Акселерация?
ОбсужденияЕсли открыть старые, советские нормы (да и вспомнить себя в детстве), то обнаруживаешь, что нормы тогда и сейчас довольно сильно отличаются. Так, в одной из книжек я прочитал, что основные цвета ребенок должен называть в 3, допустимо в 4 года. Называть основные геометрические фигуры - тоже года в 3-4. Считать до 10 - примерно в 5 лет. Ну и т.д. Правда, речевые нормы были более жесткие - в 2 года нормой считалось 200 слов, фразовая речь (короткие предложения и словосочетания). Но это единственное исключение. 
Да и если вспомнить себя в детстве... Читать и складывать слоги я, например, научился довольно рано, в 2,5 года. Но потом тяжело переболел и все забыл. Заново уже учился, как и большинство детей, в 4,5 года. В первом классе у нас большинство не читало (я пошел в школу в 6 лет). В первом же классе я еще раз тяжело переболел, а когда в конце года вернулся в школу, мы все так же учились читать "ма-ма мы-ла ра-му".
Считать, насколько я себя помню, мы учились как раз года в 4 - спотыкаясь, все время путая 6 и 9, сбиваясь после 7, путая местами 9 и 10. Смысл слова "трапеция" (не гимнастический снаряд, а фигура) я узнал, наверное, лет в 7, а "параллелограмм" и "ромб" - в 7 классе, как и большинство других детей, на уроке геометрии. О том, что Земля - шар, мы все узнали в 6 классе на уроке географии.
Сейчас же, читая дневники на ББ, да и наблюдая за своим ребенком, я иногда тихо офигеваю. Дети начинают учить алфавит в полтора, в два некоторые уже умеют складывать простые слоги. Если ребенок не различает цвета в полтора, мамы уже бьют тревогу, потому что соседи по ленте вовсю хвастаются, что их ребенок уже различает. В 1,9-1,10 появляется куча постов про счет - дети уже считают до 10, отдельные уникумы - до 20, особо одаренные и имеющие особо продвинутых мам - на двух-трех языках. Я уже молчу о животных - такое количество экзотических животных, которое знают некоторые двухлетки, судя по отчетам мам, я знал дай бог лет в 5. То же самое и фигуры: встретить в ленте 1,9-2,0 сообщение о том, что ребенок знает все основные фигуры, в том числе и объемные, включая тот самый параллелограмм, трапецию, конус, цилиндр - обычное дело. В два года дети собирают паззлы из 20-30 деталей. Многие мои сверстники, как и я, вообще не знали, что такое паззлы (жена, например, в начале нашего знакомства долго угорала, когда увидела, как я впервые в жизни собираю паззл из 16 деталей).
Да и глядя на свою дочку, я понимаю, что папа в два года на ее фоне, выглядел бы деградантом. Ира с 1,4 знает основные цвета, с полутора - основные фигуры, считает сейчас уверенно до 12 (спотыкается на 13, на 16, но потом довольно уверенно считает до 39), может полностью назвать свой адрес (город, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру), имена-фамилии себя, всех родственников, знает бОльшую часть алфавита, цифры, марки машин, стандартный набор животных, птиц и насекомых, знает названия нот, шахматных фигур и карточных мастей. И это при том, что мы не проводим тематических недель, не следуем методикам Домана или Шичиды, не учим специально алфавиту, цифрам и фигурам и вообще большую часть дня ребенок играет сам с собой, без участия родителей. В моем представлении ребенок-двухлетка отвечает на вопросы типа "что это?" - "это птичка", "что мама делает?" - "мама моет посуду". Когда я спрашиваю Иру о чем-то, то обнаруживаю, что у нее в голове уже выстроено много куда более сложных логических связей, например: "зачем на дороге лежачий полицейский?" - "чтобы машины не разгонялись", "Ира, я не знаю, как это называется" - "папа потом в интернете посмотрит", увидит логотип - "это МТС, папа там работает", "кровать, диван, стол, яблоко - что из этого не мебель?" - "Яблоко! Это еда", "Зонтик, варежки, очки, ложка - что нужно взять с собой, когда идет дождик?" - "Зонтик!" и т.д.
В общем, это я не к тому, что у меня ребенок такой умный, а к тому, что он, как, наверное, и все современные дети, знает и усваивает намного больше, чем папа с мамой в его возрасте - при том, что папа в детстве тоже считался очень развитым для своего возраста, и в три года, например, нахаляву получал стакан газировки за то, что называл продавцу весь состав Политбюро (спасибо советскому центральному телевидению за разнообразие программ), в 6 читал со скоростью 200 слов в минуту и играл на 2 музыкальных инструментах. И вообще багаж знаний детей сильно увеличился - если отдаешь ребенка в школу, он уже должен читать, и писать, складывать и вычитать, а наше время это умели делать единицы. Появились компьютера, смартфоны, девайсы, с которыми дети умеют обращаться чуть ли не с пеленок.
Что это, современная акселерация, адаптация человеческого мозга под бешеный технологический прогресс 21-го века? Или влияние методик раннего развития? Или с детьми стали больше заниматься? Но ведь не скажешь, что наше поколение (я имею в виду поколение 80-х, детей СССР) росло как лопухи на пустыре. С нами тоже общались, играли, развивали, занимались. Мы тоже спрашивали "что это?", "зачем это?". Но современные дети в моем представлении выглядят более развитыми и знающими, чем мое поколение, каким я его помню.