмоциональных сверстников.

Экспериментально доказано, что в игре ребенок в полтора-два раза превосходит свои показатели зрения, слуха, физические возможности. Эмоциональность - фундамент умственного развития. Эмоции - то звено, за которое вытаскивается вся цепь психического развития. Даже при задержке речевого развития, многокрасочность и разнообразие эмоций является залогом умственной полноценности ребенка. Хочется
напомнить простой механизм: интерес к чему-либо проявляется через удивление, а удивиться может человек богатый эмоционально!
Источник
Юлия
Мама двоих (16 лет, 13 лет) Москва
для тех,у кого старшие дети ревнуют

Родитель обычно психологически ближе к тому ребенку, с которым он совпадает по порядковому номеру.


Чем меньше ребенок, тем более телесна реакция на роды:

Ребенок может заболеть где-то рядом с родами — обычно повышение температуры или проблемы с животом. Лечить вниманием родителей.

Могут быть нарушения ночного сна — в последние недели беременности или после родов — не надо этого пугаться. Лекарство — интенсивное внимание к старшему перед сном.

Галина
Мама девочки (17 лет) Москва
Отдых с малютками. Может кому пригодится

  Когда?

Новорожденный ребенок не знает норм и правил. Все, что происходит, все, что делают родители – для него и есть норма, из их поведения и организации дня он и усваивает принципы хорошо/плохо, правильно/неправильно. Поэтому если Вы планируете активную жизнь, спорт, путешествия, поездки на автомобиле – все это можно и нужно начинать практически сразу.
Дети, которых с первых дней возят в автомобиле, не страдают от укачивания. Дети, в первом полугодии отправившиеся путешествовать, не боятся самолета, не страдают от акклиматизации, не получают стресс резкой смены обстановки, потому что еще не привыкли к своей постоянной обстановке – и чем разнообразнее их жизнь была с самого начала, тем легче им в путешествии.
Если Вы с первых дней носите ребенка в слинге и возите в автокресле, не сидите дома, а постоянно перемещаетесь, он и не заметит, что вы вдруг переместились в другую страну на море – это море будет для него таким же новым, но не пугающим своей незнакомостью впечатлением, как и зоопарк, и новая детская площадка, и лес и детский магазин. Впечатление новое, но к их смене он привык. И ориентируется он по состоянию родителей – если они спокойны в новой обстановке, спокоен и ребенок, понимая, что все происходит как надо, и родители знают, что делают. Главное, чтобы мама была рядом, чтобы была еда, мир и спокойствие :)

Если же в первый год жизни ребенок рос в тепличных условиях, утешение находил только у мамы, уложить его спать может только она, она все время была дома или наоборот – она работала, а с ребенком сидел кто-то другой, и из желания поберечь его «не таскали» лишний раз из дома, если ребенок не ездил на машине, не часто бывал в гостях, на даче, не часто менял обстановку или совсем ее не менял, если он знает только свой дом и свой двор и у него сложились определенные ритуалы – что необходимо делать утром, днем, вечером, где стоит кроватка, с какой игрушкой засыпать, во сколько гулять, в какой коляске, под какую музыку кушать и в каком слюнявчике, - первый выезд на отдых - а он все равно рано или поздно состоится – может стать для ребенка огромным стрессом.
Первая резкая смена обстановки. Все не так – кровать не та, обои не те, запах не тот, ничего привычного кроме нескольких игрушек, взятых с собой. Режим дня другой, природа другая – весь привычный мир рухнул, и ребенок оказался в новом, совершенно незнакомом и конечно же пугающем. Уровень тревоги резко подскакивает, адаптивные способности резко напрягаются – а поскольку они не тренированы за этот год, а наоборот, скорее атрофированы – риск их срыва очень велик. И развиваются проблемы акклиматизации, пищевые срывы, капризы, отказы от сна, от еды, инфекции, болезни. Последний оплот, где ребенок пытается найти силы чтобы справиться со стрессом (ни о каком отдыхе для него, естественно, речь не идет, у него стоит задача хотя бы выжить в этом кошмаре) – это его родители. И тут очень важен их настрой. Если родители тоже нервничают (а как иначе), он понимает, что и для них эта смена – тоже стресс, и они испугались, и им плохо – т.е. его тревога не беспочвенна, а обоснованна, их семью постигло несчастье – и ребенок это несчастье полноценно переживает. Вместе с родителями.

Будьте последовательны. Если вы боитесь отпуска с ребенком, и вам спокойнее в привычной обстановке, если проблемы кажутся вам значимее потенциального отдыха, в который вы все равно не верите – оставайтесь дома. Дайте ребенку подрасти, тренируйте его способности к адаптации постепенно, начиная с малых путешествий в гости, за город – не часто, наращивая новизну впечатлений аккуратно, и всегда сохраняя уверенность и спокойствие – поэтому выбирайте места не по принципу «ребенку полезно дышать свежим воздухом», а по принципу «я в этом месте буду спокойна и мне будет удобно и хорошо, и тогда хорошо будет всей семье».

