До какого возраста сохраняется сосательный рефлекс у человека?

Быстрый ответ
Сосательный рефлекс — это врождённая способность ребёнка совершать сосательные движения в ответ на раздражение области вокруг рта и губ. Этот рефлекс обеспечивает ребёнку способность получать питание грудным молоком или искусственной смесью. Обычно сосательный рефлекс начинает проявляться сразу после рождения и сохраняется в течение первых 3-4 месяцев жизни. Однако у некоторых детей рефлекс может сохраняться и дольше, но его выраженность и эффективность постепенно снижаются. Если рефлекс сохраняется после 12 месяцев, это может указывать на наличие неврологических проблем и требует консультации специалиста.
Обсуждения по теме
Мама двоих (16 лет, 11 лет) Щелково
Проверим безусловные рефлексы новорожденных?
Дорогие мамочки новорожденных детей и детишек месяцев до 2-3, предлагаю вам самим оценить здоровье своих детишек относительно неврологии.
В силу того, что я занимаюсь лечением своего ребенка, я стараюсь читать соответствующую литературу. И вот недавно я дочитала книгу Ю.А.Ратнера "Неврология новорожденных", где нашла интересную, на мой взгляд, информацию. Может кому-то это тоже покажется интересным. Далее я опишу безусловные рефлексы новорожденных и методику их вызывания (информация взята из вышеупомянутой книги):
Мама девочки (17 лет) Барселона
КАК УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО МОЛОКА

Для начала разберемся, от чего зависит появление молока и выделение его из молочной железы.

“Производством” молока у нас занимается гормон пролактин, образование которого зависит от сосательной активности ребенка. Этот гормон заставляет клетки молочной железы вырабатывать молоко. Ребенок начинает сосать грудь, и через несколько минут количество пролактина начинает увеличиваться. (Гормон пролактин есть у всех, даже у мужчин, только его мало).

 

Мы женщины так устроены, что больше всего пролактина образуется примерно с3 до 8 часов утра (при сосании ребенком груди). Пролактин, появившись через несколько минут после начала сосания, “образует” молоко только спустя несколько часов, после своей непосредственной выработки. Другими словами, кормя ребенка сейчас, мы расходуем молоко, образовавшееся от предыдущей выработки пролактина, и вырабатываем пролактин для последующих кормлений. Полноценная стимуляция груди для достаточной выработки пролактина возможна только тогда, когда ребенок правильно держит сосок. Получается, что количество молока зависит от трех вещей: правильного положения у груди, частоты прикладывания и ночных кормлений.

Выделение молока зависит от действия другого гормона – окситоцина. Действие этого гормона проявляется обычно через несколько секунд после начала сосания ребенка и заключается в сокращение клеток гладкомышечной мускулатуры вокруг долек молочной железы, что приводит к “выдавливанию” из них накопившегося молока и продвижению его по протокам. Вытекание молока в ответ на сосание ребенка называется рефлексом окситоцина и часто ощущается женщиной, как нагрубание груди, мамы называют это “прилив” молока. Действие этого гормона очень зависит от эмоционального состояния женщины. Выработке окситоцина способствует не только сосание ребенком груди, но и вид, запах, характерное сопение, даже мысли о проголодавшемся ребенке. Он может начать вырабатываться непосредственно перед кормлением, и кормящая мама замечает это по ощущению наполнения груди или подтеканию молока. Подтекание молока из другой груди при кормлении первой – тоже результат действия окситоцина. Другими словами, окситоцин вырабатывается перед и во время кормления и “работает” прямо в момент выработки, сразу же.

Мама мальчика (2 года) Зима
ЗРР в 1.2 по пдр?

Здравствуйте, мамы недоношенных деток! Теперь и я с вами в этом сообществе) о нас можно почитать в дневнике. Сын родился на 31 неделе с ЗВУР 1 степени, примерно 28недельный по весу - 1290гр. Все осложнения первых дней жизни обошли стороной, слава Богу. Без ИВЛ, кровоизлияний, ретинопатии и всего прочего, ППЦНС как у многих, ишемия-гипоксия средн

Синдром Барттера, СКК

Доброго времени суток, дорогие мамочки!

Хочу поделиться своей истории и возможно получить совет…

Все началось на 25 неделе беременности, ощущения были будто арбуз целиком проглотила, но явных отеков (например, на ногах) не было до родов, в итоге госпитализация в 28,5 недель по причине выраженного многоводия… беременность была спонт

Виталина
Мама мальчика (17 лет) Краснодар
Позвольте, милые дамы, напомнить вам, что грудное молоко является самым лучшим и самым ценным продук

На семинарах для бабушек, которые я регулярно провожу, чаще всего участниц беспокоят:

  • отсутствие режима в питании;
  • необходимость допаивать грудничков водичкой;
  • необходимость сцеживания избытка молока;
  • применение сосок и пустышек;
  • продолжительность нормального грудного вскармливания;
  • ну, и конеч
Sleep expert школа самостоятельного засыпания

Добрый день, дорогие родители! Мы постараемся описать максимально развернуто, как мы созрели воспользоваться методиками самостоятельного засыпания и к чему мы пришли в итоге. На дворе был октябрь 2023 года и нашей дочке на тот момент 1 год 5 месяцев. В распорядке дня практиковалось грудное вскармливание «свободного» режима, то есть без привязки

Мама двоих (24 года, 13 лет) Москва
Очень полезная статья по ГВ и количеству молока.

