Аватар

Светлана - страница 86

50 лет Самара, Россия
На сайте с 18.07.2011, последнее посещение — 3 года назад
883 записи 0 друзей 1 подписчик
На сайте с 18.07.2011, последнее посещение — 3 года назад
Все категории Поиск
Светлана О детях
Самара
Лана
Мама троих (14 лет, 10 лет, 8 лет) Москва
Гонзалес "Расти в любви!"
Взято у polina  Cпасибо!

кто просил сборный пост? вот он, наконец, домучила. лучше бы я сделала сразу отдельную категорию, чесслово:)

хороший ребенок, плохой ребенок - об общественных табу и стереотипах, которые усложняют материнство

он не хочет ходить в садик - анализ поведения ребенка, как облегчить адаптацию к садику.

quality time  - "качественное время". еще о стереотипах, связанных с воспитанием.

естественный и культурный отбор - вводная часть, концепция книги

почему они плачут, как только мы выходим из комнаты

ваш ребенок - не жадина

плач без причины?

этика в воспитании детей - о телесных наказаниях

специалисты по побоям - развенчание теорий, рекомендующих телесное наказание

девочка, у которой не было границ - запреты в воспитательных целях

наказания - другие формы наказаний

откуда берется ревность

как научить ребенка спать?

как и когда снимать подгузник

в каком возрасте наш ребенок начнет спать один

почему малыш не хочет идти - о следовании за взрослыми и ношении на руках

раннее развитие

в поисках проблем - пункты, которые родители считают проблемными.

ваш ребенок - честный

обидные слова не проходят бесследно - общественные стереотипы, связанные с "плохим поведением".

история Йохена и Сони - о наказаниях.

порядок и последовательность - искуственные и естесвенные.

тайм-аут - как метод воспитания и наказания.

самый счастливый день

Светлана О детях
Самара
Шведский психиатр: "Так мы выращиваем дерзких паршивцев"

zeit-logo.bmp

http://www.zeit.de/2015/11/erziehung-liberal-autoritaer-david-eberhard

Шведский психиатр, автор книг Дэвид Эберхард говорит, что либеральное воспитание вредит и детям, и родителям. Жаннетт Отто беседует с ним в Стокгольме.

"Цайт": Когда Вы в последний раз были со своими детьми в ресторане?

Дэвид Эберхард: Совсем недавно. Почему Вы спрашиваете?

"Цайт": Потому что владельцы заведений в Стокгольме сыты по горло детьми, не умеющими себя вести. Одно кафе даже запретило вход для семей [с детьми]. И это в чадолюбивой Швеции.

Эберхард: Я прекрасно понимаю, о чем идет речь. Всегда находятся дети, которые орут, проливают напитки, носятся по помещению или при температуре минус пять градусов открывают входную дверь настежь. Родители сидят рядом, и даже не думают вмешиваться.


"Цайт": Почему тогда детей не урезонивают другие?

Эберхард: На это никто не решается. Родителям очень неприятно, когда критикуют их детей. Раньше наше общество было обществом взрослых людей. Были единые ценности касательно вопросов воспитания. Если ребенок вел себя неприлично, к нему подходили и говорили: прекрати! Такой согласованности больше нет. Мы, взрослые, теперь отвечаем не друг за друга, а лишь за своих детей.

"Цайт": Ваша новая книга "Дети у власти" через несколько недель выходит на немецком языке. В ней Вы утверждаете, что либеральное воспитание как метод провалилось. Почему?

Эберхард: Потому что родители больше не ведут себя как ответственные взрослые. Они полагают, что должны быть лучшими друзьями своих детей. Они ставят себя на одну ступень с детьми, не отваживаясь перечить им и устанавливать границы. Они больше не принимают никаких решений, а хотят быть такими же крутыми, продвинутыми бунтарями, как их дети. Теперь наше общество состоит только из одних тинейджеров.

"Цайт": Вы действительно полагаете, что и немецкие родители позволяют своим детям диктовать себе, куда ехать в отпуск, чем питаться и что смотреть по телевизору?

Эберхард: Многие узнают себе в этом портрете. Родители неохотно выносят вовне свои проблемы с воспитанием. Они говорят: у нас всё в порядке, это не про нас! Тем не менее, их постоянно гложет совесть, потому что они считают, что многие вещи делают неправильно. Они приходят усталые вечером с работы, и готовят то, что нравится ребенку, потому что не хотят вступать с ним в дискуссии. Они позволяют ему сидеть за телевизором дольше оговоренного времени, чтобы побыть в покое. Они проводят свой отпуск там, где дети будут заняты, хотя без детей ноги бы их там никогда не было. Я не говорю, что это неправильно. Я говорю лишь, что жизнь родителей не должна вращаться лишь вокруг ребенка. Нет никаких научных доказательств тому, что это как-то положительно влияет на будущее детей, что они становятся более успешными или беззаботными во взрослой жизни.


Название книги: "Дети у власти. Чудовищные плоды либерального воспитания"

Дэвид Эберхард принял меня для интервью в своей квартире в центре Стокгольма. Щебечет волнистый попугайчик, дети еще в школе и детсаде. Дэвид достает из книжного шкафа четыре написанные им книги. Его любимые темы - воспитание, стремление общества к защищенности и помешательство взрослых на безопасности. В шведском издании его новой книги запечатлен его сын в жилете из светоотражательной ткани, каске, пристегнутый в детском автомобильном сиденье. Для разговора он пришел прямо из своей клиники. Он - ведущий психиатр в коллективе из 150 сотрудников, его третья жена - медсестра.