Если же вы – активная мама, и у нас был конфликт во время беременности, когда вы рвались в отпуск, потому что это ваш нормальный ритм жизни, - будьте последовательны и поддерживайте свой ритм и после рождения ребенка. Не надо конечно обрушивать ему на голову все впечатления мира в первый же месяц. Опять же исходите из вашего спокойствия и удобства. Как только вы почувствуете себя в силах обеспечить спокойное путешествие – можете отправляться. Чем раньше, тем лучше – до создания у ребенка режимных стереотипов.

Куда?

Куда вам будет привычнее и спокойнее. Где будет минимум бытовых хлопот. Где можно будет отдохнуть всем, кто поедет, а не кому-то одному. Туда, куда ходит более удобный для вас транспорт (поезд или самолет, машина, теплоход – это важно – что вам спокойнее, привычнее и где вам будет легче справиться с ребенком).

Конечно климат имеет значение. Конечно не надо везти ребенка на съедение комарам (до 2 лет нельзя использовать большинство средств против них), под палящее солнце, в очаги инфекций (энцефалитные клещи, малярийные комары, мухи це-це, тропические лихорадки и тд и тп) и антисанитарии (кишечные инфекции, сомнительная еда и вода). Если Вы везете ребенка к воде и планируете с ним плавать, не забудьте, что эту воду он будет пить :) - и тут вопрос – что полезнее – прибрежная морская вода или хлорированный бассейн…

И опять же принцип постепенности нагрузок – чем старше ребенок при первом выезде и менее тренирован сменами обстановки, тем меньше климат, еда, образ жизни должны отличаться от домашнего.

На чем?

Оценить надо все – обстановка перед отправлением, время ожидания отправления, насколько можно будет бегать или ползать и тп, доставка багажа, сон в дороге, еда, вода, туалет, время в дороге, жара, холод, сквозняки, духота в дороге, чистота, тишина, соседи – где вам будет удобнее с вашим ребенком? Исходя из вида транспорта выбирается маршрут путешествия.

Самолет

Плюсы: быстро. На дорогу от дома до места назначения тратится всего полдня. Экономит количество вещей, которые надо взять с собой в дорогу и о которых надо позаботиться – смена памперсов, бутылочка воды (всего одна маленькая), еда – 1-2 баночки (если не только грудное вскармливание), количество одежды для переодевания. дети до 2 лет бесплатно, если не занимают место. Актуально только для грудных детей, более старшим и подвижным место необходимо, кроме того соседей в своем ряду лучше не иметь и брать сразу всю тройку мест до прохода. чисто. Ребенок не соберет всю грязь, как он бы обязательно сделал в поезде. если подгадать время рейса, ребенка скорее всего укачает, как в машине, и он просто весь полет проспит – и дневной сон (что важно перед хлопотами трансфера и заселения) и отсутствие забот.

 

Минусы: время ожидания в аэропорту до разрешения на посадку и после прилета до получения багажа. относительная несвобода действий – для более старших «гиперактивных» детей имеет значение. Нельзя бегать, куда хочется, надо раздеться и пройти металлоискатель, задержаться у некоторых стоек и тд. в туалете с ребенком не поместишься, менять памперсы и отмывать придется на месте – насколько вы умеете это делать без пеленального столика и водопродного крана? с другой стороны как оставить ребенка, чтобы отойти самой (если вы летите вдвоем)

 

Поезд

Плюсы: много места в распоряжении, разложенная постеленная койка, устойчивый вместительный столик, закрывающееся купе (естественно плюсы актуальны только в случае покупки полного купе) – как отдельная комната - и от соседей отгородиться, и звукоизоляция, и легкость кормежки и переодевания, и возможность отойти. нет задержки до отправления и после прибытия – оплата носильщиков и таксистов – и вам даже не нужен второй взрослый для помощи. уместится весь багаж с собой, можно вскрыть любую сумку в любой момент и достать необходимую вещь.

 

Минусы: не стоит рассчитывать на укачивающий эффект – дети, прекрасно относящиеся к машине, могут отказаться засыпать в поезде вдвоем с ребенком на койке не разместишься. А один он вполне вероятно может упасть. И это проблема. грязь на полу, по которому он обязательно захочет поползать духота днем, сквозняк и холод ночью сквозь щели в окнах. очередь в туалет по утрам долгое время в пути


Значительно скрашивает ситуацию полное купе спального вагона – там и почище, и койки пошире, и в туалете меньше народа.

Что с собой

Еда

Если ребенок на полном ГВ, вам повезло :) Если на баночном питании – надо все брать с собой, нет никаких гарантий, что будут нужные вам банки. Если супермаркеты с детским питанием не будут доступны (изолированный от крупного города отель) – детскую воду, детские соки и памперсы надо брать с собой. Даже в 5-звездочный отель AI. Если едете в полевые условия – брать с собой надо абсолютно все, что ребенок ест :)

Коляска

Если вы в принципе ей пользуетесь, она вам будет полезна. Можно возить в ней ребенка, а можно сумки :) И тут вопрос - лучше ли легкая трость или проходимый джип

Автокресло

Если вы будете арендовать машину, автокресло можно арендовать вместе с ней.