Сегодня испугалась, что молоко пропадает.  Мало того, что дочка стала чаще просить грудь, да и видно, что голодная. Еще и сцедиться попыталась, так как нужно было по работе отлучиться и хотела мужу дать бутылочку для подстраховки. Так сцедить с двух грудей получилось всего 50 мл. :(  При том, что пару дней назад просто реки текли, грудь готова была взорваться, если не сцедить.  И конечно скорее полезла искать информацию на эту тему.  Наткнулась на полезнейшую статью.  Прочитала и успокоилась. Терпение и немного времени и все наладится. 

Вот эта статья: 

Завершение ГВ в 1,1 год.

Девочки, подскажите, кто прекращал кормить грудью в год или чуть позже с учетом того, что ребёнок не взял с самого рождения соску и засыпает только с грудью. Я бы кормила, но мне назначили лечение, не совместимое с гв. Я откладываю его, но уже понимаю, что затягивать не стоит. Ребёнок спит со мной и засыпает только с грудью. Каждую ночь уже полг

Александра
Мама мальчика (14 лет) Севастополь
Ребенок отказывается от груди. Без паники!

Может быть, кому-нибудь тоже будет полезна эта статья :)

Ребенок отказывается от груди. Без паники!
Иногда сразу после рождения ребенок не берет грудь или сосет ее очень недолго и бросает с плачем. Такие же проблемы могут возникнуть и спустя некоторое время после благополучного начала грудного вскармливания: малыш вдруг начинает беспокоиться и отказывается от кормления грудью.

Мама мальчика (6 лет) Санкт-Петербург
Нет сосательно рефлекса , сглатывает

Девочки , милые уже не знаю на какие стены лесть , малышу 3 дня. Мы родились в 40,5 но по возрасту на 36-37 недель . Лежит в палате новорожденных . Я ему сцеживала молозиво, вчера вечером пришло молоко. Приходится сцеживать и выливать остатки .При родах было пл...

Бескаровайная Анна
Мама семерых (от 6 лет до 28 лет) Москва
«ГРУДНОЕ» ДЕТСТВО: 10 ЭПИЗОДОВ ИЗ ЖИЗНИ КОРМЯЩЕЙ МАМЫ.


Я не педиатр. И не специалист по грудному вскармливанию (ГВ). Я просто мама, которой посчастливилось вырастить «на груди» 5 деток.

В последнее время ГВ стало модным трендом. Таким модным, что иногда даже сомнения берут – при такой жесткой пропаганде, куда расходятся все эти баночки с детским питанием на полках магазинов? Мой опыт не всегда был удачен и показателен. И я не буду агитировать всех будущих мамочек за всенепременное ГВ. Потому что в отличие от образованных консультантов, я на своей шкуре испытала не только плюсы, но и минусы, о которых особо не распространяются.

krupinka
Мама троих (14 лет, 10 лет, 11 лет) Москва
Последствия пребывания детей в детдоме (длиннопост)

Когда я еще никого не брала, не искала, и даже не была уверена, что кого-то возьму из детдома, мне попалась статья из жж, в которой в подробностях был список того, какие могут быть проявления депривации у ребенка после системы.
Инна
Мама двоих (15 лет, 5 лет) Москва
Помогите спасти ребенка!, сбор денег на операцию в Германии
Маленькой Саше всего год. Она больная, детская эпилепсия, самый страшный диагноз - синдром Отахара, что означает: противосудорожные препараты помочь не могут. Помочь крохе может только операция в Германии - шанс на жизнь.
Оксана
Мама мальчика (15 лет) Киев
Когда режутся зубки
О здоровье следует заботиться с рождения, тем более о здоровье и красоте зубов. Появление молочных зубов, и дальнейшая смена их коренными зубами является важным этапом физического развития ребенка.
КатьКо
Мама двоих (16 лет, 11 лет) Бээр-Шева
Длительное ГВ(для себя)

отсюда http://am-am.info/kak-dolgo-kormitj-grudju/

Периодически ко мне обращаются за помощью мамочки, которые подошли к рубежу 2-летнего кормления грудью. Они не видят смысла в продолжении ГВ после двух лет и просят подсказать, как отлучить малыша от груди без стресса.

Очень часто решение об отлучении принимают под влиянием родственников или врачей, которые в один голос утверждают, что уже давно пора, мол. Плюс ребенок иногда сам начинает провоцировать маму, не давая ей проходу и отказываясь нормально есть другую пищу (хотя на самом деле в таких случаях маме надо просто чаще уходить из дома по делам).

В нашем обществе утеряна традиция долгокормления и мамочки действительно оказываются белой вороной со своим подросшим сосунком, поэтому давайте разберемся, для чего это вообще нужно и как происходит естественное завершение лактации.

