про чтение 2
Обучение грамотеЧтение… Очень важная суперспособность в наш информационный век. Век, когда печатные источники доступны так, как никогда в истории цивилизации еще не были доступны. Интернет в каждом доме, в каждой забегаловке, на каждом пляже! Теперь уже даже недостаточно читать на одном языке - если хочешь «быть в теме». Но не об этом хочу поговорить - о себе, конечно. Для тех, кто не хочет под кат - я решила поучить дочь читать - кому то интересны наши занятия?
Итак, подходов всего два - чтение целыми словами и фонематический метод.
Чтение целыми словами - это методики Домана, адаптированная методика на русском Домана-Манченко (комплекты Чтение с пеленок от Умницы).
Фонематический метод - это все что не целыми словами). Он предполагает изучение связи звук-буква, затем уже чтение слогов и слов. К этому подходу относится метод Зайцева - идея взять за фонему не звук, а склад - очень удачна, дети так и воспринимают структуру слова - связка согласный-гласный - единица. Попросите у ребенка назвать первый звук в его имени - услышите Ма(ша), Ми(ша), Пе(тя), Же(ня) и тд.
Но! Абсолютно точно известно и доказано учеными, что все проблемы с чтением и письмом имеют в своем корне проблему соотнесения буква-звук. Это значит - что чем хуже человек понимает связь между звуками и буквами - тем ниже его навыки чтения и письма. И это никак не восполняется ни количеством чтения, ни зубрежкой слогов (слов) - уж поверьте я полтора года их зубрю с сыном «серьезно», а до этого 3 года несерьезно.
Наиболее типичными проблемами у детей являются:
- замедленный темп чтения;
- исключение согласных звуков (букв) в стечениях;
- нарушение понимания прочитанного;
- регулярные орфографические ошибки.
- искажение слоговой структуры слова;
- слияние двух или нескольких слов в одно слово;
- замены букв при письме;
- трудности соединения звуков в слоги и слова;
- побуквенное чтение;
- взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков (свистящих - шипящих, мягких - твердых, звонких - глухих);
И эти проблемы имеет по разным оценкам от 20 до 70% учащихся начальной школы.
Вывод из всего этого очень прост. Если вы хотите научить ребенка ЧИТАТЬ и только - то вам в методику чтения целыми словами. Она делает это фантастически быстро и достаточно легко.
Если нужна хорошая база для освоения школьной программы, потенциал, который даст возможность легко наращивать темп чтения, поможет избежать нелепых ошибок на письме, профилактика дислексии и дисграфии - то это фонематический метод.
В любом случае придется на каком то этапе чтения к нему обратится. Так не лучше ли сразу?