"Цайт": Вы сами имеете шестерых детей. Кто устанавливает правила в семье?

Эберхард: Я.

"Цайт": И нет никаких демократических семейных структур?

Эберхард: Я не нахожу, что семья вообще должна быть демократическим институтом. Отношения между взрослыми и детьми всегда асимметричны. Это отношения мастера и ученика. Один учит, другой слушает. Родители могут лучше оценивать обстоятельства, потому что у них больше опыт, они больше знают. Они и должны устанавливать правила.

"Цайт": Как Вам удается посреди либерального шведского общества воспитывать собственных детей в строгости и авторитарной манере?

Эберхард: Я не могу слишком отличаться от других родителей, иначе у моих детей будут неприятности. Да и воинствующий авторитаризм мне бы не позволили.

"Цайт": То есть Вы должны держать себя в руках?

Эберхард: Да ну, ладно (смеется). И мои иные читатели думают, что я хочу возврата к военному воспитанию, обратно к телесным наказаниям. Я никогда не писал подобного. Я никогда не бил детей.

"Цайт": В Германии сейчас много дискутируют о высказывании Папы римского о приемлемости легких шлепков как метода воспитания. В своей книге Вы пишете, что нет никаких доказательств тому, что воспитанным в строгости детям, включая тех, кто подвергался побоям, хуже потом живется. Насколько близки Вы к мнению Папы?

Эберхард: В этом вопросе совершенно не согласен с ним. У меня речь идет о том, что для детей важно, чтобы они были воспитаны так, чтобы соответствовать ценностям и нормам общества, в котором живут. Для детей, выросших в обществе, где такие удары приняты за норму, их это не столь [душевно] травмирует. Но родители на Западе боятся сейчас всего, полагая, что даже малейшая критика может травмировать ребенка. Они больше не считают нужным сказать дочери в пубертатном периоде: не ешь так много шоколада, иначе растолстеешь, - потому что боятся, что девочка тут же ударится в другую крайность вплоть до анорексии. При этом мы вполне можем что-то требовать от детей, они выдержат это. Не стоит обращаться с ними, как с фарфоровыми куклами.

Эберхард подробно разбирается в книге со страхами родителей. Хотя сегодня вряд ли существуют серьезные опасности для молодых семей, возникают все новые и новые страхи. Эберхард на многих примерах показывает противоречия современных родителей. Он провоцирует их, хочет побудить их задуматься над своим поведением. Свои выводы он берет из многих международных исследований. К примеру, чтобы усилить жизнестойкость детей, говорит Эберхард, нужно с малых лет учить их справляться с неприятностями.

"Цайт": Откуда берется страх причинить ребенку вред воспитанием и строгостью?

Эберхард: У меня такое впечатление, что родители этим обязаны специалистам.

"Цайт": ... то есть людям вроде Вас?

Эберхард: Я говорю родителям, что они не должны читать слишком много разных советчиков.

"Цайт": Только лишь Вашу книгу, этого достаточно.

Эберхард: Меня можно упрекнуть в этом. Но, к примеру, Джон Боулби, теория привязанности которого считается не вызывающей сомнений, зачастую интерпретируется специалистами слишком вольно. Это приводит к тому, что родители думают, что навредят детям, если слишком рано отдадут их в ясли, где те будут проводить больше времени с воспитательницей, чем с матерью. Но мне не доводилось видеть еще ни одного ребенка, который был бы больше привязан к воспитательнице, чем к матери.

"Цайт": Датчанин Йеспер Йуул собирает в Германии целые залы на свои доклады о аутентичности и партнерском обращении с ребенком.

Эберхард: Ох, если бы я захотел, то скоро было бы также и со мной!

"Цайт": Как Вы объясняете успех Йуула?

Эберхард: Он появился в подходящий момент и направился прямиком в этот воспитательский вакуум. Авторитарного воспитания уже не хочет никто, равно как и аналога "невидимой руки рынка", которая сама воспитает ребенка. Собственных родителей не хочет слушать никто, а полагаться лишь на интуицию кажется черезчур легкомысленным. Йеспер Йуул говорит очень простые вещи. Иные - разумные, остальные не очень. Его первая книга "Компетентный ребенок" обошлась без единой рекомендации, родителям это было безразлично. И вдруг все заговорили о том, что ребенка нельзя не только наказывать, но и хвалить.

"Цайт": Нельзя хвалить?

Эберхард: Да, и такое говорит не только Йуул. Если моя дочь хочет показать мне свой рисунок, то максимум, что я могу, так это сказать: О, рисунок! Как интересно! Ты стала счастливой, рисуя картинку? Но это же неправильная коммуникация, я не такой, почему я должен притворяться? Родители должны точно подбирать каждое слово, прежде чем произносить его ребенку. Лишь бы не пристыдить его, не лишить уверенности в себе или подвергнуть гнету конкуренции. Проблема с экспертами в их морализаторстве. Они говорят родителям, что делать, а что нет. Родители в поисках ориентиров впитывают догмы и идеологии, от которых не так то просто потом избавиться.