Так вот, по поводу продолжительности грудного вскармливания единого мнения нет. ВОЗ рекомендует кормить ребенка до 2 лет, многие врачи разрешают маме давать ребенку грудь лишь до года (например, Американская Ассоциация Педиаторов), а Всемирная Молочная Лига (LLL) говорит, что грудью можно кормить пока хочется или получается, хоть до 7 лет.

Для начала перечислим преимущества длительного вскармливания грудью (более 2 лет).

Преимущества длительного ГВ Во-первых, это питательная ценность молока.

Научные исследования доказывают, что на втором году жизни (и даже после двух и более лет) молоко остается ценным источником белков, ферментов, расщепляющих в кишечнике белков и жиров; гормонов, витаминов и микроэлементов, которые быстро и легко усваиваются.

Например, при грудном вскармливании на втором году жизни малыш защищен от дефицита витамина А, который необходим для нормального формирования и функционирования глаз, кожи, волос, а также витамина К, предотвращающего возникновение кровотечений. К тому же в женском молоке содержится оптимальное количество железа, которое очень хорошо всасывается в кишечнике ребенка и предотвращает развитие железодефицитной анемии.

Во-вторых, это защита от заболеваний.

Каждый болезнетворный микроорганизм, поражающий мать, стимулирует выработку иммуноглобулинов, присутствующих в молоке и получаемых ребенком. Концентрация этих веществ в молоке увеличивается с возрастом крохи и с сокращением числа кормлений, примерно после 2,5 лет лактация входит в свою завершающую фазу инволюции, что позволяет деткам получить сильную иммунную поддержку на последующие года, пока полностью не сформируется иммунитет в 6 лет.

В-третьих, это снижение риска аллергических заболеваний.

Исследования ВОЗ показали, что длительное естественное вскармливание (свыше 6-12 месяцев) в сочетании со сбалансированным питанием кормящей матери значительно снижает частоту развития пищевой аллергии у детей.

В-четвертых, это положительное влияние на формирование прикуса, строения лица и развития речи у детей.

Это связано с активным участием мышц мягкого неба в процессе получения молока из груди. Дети, длительно вскармливаемые грудью, лучше воспроизводят тональности и частоты звуков. Нарушения речи у них встречаются реже и, в основном, это физиологические замены звуков “ш”, “ж”, “л”, на более “простые” звуки, что легко поддается коррекции.

В-пятых, это преимущества физического развития детей.

При грудном вскармливании обеспечивается оптимальное соотношение жировой и мышечной тканей в организме ребенка и оптимальное соотношение длины и массы тела. Физическое развитие ребенка соответствует его биологическому возрасту, не опережает его и не отстает (у искусственников наблюдается раннее биологическое старение организма). Это определялось по срокам формирования различных костей скелета.

Немаловажную роль играет и эмоциональный аспект длительного естественного вскармливания. Особая связь, психологическая привязанность, которая устанавливается между матерью и ребенком во время кормления, сохраняется на всю жизнь. Нервно-психическое развитие таких детей может быть опережающим, они лучше адаптируются во взрослой жизни.

Далее выясняем, что естественные сроки грудного вскармливания определяются физиологическими критериями и не могут быть сдвинуты без последствий для ребенка и матери в ту или иную сторону только по прихоти какого-то врача, или исходя из комфортности и иных соображений. К таким физиологическим критериям относится:

Угасание сосательного рефлекса.
Ребенок прекращает прикладываться к груди матери, когда у него угасает сосательный рефлекс за счет созревания нервной системы и социальной адаптации. В норме это происходит на 4м году жизни. В это время мама уже мало интересует ребенка, если налажено общение с другими детьми и взрослыми, он может прикладываться только ночью, особенно под утро. Задержка угасание сосательного рефлекса связана с отсутствием полноценной социальной среды или нарушением психического развития. Инволюция лактации.
С 2,5 лет начинается изменение состава молока в сторону преобладания иммуноглобулинов и других БАВ. Одно прикладывание к груди приравнивается к 60 дозам иммуноглобулина. Определить инволюцию легко - грудь не наполняется, даже если вы не кормите больше 12-24 часов. Именно поэтому если в это время ребенок прекращает сосать грудь, это не вызывает у мамы никаких расстройств и страданий от лишнего молока. Основное развитие и рост головного мозга и нервной системы до 3 лет.
Молоко является нейростимулятором и содержит не заменимые вещества, без которых полноценное формирование нервной системы невозможно. Развитие иммунной и пищеварительной систем.
У новорожденного иммунная система является незрелой, поэтому в основном малыш организует собственную защиту засчет пассивного иммунитета от ГВ, особенно активная иммунизация происходит на 3-4 году кормления, так как состав молока приближается к молозиву. Репродуктивный цикл человека, как биологического вида составляет 3,5-5 лет, это связано с восстановлением женского организма после беременности и потребностью ребенка в близком общении с матерью. ГВ определяет восстановление жирового депо железа в печени после 2,5 лет, а также становление иммунитета и самостоятельности ребенка до 3 лет. Что же все-таки мы понимаем под естественным завершением лактации?