Одежда

Панамки, кепки с козырьком, ушами и завязками, плотные купальные трусики (для общего бассейна), легкие майки от солнца, трусики (хороший повод распрощаться с памперсами), моющиеся босоножки (старшим детям), теплые вещи по полному списку, включая шапку и шерстяные носки.

Косметика

Молочко солнцезащитное – специальное детское с максимальным УВ-фильтром (25-35). Намазывается весь ребенок с головы до ног с утра. Днем – по мере смывания/высыхания молочка.

Крем питательный – смазывание натертостей, опрелостей, ссадин и тп (влажная в жару кожа травмируется очень легко).

Деситин под памперсы, если они будут

 

Аптечка

Антигистамины (супрастин и тп) – в таблетках и гель (фенистил) для кожи (при укусах комаров), средство против ожогов (пантенол), деситин, активированный уголь, декарис, вермокс, гель для десен, панадол (сироп, свечки), термометр, пластырь, йод, зеленка, марганцовка, отривин, аквамарис, пипетка, аспиратор назальный, примадофилус, КИП, доктор Мом – сироп, гормональная мазь (типа целестодерм, тридерм и тп).

Ожидаемые неприятности

 

Нарушения сна Отказ от еды Желудочно-кишечные расстройства, нарушения стула, отравления Кожные высыпания Простуда Солнечные ожоги, солнечный удар Обезвоживание Температура Проблемные режущиеся зубы Глисты


Проблемы предсказуемые, аптечка исходя из них и формировалась. Внимательная мама с ними справится легко, а большинство из них – не допустит, соблюдая вышеприведенные рекомендации.

Иногда реакцией на сильный стресс путешествия является т.н. регресс – возврат ребенка к более ранним стереотипам поведения. Например годовалый ребенок может отказаться от твердой пищи, требовать только бутылочку или грудь, не ходить, лежать на руках, вернуться в словарному запасу первых месяцев, «впасть в детство» - это и есть регресс. С точки зрения психопатологии это неблагоприятный симптом, как бы умилительно для взрослых он не выглядел – это четкий сигнал о том, что ребенку ПЛОХО! И он не может найти средств к адаптации в настоящем, поэтому он сбегает в светлое прошлое, где мама носила на руках, кормила только грудью и не было никаких страшных вещей типа поездки на юг.

Если ребенок впал в регресс, не надо его дополнительно насиловать попытками искупать в море, заставлять есть еду, которую вы взяли с собой. Надо создать ему максимально охранительный режим, максимально приближенный к домашней обстановке, дать ему все что он требует и дотянуть до возвращения. Если после возвращения какие-то симптомы регресса останутся – необходимо показать ребенка психотерапевту.

Польза

В первые годы жизни ребенку отдых на юге не нужен :) Это отдых для родителей, и надо четко отдавать себе в этом отчет. Не надо заявлять, что вы выкладываетесь, чтобы свозить отдохнуть ребенка – лучше всего ребенок отдохнет от тяжелого трудового года в своей комнате со своими игрушками, в своем дворе, в своей ванне, в привычной обстановке, ДОМА. Да, летом с ним надо больше гулять, проводить целые дни в лесу или на даче – но в знакомом лесу и на своей даче, где он бывал и раньше, и где ему хорошо. Если вы заранее предвидите трудности «отдыха», но на вас давит чувство долга – свозить ребенка на море – можете легко от этого чувства освободиться. Отпуск нужен только родителям. Другое дело, что родители тоже люди, и если для них в поездке отдыха предвидится больше, чем сложностей – значит надо ехать. С учетом всех вышеперечисленных особенностей и предосторожностей.

Чем в более раннем возрасте (до полугода) будет поездка, чем больше будет привычных действий для ребенка, чем вы спокойнее и ответственнее к ней отнесетесь, чем больше будете честны и будете понимать, для кого все это затеяно, чем меньше будет претензий к ребенку как к человеку, ради которого вы выложились, а он вам весь отпуск испортил :), тем больше удовольствия вы получите всей семьей, останетесь здоровы, отдохнете и заложите ребенку и себе благоприятный опыт совместного отдыха в путешествии.

Мама троих (23 года, 21 год, 14 лет) Эдинбург
О детских внутрисемейных конфликтах

http://www.semya-rastet.ru/razd/mnogodetnye_konflikty/

http://www.pravmir.ru/semya-rastet-konfliktov-bolshe/

Обычные конфликты между детьми в большой семье

imageРождение третьего ребенка смягчает конкуренцию между двумя старшими детьми. Часто бывает, когда одного ребенка куда-то сдаешь, в смысле, не физически, а эмоционально, этот конфликт перекочевывает ниже. Или если большой отрыв: первый, а потом с большим отрывом еще двое.