Эберхард жестко судит о специалистах в области воспитания, хотя и не говорит, что родители не могут что-то почерпнуть у них. Экспертные знания слишком часто основываются на собственных воззрениях и здравом смысле, то есть вещах, которые родители могут постичь сами. Важно то, что в собственном доме никто не может быть экспертом. Первоклассными специалистами являются лишь родители без детей.

"Цайт": Немецкие родители мечтают о Бюллербю или Лённеберги.

Эберхард: Да и шведы все еще влюблены до безумия в истории Астрид Линдгрен и все эти идиллические картины. Но подумайте над тем, как выросли дети в этих книгах. Они целый день бродят туда-сюда, без присмотра, без шлемов и шляп от солнца. Михель привязал свою маленькую сестренку Иду на верхушке флагштока. А Лотта с улицы Крахмахер каталась с братьями-сестрами на крыше Фольксвагена-"жука". Теперь это все стало совершенно немыслимо. Сегодня родители и ведомство по делам несовершеннолетних (Югендамт) взаимно держат друг друга на мушке. В детском саду моего сына все дети должны носить шлемы уже при катании на санках!

"Цайт": Что плохого в желании защищать детей?

Эберхард: Сверхопека. Если мы хотим получить этого компетентного ребенка, то ему нужно позволить ходить в школу одному. В возрасте шести лет ребенок уже способен к этому, даже в городе с большим движением транспорта. Родители не допускают этого, но в то же время предлагают ребенку принимать решения или обсуждать каждый вопрос наравне со взрослыми. Многие взрослые поступают противоречиво, совершенно не смысля в том, что подстегивает ребенка, продвигает в развитии, а что ложится излишним грузом.

"Цайт": Какие это имеет последствия?

Эберхард: Мы плохо готовим детей к взрослой жизни, дурача их, что с ними никогда не случится что-то плохое, что мы всегда существуем для них, что они - пуп земли. В своей психиатрической клинике я встречаюсь с молодыми людьми, которые пришел ко мне потому, что, к примеру, с ними рассталась подруга по причине смерти собаки. У них налицо трудности с тем, чтобы справляться с обычными переживаниями.

"Что-то не так" - таково частое экспертное заключение Эберхарда в практической работе. Родители искали медицинские ответы на свою беспомощность. И диагноз - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, они восприняли с облегчением, потому что получили объяснение поведению ребенка, и могли далее уже не обвинять самих себя. Родители изумляются тому, что их дети усталые, раздраженные, гиперактивные, но им не приходит в голову мысль отправить чадо спать пораньше или запретить тинейджеру полночи торчать перед компьютером. Эберхард не скупится на критику.

"Цайт": Германия уже давно ориентируется на Швецию в деле заботы о детях и равноправии. А теперь скажите: прекратите же, наконец, идти за нами!

Эберхард: Потому что мы перегнули палку. Мы уже не контролируем либерализацию, а тема равноправия стала одной из общественных догм. Все мы отдаем детей в ясли уже в возрасте одного года. Далее, матери и отцы работают по возможности равноправно, по возможности одинаково много, по возможности на равноценных позициях. Никто не должен быть у кого-то в хвосте. Работа - единственный путь, чтобы стать человеком. Мы это впитываем с младых ногтей. Родительство само по себе уже не ценность. Родители сразу должны решать, кто остается дома с ребенком и как долго, а кто продолжает работать.

Звонит телефон, это его жена. Он должен развесить постиранное белье. Постельное белье младшего сына должно высохнуть до вечера. Он прерывает интервью, чтобы уладить домашние дела.

"Цайт": А что, если женщина решит дольше остаться дома?

Эберхард: Этого себе не может позволить уже ни одна женщина. Обвинение будет чрезмерным. Она превратится в реакционную, старомодную изменницу своего пола.

"Цайт": "Хен", личное местоимение среднего рода, стало официальным в шведском лексиконе. Тем самым должны избегать говорить о ребенке "он" или "она".

Эберхард: Это жестокое обращение с детьми, к счастью, практикуемое пока лишь в нескольких детских учреждениях. Эта уравниловка игнорирует все научные знания о биологическом развитии детей. У нас колоссальная проблема с юношами подросткового возраста (тинейджерами). Они уже не справляются самостоятельно со школьными делами, потому что с ними больше не обращаются, как с мальчиками.

"Цайт": Поэтому шведские школы так упали по сравнению с международным уровнем?

Эберхард: Не только по этой причине. Проблема и в наших учителях. Их авторитет ничтожен. Дети не считают нужным слушаться их, раз не слушаются и собственных родителей. Как следствие, падение результатов. Согласно исследованию Pisa шведские школьники лидируют по части прогулов уроков, оскорблений учителей и вандализма. И не забудьте: по части самоуверенности!

"Цайт": Типично для детей, постоянно находящихся в центре заботы и внимания.

Эберхард: Да, и эти дети-"пупы земли" становятся потом взрослыми, и приходят, например, на шведское телевизионное шоу "Идол". Там ищут певческие таланты, которые завтра станут суперзвездами. И вот они приходят туда, и вообще не могут петь. Но они даже не знают этого. Жюри, оправившись от изумления, спрашивает: тебе что, никто никогда не говорил, что ты не умеешь петь?