Это завершение кормления грудью в физиологические сроки на фоне инволюции лактации и угасания сосательного рефлекса. В отличии от него, отлучение от груди ранее наличия этих двух факторов - это всегда насильственный процесс, по желанию только одной стороны, как бы спокойно он не происходил внешне. Как не странно, для женщины этот процесс более травматичен, чем для ребенка, так как возникает опасность мастита, депрессии за счет изменения гормонального баланса и гиперпролактинемии, когда уровень пролактина повышается и не хочет опускаться, поэтому молоко продолжает вытекать из груди еще несколько месяцев и даже лет после последнего прикладывания.

Когда можно естественно завершить лактацию?

1) Если вашему малышу уже исполнилось 2,5 года, причем лучше это делать поздней осенью, зимой или ранней весной. Для ребенка на 4м году жизни время года уже не принципиально, т.к. количество иммуноглобулинов, которое он успел получить через молоко, способно справиться с любой напастью.

2) Ребенок должен быть абсолютно здоров, нет проявлений диатеза или прорезывания зубов.

3) Малыш может укладываться на ночь спать без мамы.

С чего начать?

С организации собственных отлучек из дома, хотя бы 3 раза в неделю, чтобы научить малыша укладываться спать днем без мамы. В остальное время не засиживаться дома, а обеспечить малышу достаточно физических занятий и общения с другими детьми.

Затем научить укладываться спать без мамы и спать первую половину ночи без мамы. Если ребенок начинает спать всю ночь, прикладывается только один раз или вообще забывает об этом, пора сворачивать грудное вскармливание.

Весь процесс завершения лактации обычно занимает от 6 месяцев до года.

Tatiana
Мама двоих (32 года, 16 лет)
Как увеличить количество молока?

Статья опубликована в журнале
«Лиза. Мой ребенок», декабрь 2001 г.

Для начала разберемся, от чего зависит появление молока и выделение его из молочной железы.

Афина
Мама двоих (29 лет, 15 лет)
Если бы мне выпал еще один шанс

Когда в мою жизнь пришел не запланированный Никитыч, мне было всего 20-ть. Проще было физически - спина еще не досаждала мне огненной болью, когда я склонялась над кроваткой, и морально - я еще не знала, "как я хочу, чтобы это было" в деталях. Знала в целом, но детали решают каким будет путь. Имея педагогический диплом, практику работы в с людьми в возрасте от 2-х до 6-ти я чувствовала себя "подкованным" человеком и верила в авторитетные мнения специалистов.

Первый год материнства меня в корне изменил, обнаружив факт ни с чем несравнимой ответственности за жизнь другого человека, тотально зависещего от моих решений, человека беспомощного и лишенного права выбора. Этот год открыл несовершенство, а часто и несостоятельность, временность даже самых известных и популярных постулатов. Последующие годы только подтверждали мои личные открытия.

Жизнь моя складывалась так, что осталось чувство некоторой неудовлетворенности, чувство, что я что-то пропустила в общении с сыном, недобылА, не насладилась сполна,не все отдала, не сделала лучшим для него образом. Это мои личные переживания. Сына, на сегодняшний день уравновешенного, независимого и, по его словам, полностью счастливого человека это не беспокоит. Возможно потому, что после стольких лет мне удалось дать ему все то, чего ОН так хотел. Я благодарю Бога, что без ( по крайней мере пока без видимых) разрушений.

Антони я страстно желала. И вот уж в этот раз намеревалась отдаться и отдать без остатка. То,что отдавать нужно уметь - вообще не секрет. Поэтому я нырнула в общение с авторами и "коллегами". Авторитетные мнения ( правильней - часто -густо считающие и сделавшие себя таковыми) сильно преуспели в себя навязывании как единственных путей в воспитании совершенных людей, совершенно ослепнув к существующим на ряду с ними ровно противоположным теориям и методам и, что печально, к реальности. Через два месяца жизни Антони дверь моего гостеприимства для теорий плотно закрылась - теперь перед тем как открыть, я рассматриваю в глазок кто и с чем пришел. При запахе фанатизма ( есть на сегодня несколько холиварных тем, фантов которых совершенно несложно унюхать из далека), а также глупо самоуверенных (А мы в этом возрасте…А я делал вот так! - И о чем это говорит мне?)я гоню заявившихся токсичными аэрозолями неприветливости и фактов из жизни реальных людей, разрушающих их установки без лабораторных опытов. Но если за дверью звучит что-то разумное, готовое предлагать общаясь, а не диктовать,навязывать и самолюбоваться - добро пожаловать, опыт человеческий бесценен.

