"Мой ребенок не говорит" (про лекарства)
ОбсужденияСтоит открыть ленты развития начиная с года-полутора, то практически на каждой странице встречаются одни и те же темы: "мой ребенок не говорит", "устала - когда же заговорим?", "прописали энцефабол, когитум, элькар - кто пробовал?" 
Сразу оговорюсь, что я не отношусь к числе людей, которые считают, что не говорит в 3 года - заговорит в 4, с перечислением историй "а вот у моего племянника...", "бегает у нас во дворе один мальчик..." Ребенок не говорит (в 2, в 3 года) - может быть нормой, а может быть и нет.
Стандартная ситуация следующая: ребенку сколько-то лет (полтора, два - не суть важно). В ленте развития мамы хвастаются успехами в развитии речи, на площадках все чаще встречаются сверстники, которые говорят лучше вашего ребенка. Огня в масло добавляют родственники, у которых "двоюродный племянник уже вовсю болтает", свекровь, которая зудит над ухом, что сын в полтора уже рассказывал наизусть "Сказку о царе Салтане". Педиатр в бесплатной поликлинике на очередном осмотре цитирует заученную фразу из методички: "ребенок в год должен говорить 10 слов, в два - 200 слов и фразовая речь".
Прим: Я не к тому, чтобы хаять врачей в поликлиниках (мы сами туда регулярно ходим, и наш педиатр нас вполне устраивает как специалист), но поликлиника - это конвейер, а каждый ребенок - индивидуален, как индивидуальны и его проблемы. Далеко не всегда у врачей бесплатной медицины есть время, чтобы с этим разбираться (например, норматив педиатра по времени - 7-10 минут на одного ребенка).
Далее мама попадает на прием у неврологу, который зачастую с ходу фигачит в карту диагноз ЗРР/ЗПРР и прописывает для стимуляции речи какой-нибудь "быстроговорин" или "болтунум тарахторис" (как вы понимаете, я имею в виду реальные препараты а-ля когитум, пантогам, элькар, энцефабол, аминалон, пикамилон, кортексин, ноотропил, магне Б6 и иже с ними). Это еще слава богу, если ребенку не назначат что-нибудь в уколах - например, кортексин (за подобный садизм я бы вообще отбирал диплом врача). После чего начинается бурная деятельность, обмен мнениями о пользе или ее отсутствии по каждому из препаратов, следует посещение другого невролога, другие препараты - и так по кругу, пока ребенок не заговорит.
Резюмируя вышесказанное - нет препаратов, которые могут помочь ребенку заговорить. Все эти ноотропы, препараты, "улучшающие питание мозга", "улучшающие нейронные связи" и т.п. - это препараты с недоказанной эффективностью и безопасностью. Никто и никогда не заморачивался необходимостью их тестирования по международным протоколам в соответствии со стандартами доказательной медицины. Именно поэтому нигде в нормальных странах - США, Канаде, Германии, Франции, Израиле, Австралии, Швейцарии и прочих странах с цивилизованной и современной медициной - о них не слышали и их не используют, они известны только на территории бывшего СНГ.
Это не значит, что если ребенок не говорит, нужно сидеть на попе ровно и ничего не делать. Полезно знать современные речевые нормы, а также законы развития импрессивной и экспрессивной речи, чтобы понимать, что есть норма, а в каких случаях - бить тревогу и обращаться к специалистам. Нужно проверить ребенку слух и проверить, нет ли у ребенка проблем со строением органов, которые мешают ему говорить. Покажите ребенка неврологу (а лучше - нескольким) на предмет отсутствия неврологических проблем. Только помните при этом, что ППЦНС, ПЭП, ЗРР, ЗПРР, СДВГ и некоторые другие аббревиатуры, которые любят писать неврологи - не диагноз, а банальная констатация факта (например, если ребенок родился с гипоксией, то он получит автоматом ППЦНС вне зависимости от его дальнейшего состояния), такой диагноз может получить и здоровый ребенок. Хорошо, если вам попадется адекватный невролог, который скажет "с моей стороны замечаний нет, ребенок здоров. Ждите, пока заговорит". Если со стороны невролога нет проблем, но ребенок не говорит, говорит плохо и вы продолжаете беспокоиться, то покажите ребенка детскому психологу, логопеду или другому специалисту, специализирующемуся на коррекции речевых проблем у детей. В конце концов, живете вы в глухомани и нет у вас таких специалистов - есть бесплатные онлайн-консультации, где специалисты могут оценить развитие ребенка и дать рекомендации.
Если развитие речи у ребенка, по мнению специалистов (не свекрови, у которой "сын в этом возрасте Колобка рассказывал на утреннике" и не подруг с болтливыми ровесниками), не соответствует возрастной норме, то они назначат лечение, основа которого - игры и упражнения на развитие речи (логоритмика, артикуляционный массаж, занятия на развитие мелкой моторики, чтение с ребенком, потешки и песенки и т.д.). Если вы приходите к специалисту и первое, что он говорит - "попейте вот это", то его адекватность - под большим вопросом.
Если ребенок не говорит, то действия его родителей должны быть направлены на то, чтобы создать дома позитивную атмосферу, среду, которая будет способствовать развитию речи; на совместный досуг и игры, в которых ребенок будет выступать собеседником и партнером взрослого; на занятия, которые в игровой форме развивают артикуляционные способности ребенка, стимулируют развитие его импрессивной речи и общего развития - а не на поиск "волшебной таблеточки", после приема которой в мозгу у ребенка "перемкнет" и по мановению волшебной палочки из ребенка посыпятся существительные, прилагательные и глаголы.
Что пишут об этом врачи? Можете почитать, что по этому поводу думает Комаровский (это не совсем его епархия, но если вы прислушиваетесь к его мнению и считаете его адекватным врачом, то его мнение также небезынтересно): тут, тут, тут и тут. Вкратце его рекомендации сводятся к одной простой мысли, цитирую: "Вам надо знать, что способность детей говорить не зависит от использования лекарств и не может быть улучшена лекарствами."
Мнение врачей (педиатров, неврологов и и детских психологов) на Русмедсервере: ссылка, ссылка 2, ссылка 3, ссылка 4, ссылка 5, ссылка 6, ссылка 7
Вот такой получился пост - резкий и категоричный пост, но уже просто пугает эпидемия какая-то по пичканию детей непонятными препаратами с непрогнозируемым результатом. Ваши мнения, возражения, свой опыт - вэлкам в комментарии.
добавить нечего)я в глубине души конечно переживаю, что сын мало говорит.. но каждую неделю у него появляются новые слова, появляются словосочетания. Раньше просто отдельные слова говорил, а сейчас что-то понятное просит или спрашивает: "де мама?", "мама сись" (мама садись), "иди мама"...до предложений нам конечно далеко)