"Цайт": Его родители были слишком трусливы?

Эберхард: Они не хотели травмировать бедное дитя. Так и вырастают дерзкие паршивцы, идущие в мир с совершенно искаженной картиной о собственных способностях. Фокусировка только на ребенке - не самый лучший метод воспитания в мире. Если бы это было так, наши дети любили бы нас больше, чем кто-либо где-либо кого-либо в мире. Но это не так. Как только мы стареем и дряхлеем, они сдают нас в дом престарелых. В остальных странах семьи живут вместе, потому что родители и в пожилом возрасте еще ценятся.

http://svonb.livejournal.com/881417.html

Светлана О Любви
Самара
Счастье.

Увидела у одной девушки и не удержалась,стянула себе))

Тоже хочу такое милое счастье в свой дневник)))

happiness endorphin molecule

Светлана Здоровье
Самара
Ода йоге. Для взрослых и детей
Физическое здоровье очень важно для каждого человека и в любом возрасте. Оно наша основа. Основа нашего самочувствие, нашей трудоспособности, нашего иммунитета, нашей сопротивляемости плохим настроениям и основа нашего долголетия.
Светлана
Самара
Что вам нужно знать про мозг своего ребенка и компьютерные игры - часть вторая

Вторая часть статьи, которую я хочу себе сохранить. В конце список использованных автором источников.

23.06.2015
Катерина Ясько, психолог, эдуколог - Источник - http://life.pravda.com.ua/columns/2015/06/23/196121/

В конце прошлой недели была опубликована первая часть колонки о влиянии компьютерных игр на детский мозг вызвала широкий общественный резонанс, особенно среди разработчиков компьютерных игр и лояльных им потребителей. Я искренне рада этому.

Вопрос качественной интеграции технологий в повседневную жизнь и систему образования сложен и требует серьезного, вдумчивого подхода и горячих дебатов различных "стейкхолдеров": разработчиков игр, психологов, педагогов, неврологов, педиатров и прежде всего родителей.


Данный материал несет в себе информацию, на основании которой можно делать выводы и искать собственные формулы баланса реального и виртуального в жизни каждого ребенка. Я, как и вы, ищу ответы на ключевой вопрос: как возродить и быстро развить человеческий капитал украинской нации.

Без понимания роли игровых технологий (их сильных и слабых сторон в контексте влияния на разных стадиях развития ребенка), мы не сможем создать новое видение образования, которое могло бы стать основой для реформы системы образования.

В январе 2013 Президент Барак Обама обратился к Центру контроля над болезнями (CDC)с просьбой провести глубинные научные исследования о связи между вооруженным насилием, видеоиграми и другими медиа насильственного содержания.

В апреле этого же года из американского бюджета было выделено 100 миллионов долларов на серию исследований в области строения и функционирования головного мозга.

"У нас есть шанс улучшить жизнь не миллионов, а миллиардов людей на нашей планете. Вот почему мы этим занимаемся. Это - будущее, и это важно", - сказал президент США Барак Обама. И это не случайно. Данное направление в науке администрация Обамысчитает одним из ведущих в 21-ом веке.

Одна из причин обращения Обамы к Центру Контроля над болезнями - множество противоречивых данных различных ученых о влиянии видеоигр на психику детей и взрослых.

Данные из различных источников, которые я приведу ниже, преследуют цель повысить осознанность среди родителей и педагогов в отношении времяпрепровождения детей, увлеченными самыми разными компьютерными играми, и побудить взрослых к пониманию своей ответственности за процесс формирования детского мозга.

На сегодняшний день множество детей страдает сложностями в обучении, синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности и дефицитом мотивации (так некоторые ученые-неврологи, такие как Werner Van den Bergh, склонны называть синдром дефицита внимания).

Лично для меня эта проблема стоит очень остро, поскольку сама являюсь мамой детей с СДВ и нахожусь в постоянном поиске творческих решений того, как привить детям любовь к познанию, желание учиться, как развить их эмоциональный интеллект. Двигаясь в этом направлении, важно понимать, что вышеупомянутые качества, а также такие сильные стороны характера такие как выдержка, самоконтроль, энергичность, социальный интеллект, благодарность, оптимизм и любознательность (согласно исследованиям американского психолога Криса Питерсона с особенно большой вероятностью прогнозируют будущее удовлетворение от жизни и высокие достижения), напрямую связаны с органичным развитием мозга ребенка и, в частности, префронтальной коры (лобных долей).

Приведенные ниже исследования проливают свет на нейрофизиологические аспекты игровой зависимости и не только. В конце этой колонки опубликованы ссылки на научные исследования, которые подтверждают валидность данных, а также другие источники, на основании которых формировался этот материал.

Молодые мужчины, игравшие на протяжении 2 недель в игру с насильственным сюжетом имеют более низкую активность мозга в зонах, отвечающих за самоконтроль и управление своим поведением, по сравнению с теми, кто не играл и видео игры

Данные взяты из открытых источников, проведение такого "собственного расследования" при желании доступно всем без исключения родителям, владеющим английским языком.

Предлагаю посмотреть на нижеприведенные данные критически и сделать свои собственные выводы о пользе и вреде компьютерных развлечений.