Новый ребенок - всегда новый опыт. Но для меня сегодня есть несколько моментов, которые я бы делала по- другому, чем сделала с Антони,узнай я завтра, что под моим сердцем забилась новое сердце:

- во время родов я бы несколько жестче руководила процессом - я не улеглась бы для предродового СиТиДжи даже по просьбе врачей, так как схватки мне легче переносить стоя;

- если бы роды протекли так же идеально, я бы не отдавала кроху с живота минут двадцать. Я бы держала его долго у груди и тихо разговаривала бы с ним пока он бы не уснул;

- я бы попросила показать мне пуповину перед тем, как ее перережут, чтобы убедиться, что она уже белая и не бьется;

- я бы уехала из больницы на второй день только ради того, чтобы спать с крошечкой вместе. По крайней мере я бы держала его все возможное время возле своего тела, чтобы он мог чувствовать мой запах и тепло;

-единственные вещи, которые я взяла бы с собой в роддом для малыша - пеленальные одеялка, я бы его пеленала, чтобы он чувствовал как можно меньше разительной, шокирующей разницы с домом, который он только покинул;

- я бы даже еще сократила всяческие процедуры типа массажиков, сведя их к мягким поглаживаниям и зарядок, сведя их к нежным разведениям ручек-ножек. Я бы не клала кроху под мобиль как минимум до двух, а может и до трех месяцев;

- если бы у малыша был бы такой же сильный сосательный рефлекс, как у Тосика, я бы давала ему пустышку сразу после того, как убедилась бы, что он постоянно и уверенно правильно берет грудь.

И я сейчас была бы готова. Готова к тому, что малыш будет жить у меня на груди, что даже мой поход в туалет для него длительная разлука и он будет плакать.

Я бы никогда больше не заморачивалась относительно подгузников - я бы использовала только одноразовые.

Я бы еще прикупила бы где то таблетки терпения. Но это мне вряд ли когда то удастся изменить.

Если бы мне выпал еще один шанс..

юлия
Мама девочки (17 лет) Могилев
Влияние физического развития малыша на его интеллект

Двигательное развитие, совершенствование системы восприятия и познания тесно взаимосвязаны. Развитие мозга и двигательной активности вызывает преобразование познавательных схем ребенка, а это, в свою очередь, улучшает его способности восприятия.



От практически беспомощного существа до маленького человечка, самостоятельно передвигающегося на двух ногах и активно говорящего, младенец прогрессирует с удивительной быстротой. От рождения до года его умственное развитие протекает достаточно активно и целенаправленно. Чем более благоприятные условия вы предоставите, тем больших успехов он сможет достичь.



Изучение законов развития высшей нервной деятельности показало, что органы чувств включаются в работу только тогда, когда на них оказывают соответствующее воздействие. Младенец, конечно, не может самостоятельно обеспечить себя всевозможными воздействиями, ему должен помочь взрослый.



Любящая мать, беря малыша на руки для кормления, пеленания или купания, баюкая и успокаивая, становится богатейшим источником информации практически для всех органов чувств: слуха, зрения, восприятия прикосновения, тепла, изменения положения тела в пространстве. Информация прежде всего нужна для нормальной работы органов чувств. Причем воздействия должны быть разнообразными и время от времени меняться. То, каким войдет человек в жизнь, во многом зависит от его первого опыта общения с миром. А для младенца мир - это, прежде всего, вы - его родители.



Период младенчества - наиболее важный период в развитии человека. То, что ребенок "впитает с молоком матери", останется с ним на всю жизнь и внесет неповторимые штрихи в его индивидуальность.



Растущему организму, развивающемуся мозгу необходим полноценный сон, который является непреложным условием нормального роста и развития ребенка. Здоровый младенец в первый месяц жизни спит очень много - от 17 до 20 часов в сутки. Чтобы ребенок заснул, создайте ему соответствующие условия - приглушенное освещение, тихую музыку и, конечно, проверенное временем средство - спойте ему колыбельную.



Это испокон веков существующее универсальное снотворное средство, причем колыбельная песня всегда была предназначена не только для того, чтобы успокоить дитя, она была исходной формой приобщения ребенка к миру окружающих его людей, основным средством воспитания в младенческом возрасте. "Песня матери - главная песня в мире, начало всех человеческих песен", - писал казахский поэт Расул Гамзатов.



В вашей колыбельной сочетаются мелодия, ритм, ласковые движения и слова - оптимальное соотношение воздействий, необходимых для нормального физического, эмоционального, познавательного развития ребенка. Если вы с самого раннего возраста (и даже во время беременности) будете петь колыбельные песни, ваш малыш раньше начнет "гукать" и, следовательно, упражнять свои голосовые связки - необходимый инструмент для реализации речевой функции.



Полноценное развитие ребенка зависит от его способности управлять своим телом. Данный процесс упорядочен и подчинен общим биологическим закономерностям. Это проявляется как в росте и формировании отдельных частей тела, так и в развитии и совершенствовании их функций.



Ваш ребенок рождается с серией практически готовых к употреблению двигательных операций, которые из непроизвольных он постепенно переводит под свой сознательный, волевой контроль в течение нескольких первых месяцев жизни. Для врачей-педиатров проявление этих реакций является важной информацией о степени развития нервной системы младенца.



Именно эти двигательные операции помогают ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. Младенец уже готов познавать мир и познает его в движении. У новорожденного с момента появления на свет многие сложные движения развиваются в основном по генетически заданной программе в процессе созревания организма. Рефлекторные движения возникают сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов.



При рождении у младенца имеются ощущения всех модальностей, элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие.



Обоняние как один из древнейших и важнейших органов чувств начинает функционировать у ребенка сразу после его рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.



В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками, ногами, головой. У новорожденного прекрасно развита контактная чувствительность, которая играет важнейшую роль в жизни малыша. Его реакции на прикосновения к лицу в области рта - это проявление поискового рефлекса, с помощью которого ребенок уже с первых минут жизни способен найти источник пищи.



Сосательный рефлекс - один из главных биологических "инструментов" жизнеобеспечения новорожденного. Может показаться, что сосание - очень примитивное действие. Однако это не так: сосание выступает как процесс познавательный и творческий. Он имеет большое значение для психического развития ребенка. Эта форма деятельности для малыша первая и наиболее доступная. Именно в ней проявляется такое важное качество, как способность учиться. Причем исследования показывают, что чем активнее малыш взаимодействует с матерью, тем более интенсивными становятся его сосательные движения. Рот становится главным орудием исследования, с помощью которого младенец открывает для себя мир, поэтому не следует все время занимать этот активный орган пустышкой или пальчиком.



Помимо этого, ребенок обладает способностью зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.



Наверное, вы сами замечали, что ребенок определенно предпочитает сладкие жидкости другим. Это значит, что младенец способен различать вещества на вкус. Он даже способен определить степень сладости. Еще на шестнадцатой неделе внутриутробного развития у ребенка формируются вкусовые рецепторы, и он уже узнает маму "на вкус". Если мама наелась кислых яблок, малыш морщится, от сладостей - улыбается. До рождения детям очень нравится запах ванили, клубники, банана. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания.



Таким образом, необходимо, чтобы ребенок получал больше информации, которую он уже в состоянии "перерабатывать". Нужда в информации связана с одной из важнейших потребностей человека - необходимостью новых впечатлений, что отчетливо проявляется приблизительно на третьей-пятой неделе жизни ребенка и выступает как зрительное сосредоточение. Наблюдая за поведением младенца, психологи обнаружили, что отсутствие впечатлений даже у вполне здорового, сытого и хорошо ухоженного ребенка может вызвать крик и плач. Вы, наверное, не раз замечали, что ребенок успокаивается и внимательно смотрит, когда начинаешь строить ему разные рожицы или показывать яркие, блестящие игрушки.



Потребность в новых впечатлениях порождается включением в жизнедеятельность ребенка коры головного мозга, ответственного за высшие психические проявления (мышление, память, речь и др.). Мозг человека устроен таким образом, что его развитие возможно лишь в результате активной работы. Поэтому мозг вашего малыша нуждается в воздействиях.



Недостаток информации - вот основная причина отставания психического развития у детей в приюте, где они не получают должного внимания от взрослых, нет должной организации впечатлений для органов чувств ребенка.



Однако вряд ли требуется чрезмерно обогащать среду ребенка, предъявляя ему невероятное изобилие различных игрушек и погремушек. Нервная система ребенка в этот период очень ранима, он чрезвычайно восприимчив к любым воздействиям и быстро утомляется.



Роль разнообразных ощущений, благодаря которым дети воспринимают внешний мир, в первый год жизни возрастает необычайно быстро. Благодаря взаимодействию с окружающими предметами и людьми, развитию мозга и зрительной системы, особенно совершенствованию глаз, увеличивается объем информации, которую могут воспринимать органы чувств.



Наиболее интересной в этой связи является реакция ребенка на получение той или иной информации, о чем можно судить по сосанию пустышки. Если ребенку показать что-нибудь интересное и занимательное, например покачать перед его глазами веселой погремушкой, то вы заметите, как изменится его поведение: соска во рту застынет на некоторое время, но потом интерес пропадет и сосание продолжится.



У новорожденных ощущения и двигательные акты связаны друг с другом. Они думают примитивным способом, общаются с вами не с помощью слов, а посредством отдельных, несвязных звуков. По мере развития их двигательных навыков и способностей восприятия умственные способности и языковые навыки усложняются. К концу первого года малыш уже мыслит целенаправленно и готов произнести свое первое слово.



Определенную роль в развитии интеллекта играет физическое созревание организма. Из биологических способностей, которые появляются у ребенка в течение первых двух лет его жизни, три представляются наиболее важными: способность к воображению (представление отсутствующего объекта), иконическая память и символическое кодирование. Они возникают в указанной последовательности примерно на шестом, двенадцатом и восемнадцатом месяцах жизни ребенка. Эти биологические способности позволяют детям формировать и развивать системы представления, кодирования и трансформации информации, воспринимаемой при помощи органов чувств.