Специально привожу научные данные из разных источников, где описываются как отрицательные, так и некоторые положительные эффекты компьютерных игр развлекательного содержания. Хочу подчеркнуть, что данный материал не касается развивающих игр, которые методологически сопровождаются взрослыми в рамках целевой учебной программы.

Заранее прошу не примитивизировать и не упрощать, приписывая мне консерватизм и сопротивление техническому прогрессу. В отношении темы компьютерных игр нет "черного и белого", как и нет простых решений проблемы компьютерной зависимости. Убеждена, что родителям важно управлять контентом жизни своих маленьких детей, а учителям понимать нейрофизиологические причины невнимательности и несобранности у некоторых школьников после видео-развлечений на переменах.

В следующей колонке я поделюсь своим опытом решения проблемы зависимости от компьютерных игр в своей семье на основании данных, которые я получила в результате комплексного психофизиологического исследования своих детей.

По мнению многих исследователей, излишняя увлеченность играми в возрасте до 25 лет (примерный возраст, когда заканчивается процесс созревания префронтальной коры), реорганизует мозг на биологическом уровне.

Начиная с конца 1990-х ученые начали обращать внимание, что большинство компьютерных игр стимулируют лишь те зоны мозга, которые отвечают за визуальное восприятие и движение, в то время как другие части, отвечающие за поведенческий контроль, эмоциональную саморегуляцию, эмпатию и обучение не получают должного развития.

По мнению Тома Хаммера, Ph.D (департамент психиатрии Школы Медицины Университета Индианы), особая тяга развивающегося мозга детей и подростков к компьютерным играм вполне понятна. Префронтальная кора созревает позднее всех остальных зон мозга, поэтому дети и подростки порой не способны самостоятельно остановиться и готовы играть часами, игнорируя правила гигиены и базовые потребности в еде и сне. Чрезмерная игра, в свою очередь, оказывает прямое влияние на развитие префронтальной коры.

По мнению C. Shawn Green, Ph.D. (assistant professor of psychology at the University of Wisconsin-Madison), видеоигры активируют "центры вознаграждения", делая мозг более восприимчивым к изменениям. Исследования показывают, например, что игра в видеоигры улучшает визуальные способности, такие как отслеживание нескольких объектов, ментальное ранжирование объектов, сохранение и манипулирование ими в мозговых центрах памяти.

Некоторые игры также требуют от игроков обдумывания общей стратегии, одновременного выполнения нескольких задач и принятия решений, которые имеют как непосредственный, так и долгосрочный эффект. По мнению Dr. Judy Willis, "Это то, что очень похоже на многозадачность, требующуюся от большинства видов сегодняшних профессий. У этих молодых людей лучше получается переключатся между задачами, приспосабливаться к новой информации и изменять свою стратегию в соответствии с новыми вводными".

Безусловно, это полезные навыки, но в случае чрезмерной "тренировки", могут вылиться и в проблемы. В конце концов, когда дети приспосабливаются к мультизадачности и одновременной обработке больших объемов информации, у них могут быть проблемы с тем, чтобы сконцентрироваться на лекции или классной работе.

Более ясную картину относительно влияния компьютерных игр на мозг ребенка можно получить благодаря пониманию работы вегетативной нервной системы. Как правило, видеоигры вызывают состояние возбуждения и тревоги. Многих беспокоит, что это может оказывать долгосрочный эффект на вегетативную нервную систему, но таких данных я не нашла.

Дыхание и сердцебиение являются непроизвольными процессами, слабо поддающиеся мозговому контролю. Эмоциональные центры (лимбическая система мозга) посылает электрические импульсы, которые могут повышать или понижать частоту сердечных сокращений. Активируются гормоны стресса адреналин и норадреналин, которые несут "тревожный посыл" всему телу. Мозг работает в таком режиме, будто чувствует реальную внешнюю угрозу и мобилизует под это все ресурсы.

Согласно большинству исследований, во время видеоигры у человека повышается частота сердечных сокращений и кровяное давление, а активность в префронтальной коре, наоборот, понижается. За счет этого может проявляться агрессия, дефицит самоконтроля. Исследование динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС) до и во время работы за компьютером показали достоверный рост ЧСС в среднем на 8,2% при взаимодействии и компьютером. Усиление влияния симпатического отдела нервной системы также наблюдалось во время работы в интернете (Мельник Э.В., 1998).

Понижение бета-активности в префронтальной коре и повышение тета-активности во время видеоигры приводит к измененному эмоциональному состоянию и значительно влияет на настроение человека. Именно эти физиологические, объективно измеримые изменения объясняют порой враждебные, агрессивные реакции игрока.

Проанализировав результаты нейровизуализации множества людей, склонных к интернет- и игровой зависимости, ученые сделали следующий вывод:

"Исследования доказывают связь интернет-зависимости со структурными и функциональными изменениями в зонах мозга, отвечающих за эмоциональную переработку ("emotional processing"), произвольное внимание, принятие решений и когнитивный контроль" (Lin & Zhou et al, 2012)

1) Исследования Koepp 1998 и Kuhn 2011 подтвердили выброс в процессе игры нейромедиатора дофамина (связанного с физиологическим механизмом вознаграждения, который лежит в основе разного рода зависимостей). Другие ученые Ko 2009, Han 2011доказали, что острое желание и некотролируемые побуждения продолжить игру с точки зрения нейрофизиологических паттернов походят на признаки наркотической зависимости.

Другие находки в области интернет-зависимости демонстрируют уменьшенное количество дофаминовых рецепторов и клеток-транспортеров (Kim 2011 и Hou 2012). Исследование, опубликованное в журнале Nature in 1998 году продемонстрировало, что в количественном плане выброс дофамина в процессе видеоигр можно сравнить с внутривенной инъекцией стимулирующих веществ, таких как амфетамин и метилфенидат.

Он настолько силен, что может почти полностью "выключить" зону префронтальной коры, которая поддерживает логическое и критическое мышление, самоконтроль и эмоционально-волевую регуляцию.

2) Множество исследований показывают атрофию (сокращение или потерю объема тканей) у игроков и интернет-зависимых в зонах, наполненных серым веществом (Zhou 2011, Yuan 2011, Weng 2013, Weng 2012). Особенно это касается префронтальной коры, которая управляет исполнительными функциями, такими как планирование, расставление приоритетов, организация, контроль за своими импульсами, завершением начатых задач. Сокращение объема серого вещества также наблюдается в полосатом теле, также вовлеченном в систему вознаграждений и подавление социально неприемлемых импульсов. К слову, исследователи из Китая путям исследования 18 студентов колледжа с помощью метода магниторезонансной визуализации выяснили, что у геймеров, которые играют в среднем по 10 часов в день, серого вещества меньше, чем у контрольной группы, которая играет менее 2 часов в день.

Особое беспокойство вызывает урон, наносящийся островку головного мозга (insula), который напрямую связан с нашей способностью развивать эмпатию и сочувствие по отношению к другим, а также интегрировать телесные ощущения и эмоции. От данных навыков напрямую зависят качество и глубина межличностных отношений.

В исследовании Школы Медицины Стендфордского Университета ученые выяснили, что часть мозга, которая генерирует ощущения награды (rewarding feelings), в процессе видеоигр активируется у мужчин гораздо больше, чем у женщин. Согласно исследованию компании Harris Interactive в 2007 году, молодые мужчины склонны к зависимости от видеоигр по крайней мере в 2-3 раза чаще, чем женщины.

3) Исследования демонстрируют потерю интегрированности в нейронных связях белого вещества (Lin 2012 , Yuan 2011, Hong 2013 и Weng 2013). Неравномерно разбросанное белое вещество, свойственное людям с игровой зависимостью, превращается в дефицит коммуникаций внутри мозга: нарушаются связи между различными долями одного полушария, связи между правым и левым полушарием, пути между высшими (когнитивными) и низшими центрами (отвечающими за выживание и непроизвольную саморегуляцию).

Это может приводить к "замыканию" нервных импульсов, выражаться в излишней расторможенности или, наоборот, приторможенности.

4) Доктор Hong и его коллеги обнаружили у интернет-зависимых мальчиков более тонкую кору (Hong 2013), а доктор Yuan обнаружил более тонкую кору в лобных долях мозга зависимых от игр поздних подростков. Они также имели сложности с выполнением когнитивных задач (Yuan 2013). Исследования Dong & Devito доказали нарушение у геймеров когнитивных функций и самоконтроля, повышенную чувствительность к вознаграждению и нечувствительность к потере, а также нестандартную спонтанную активность мозга в случае, если человек не справляется с заданием. (Yuan 2011).

В Японии у нескольких детей, которые с раннего детства увлекались компьютерными играми, врачи выявили новый вид заболевания - синдром видеоигровой эпилепсии(Ching-Chung T., Sunny L. Chou C., Hsiao M.) Это расстройство проявляется в виде неврозоподобной головной боли со спазмами мышц лица. Не доказано, что синдром приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но он приводит к таким чертам личности, как подозрительность, агрессивное отношение к близким, импульсивность и гипервозбудимость.

Доктор Young (1998) установила связь игровой аддикции с депрессивными состояниями.

Доктор Maressa Hecht Orzack выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для патологического использования компьютера (Pathological Computer Users - PCU) (1999)

Психологические симптомы:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться, увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютера;
- неправда членам семьи о своей деятельности;
- проблемы с обучением или с работой.

Физические симптомы:
- сухость в глазах; головная боль по типу мигрени;
- боль в спине;
- нерегулярное питание;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройство сна, изменение режима сна;

- синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц). (Orzak, 1999)

Данные большинства исследований, в которых изучалось функционирование центральной нервной системы и зрительного анализатора при работе с компьютерами, достоверно свидетельствуют о процессах перевозбуждения. Это то, что может привести и как к переутомлению, так и к патологическим изменениям в коре головного мозга и зрительном анализаторе. (Юрьва, Больбот 2006)

К сожалению, статистики, касающейся Украины, относительно детей, которые стали "заложниками" компьютерных игр и развлекательных интересов в Интернете, пока нет.

Вывод: если ребенок проводит за экраном слишком много времени, это влияет на структуру и функционирование его мозга. Наибольший вред причиняется префронтальной коре (лобные доли мозга), которая развивается и проходит через сложные изменения вплоть до примерно 25 лет.

Развитие лобных долей, в свою очередь, во многом определяет успех в каждой сфере жизни человека - от ощущения благополучия до успехов в учебе и умении выстраивать личные отношения с близкими.