Когда дети еще не вполне овладели языком и у них нет психических образов для слов, знания о людях и предметах у них складываются на основе информации, получаемой ими от собственных органов чувств и случайных движений. На этом периоде развития детей все обучение осуществляется посредством рефлекторных действий и пяти чувств. Если в руку младенца положить какой-нибудь предмет, он тут же схватит его. Он хватает ваш палец, игрушки, одеяло, ваши волосы - и все это делает одним и тем же способом. Коснитесь его губ своим пальцем - и он тут же начнет сосать его. На громкие звуки, яркий свет и резкие движения он будет реагировать плачем. Почти все поведение новорожденных подчинено тому, чтобы "освоить" так или иначе соприкасающиеся с ними предметы с помощью системы врожденных рефлексов сосания и хватания.



Ваш ребенок - существо любознательное и творчески одаренное. Ему все интересно, хочется потрогать, попробовать на вкус, исследовать. Не следует гасить в нем эти потребности. Ведь все проделываемое для него не баловство, а серьезное занятие - постижение окружающего мира предметов и вещей. Запрещайте ребенку лишь то, что для него опасно.



Дети "упражняют" все навыки, которые имеют на определенном этапе развития. У новорожденного таких навыков совсем немного - только безусловные рефлексы. Их ваш малыш повторяет снова и снова. Новорожденные не отличают одни предметы от других, поэтому со всеми предметами поступают одинаково.

Постепенно ребенок начинает запоминать, откладывает в своем мозгу всю поступающую из внешнего мира информацию, и ему уже не нужно прежде ощущать, чувствовать, воспринимать какие-то воздействия извне, чтобы понять, что происходит вокруг него.



К двухмесячному возрасту поведение вашего малыша уже будет не чисто рефлекторным. У него появляется привычка сосать большой палец, что говорит о формировании способности координировать действия рук и рта. Если до сих пор сосание большого пальца было случайным, то теперь младенец произвольно, намеренно "руководит" движением своего пальца, направляя его ко рту и добиваясь искомого результата - сосания большого пальца.



Малыш уже различает сосание пустышки и одеяла; когда он голоден, он знает, что нужно тянуться к маме. Ваш малыш быстро усвоил, что одни предметы, которые он сосет, дают молоко, а другие - нет. В его мозгу появляются разные схемы для различения объектов, которые дают либо не дают молоко, и одновременно формируются определенные реакции на них.



Ваш малыш будет следить за вами, когда вы будете издавать какие-либо звуки, перемещаться по комнате. Такое поведение говорит о том, что он уже может координировать слух и зрение, также у него развилась способность сосредоточивать внимание на каких-либо объектах - предметах и людях. Однако, если вы выйдете из комнаты или его любимая игрушка пропадет из поля зрения, ваш малыш будет действовать так, как если бы вас вообще никогда не существовало.



В возрасте четырех-восьми месяцев малыши выполняют целенаправленные действия и их поведение становится еще более контролируемым, координируемым. Схемы, которые развились в сознании малыша на ранних стадиях, теперь координируются им. Теперь объекты просто относятся к окружению ребенка, но не касаются его тела непосредственно. Его поведение проявляется случайно, но если результат приносит удовольствие, то ваш малыш будет повторять определенное движение. У него начинает складываться некоторое представление о постоянстве предметов и людей, т. е. понимании того, что они существуют и в том случае, если их нельзя увидеть.



Осознание постоянства людей появляется у малышей прежде, чем они могут осознавать постоянство предметов, но происходит это при том условии, что у них теплые отношения с матерью или отцом.



В этом возрасте дети могут "угадывать" местоположение движущихся предметов, т. е. они могут попытаться схватить движущуюся игрушку на том месте, где она предположительно должна появиться.



В возрасте от четырех до двенадцати месяцев ваш малыш координирует старые схемы, с помощью которых он старается добиться чего-то. Сейчас происходит дальнейшее совершенствование целенаправленных и произвольных действий. Малыш может намеренно соединить в своих действиях какие-то произвольные движения для достижения цели, например, чтобы достать игрушку.



Двигательная активность оказывает большое влияние на интеллектуальное созревание в процессе развития ребенка. Энергия у малыша бьет через край, главное - направить ее в безопасное для него русло. Эволюция двигательной активности осуществляется в несколько этапов. Ее стимулирование состоит в том, чтобы побуждать малыша переходить от одного этапа к другому.



Неоценимую помощь оказывает плавание. Если с малышом заниматься плаванием продолжительно и, главное, регулярно, то оно приносит ребенку радость, придает ему смелость, повышает его сопротивляемость заболеваниям, развивает чувство равновесия. У него увеличивается объем легких, т. е. организм снабжается кислородом, улучшающим, в свою очередь, работу мозга. Учить ребенка плавать надо с самого рождения.



После того как ребенок научился ползать, ему нужно помочь преодолеть этот рубеж. Положение на животе предпочтительно как для сна, так и для бодрствования в окружении визуальных стимуляторов (яркие игрушки, различные предметы). Положение на спине позволяет малышу исследовать свои ручки и развивать хватательный рефлекс, но лучше класть ребенка на спину лишь тогда, кода вы хотите с ним поиграть.



Кроватка должна быть достаточно большой, чтобы малыш мог свободно там поворачиваться и во сне, и после пробуждения.