Буду рада, если приведенные выше данные помогут родителям укрепить свою позицию в части управления временем, которое дети проводят за играми и сетевыми развлечениями.

Благополучия и здоровья вам и вашим детям.

Источники:
Dong, Guangheng, Elise E Devito, Xiaoxia Du, and Zhuoya Cui. "Impaired Inhibitory Control in 'Internet Addiction Disorder': A Functional Magnetic Resonance Imaging Study." Psychiatry Research 203, no. 2-3 (September 2012): 153-158. doi:10.1016/j.pscychresns.2012.02.001.

Dong, Guangheng, Yanbo Hu, and Xiao Lin. "Reward/Punishment Sensitivities Among Internet Addicts: Implications for Their Addictive Behaviors." Progress in Neuro-Psychopharmacology & Biological Psychiatry 46 (October 2013): 139-145. doi:10.1016/j.pnpbp.2013.07.007.

Han, Doug Hyun, Nicolas Bolo, Melissa A. Daniels, Lynn Arenella, In Kyoon Lyoo, and Perry F. Renshaw. "Brain Activity and Desire for Internet Video Game Play." Comprehensive Psychiatry 52, no. 1 (January 2011): 88-95. doi:10.1016/j.comppsych.2010.04.004.

Hong, Soon-Beom, Jae-Won Kim, Eun-Jung Choi, Ho-Hyun Kim, Jeong-Eun Suh, Chang-Dai Kim, Paul Klauser, et al. "Reduced Orbitofrontal Cortical Thickness in Male Adolescents with Internet Addiction." Behavioral and Brain Functions 9, no. 1 (2013): 11. doi:10.1186/1744-9081-9-11.

Hong, Soon-Beom, Andrew Zalesky, Luca Cocchi, Alex Fornito, Eun-Jung Choi, Ho-Hyun Kim, Jeong-Eun Suh, Chang-Dai Kim, Jae-Won Kim, and Soon-Hyung Yi. "Decreased Functional Brain Connectivity in Adolescents with Internet Addiction." Edited by Xi-Nian Zuo. PLoS ONE 8, no. 2 (February 25, 2013): e57831. doi:10.1371/journal.pone.0057831.

Hou, Haifeng, Shaowe Jia, Shu Hu, Rong Fan, Wen Sun, Taotao Sun, and Hong Zhang. "Reduced Striatal Dopamine Transporters in People with Internet Addiction Disorder." Journal of Biomedicine & Biotechnology 2012 (2012): 854524. doi:10.1155/2012/854524.

Kim, Sang Hee, Sang-Hyun Baik, ChangSooPark, Su Jin Kim, Sung Won Choi, and Sang Eun Kim. "Reduced Striatal Dopamine D2 Receptors in People with Internet Addiction." Neuroreport 22, no. 8 (June 11, 2011): 407-411. doi:10.1097/WNR.0b013e328346e16e.

Ko, Chih-Hung, Gin-Chung Liu, Sigmund Hsiao, Ju-Yu Yen, Ming-Jen Yang, Wei-Chen Lin, Cheng-Fang Yen, and Cheng-Sheng Chen. "Brain Activities Associated with Gaming Urge of Online Gaming Addiction." Journal of Psychiatric Research 43, no. 7 (April 2009): 739-747. doi:10.1016/j.jpsychires.2008.09.012.

Kühn, S, A Romanowski, C Schilling, R Lorenz, C Mörsen, N Seiferth, T Banaschewski, et al. "TheNeural Basis of Video Gaming." Translational Psychiatry 1 (2011): e53. doi:10.1038/tp.2011.53.

Lin, Fuchun, Yan Zhou, Yasong Du, Lindi Qin, Zhimin Zhao, Jianrong Xu, and Hao Lei. "Abnormal White Matter Integrity in Adolescents with Internet Addiction Disorder: A Tract-Based Spatial Statistics Study." PloS One 7, no. 1 (2012): e30253. doi:10.1371/journal.pone.0030253.

Rideout, Victoria J., Ulla G. Foehr, and Donald F. Roberts. "Generation M2: Media in the Lives of 8- to 18- Year Olds." Kaiser Family Foundation Study (2010). http://kff.org/other/poll-finding/report-generation-m2-media-in-the-lives/ (link is external).

Weng, Chuan-Bo, Ruo-Bing Qian, Xian-Ming Fu, Bin Lin, Xiao-Peng Han, Chao-Shi Niu, and Ye-Han Wang. "Gray Matter and White Matter Abnormalities in Online Game Addiction." European Journal of Radiology 82, no. 8 (August 2013): 1308-1312. doi:10.1016/j.ejrad.2013.01.031.

Yuan, Kai, Ping Cheng, Tao Dong, Yanzhi Bi, Lihong Xing, Dahua Yu, Limei Zhao, et al. "Cortical Thickness Abnormalities in Late Adolescence with Online Gaming Addiction." Edited by Bogdan Draganski. PLoS ONE 8, no. 1 (January 9, 2013): e53055. doi:10.1371/journal.pone.0053055.

Yuan, Kai, Chenwang Jin, Ping Cheng, Xuejuan Yang, Tao Dong, Yanzhi Bi, Lihong Xing, et al. "Amplitude of Low Frequency Fluctuation Abnormalities in Adolescents with Online Gaming Addiction." Edited by Krish Sathian. PLoS ONE 8, no. 11 (November 4, 2013): e78708. doi:10.1371/journal.pone.0078708.