В этом возрасте полезно проводить с малышом гимнастику, которая состоит из следующих упражнений:



1. Положите малыша на спину. Скрестите его ручки на груди и слегка потяните за них.

2. Сделайте то же самое с ножками.

3. Положив малыша на спину, согните его правую ножку в колене и поднимите к животику, левую ручку согните в локте и положите на грудь. Затем сделайте то же самое с левой ножкой и правой ручкой.

4. Возьмите малыша на руки. Пощекочите ребенка и осторожно опрокиньте - это укрепит его мускулатуру.

5. Положите ребенка на плечо и покружитесь с ним.

6. Положите ребенка животом на большой резиновый шарик, крепко держа его, двигайте шар во всех направлениях.



Следующий этап развития двигательной активности - хождение на четвереньках в возрасте от четырех до двенадцати месяцев. Необходимо организовать для малыша большое пространство, где он мог бы, находясь в безопасности, спокойно развивать свою подвижность. Когда ребенок пытается встать на коленки, помогите ему, поддерживая его ноги руками. Учите ребенка пятиться, придумывая для этого игры. Очень важно следить за ритмом развития двигательной активности малыша. Если вы будете форсировать обучение, ребенок испугается и перестанет осваивать новые движения. Упражнения носят тот же характер, что на предыдущем этапе, но, по мере того как ребенок растет и крепнет, усложняются.



Следующий этап в период между восемью месяцами и двумя годами - ходьба. Этот период довольно сложен, так как оказывается, что помогать ребенку в ходьбе не так-то просто. Родителям важно понять, что их терпеливость и выдержка являются необходимыми условиями успешного овладения детьми нелегкими навыками передвижения на ногах. При развитии физических навыков в ребенке естественна некоторая неуклюжесть: пройдет какое-то время, прежде чем малыш начнет самостоятельно хорошо бегать, а пока он все время спотыкается, падает, набивает себе шишки. Главное - следить, чтобы он не ударился затылком.



Способность изменять направление ходьбы, сворачивать на ходу в ту или другую сторону или даже назад развивается у детей довольно быстро. Двигательные навыки совершенствуются на улице, когда малыш играет с игрушками, которые можно катить за собой или перед собой. Во время прогулки заставляйте его ходить, держа за руки. Когда малыш стоит, опираясь на что-нибудь, позовите его к себе так, чтобы он сделал несколько шажков и пришел к вам в руки. Пусть ребенок дома ходит босиком, так как ему легче идти, если он чувствует ножками поверхность пола. Любящим родителям важно помнить о том, что, активно двигаясь, ребенок тренирует свое тело, налаживая таким образом связи между мозговой и двигательной деятельностью.



Здесь также необходима своя гимнастика, которая позволит выработать равновесие у ребенка, заставит его ощутить собственное тело и почувствовать силу своей мускулатуры. Ее надо повторять ежедневно:



1. Положите малыша на плечо и на внутренний сгиб локтя и покружитесь вместе с ним. Меняйте положение: ребенок лежит на локтевом сгибе на спинке, на животе, на боку.

2. Возьмите вдвоем ребенка за кисти рук и за лодыжки и осторожно раскачивайте его.

3. Теперь раскачивайте малыша, держа за одну лодыжку и за одну кисть.

4. Поднимите ребенка за руки и покружите в разные стороны.

5. Возьмите ребенка под мышки, подбросьте в воздух и поймайте его.



Научите малыша кувыркаться, для этого ему нужно втянуть голову и перекатнуться вперед. Когда он к этому привыкнет, положите ребенка на спину, руки прижмите к голове и потяните вверх за ноги, чтобы помочь ему сделать кувырок назад.



Переверните ребенка вверх ногами и заставьте походить на руках, затем ему нужно будет прижать подбородок к груди. Закончите гимнастику кувырком. Подобные упражнения вызовут у вашего чада неописуемый восторг. Но необходимо делать их на твердом матраце. Будьте осторожны, но не слишком перестраховывайтесь - нужно привить ребенку вкус к рассчитанному риску и абсолютную веру в вас.



Приобретенные детьми двигательные навыки позволяют им стоять и передвигаться, благодаря чему расширяется познаваемый ими мир, а кроме того, появляется возможность изучать его с разных точек зрения. Чем больше ребенок получает информации от своих органов чувств, тем успешнее идет его умственное развитие.



Во многих двигательных навыках, которыми пытается овладеть ребенок, присутствует обучение манипулированию. Чем легче ваш малыш манипулирует своими ручками и пальчиками, тем проворнее он будет перелистывать страницы книг, застегивать пуговки, действовать вилкой и ложкой.



Навыки манипуляции приходят не сразу, поэтому вы должны поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался. Если ваш малыш не может застегнуть пуговку, долго с ней возится, не мешайте ему. Конечно, вы можете сделать это быстрее, но пусть он сам справится с этим сложным пока для него заданием. Учите ребенка отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в сосуд с узким горлышком. В этом вам помогут специальные игрушки. Обязательно в арсенале вашего малыша должны быть простейший конструктор и пирамидки.