Yuan, Kai, Wei Qin, Guihong Wang, Fang Zeng, Liyan Zhao, Xuejuan Yang, Peng Liu, et al. "Microstructure Abnormalities in Adolescents with Internet Addiction Disorder." Edited by Shaolin Yang. PLoS ONE 6, no. 6 (June 3, 2011): e20708. doi:10.1371/journal.pone.0020708.

Zhou, Yan, Fu-Chun Lin, Ya-Song Du, Ling-di Qin, Zhi-Min Zhao, Jian-Rong Xu, and Hao Lei. "Gray Matter Abnormalities in Internet Addiction: A Voxel-Based Morphometry Study." European Journal of Radiology 79, no. 1 (July 2011): 92-95. doi:10.1016/j.ejrad.2009.10.025.

M. J. Koepp1, R. N. Gunn1, A. D. Lawrence1, V. J. Cunningham1, A. Dagher1, T. Jones1, D. J. Brooks1, C. J. Bench1 & P. M. Grasby1 Evidence for striatal dopamine release during a video game

Лоскутова В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века?// Вопросы ментальной и медицины и экологии - 2000. - С.11-13

Войскуйский А.Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема// Журн. неврологии и психиатрии - 2002. N3. C. 79

Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот Компьютерная зависимость. Формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск "Пороги" 2006

Ching-Chung T., Sunny L. Analysis of attitudes toward computer networks and Internet addiction of Taiwanese adolescents//CyberPsychol. Behaviour - 2001. - Vol. 4, N3. - P. 373-376

Chou C., Hsiao M. Internet addiction, usage, gratification and pleasure experience: The Taiwan college students' case // Computer education. - 2000. - Vol. 35, N 1 P.257-260

Мельник Э.В. О природе болезней зависимости: (алкоголизм, наркомания, "компьютеромания" и др.) - О., 1998, С. 134-159.

Young K. Rogers R.C. The relationship between depression and internet addiction // CyberPsychol. Behavior. - 1998. - Vol. 1, N 1. - P. 56-60

Orzack M. H. How to recognize and treat computer.com addiction // Clin. Counseling Psychol. - 1999. - Vol. 9, N 2 - P. 124 - 130.

Neurology Now June/July 2014, Volume 10 (3)

Werner Van den Bergh, M.D. Neurofeedback and state regulation in ADHD. A therapy without Medication. BMED Press LLC, Texas, p. 219 - 224.

Пол Таф "Как дети добиваются успеха" (в данной книге опубликованы результаты исследования сильных сторон характера Криса Питерсона), более широкий список опубликован в книге Мартина Селигмана и Криса Питерсона "Сильные стороны характера и положительные качества".

https://www.psychologytoday.com/blog/mental-wealth/201402/gray-matters-too-much-screen-time-damages-the-brain

http://www.bbc.com/news/technology-32736808

http://www.nature.com/nature/journal/v393/n6682/full/393266a0.html

http://patients.aan.com/resources/neurologynow/index.cfm?event=home.showArticle&id=ovid.com%3A%2Fbib%2Fovftdb%2F01222928-201410030-00017

http://4mind4life.com/blog/2010/01/16/effects-of-video-games-on-the-brain-of-children/

http://4mind4life.com/blog/2008/07/08/effects-of-video-games-on-the-brain-men-more-likely-to-get-addicted/

P.S. Под каждой своей колонкой я стараюсь публиковать список источников и авторов, которых цитирую либо которые повлияли на формирования моих взглядов на затрагиваемую тему.

В тексте предыдущей колонки были использованы фрагменты из:

1) Дениел Сигел, Тина Пейн Брайсон "Воспитание с умом. 12 стратегий развития мозга вашего ребенка", - М.: Эксмо, 2014, с.30-31

2) Фрагмент из статьи по ссылке http://воспитание.net/deti-i-kompyuternyie-igryi.html http://воспитание.net/deti-i-kompyuternyie-igryi.html http://воспитание.net/deti-i-kompyuternyie-igryi.html http://воспитание.net/deti-i-kompyuternyie-igryi.html - каждый из видов игр был мною лично опробован со своими детьми

3) Фрагмент из статьи по ссылке http://www.beloveshkin.com/2014/12/dopamine-1.html.http://www.beloveshkin.com/2014/12/dopamine-1.html, данные с со страницы подтверждены исследованиями Koepp 1998 и Kuhn 2011 (библиография выше).

Узнала больше о такой общемировой тенденции, как обеспокоенность родителей по поводу влияния на детей игры MineCraft, из статьи на сайте BBC.

Светлана
Самара
Как матери рассказать дочке о любви?

Источник http://evo-lutio.livejournal.com/153627.html

Многим матерям, особенно хлебнувшим фунт лиха, хочется защитить своих дочерей от любви. Если они не смотрят женских сериалов, где каждая главная героиня обязательно встречает доброго, честного и любящего ее героя (а разочарованных женщин такие сериалы раздражают) они настроены против любви враждебно.

Понять матерей можно. Девочке 15 лет, допустим, или немного больше. Ресурсов у нее пока нет: ни образования, ни профессии, ни других полезных навыков. Эго у нее слабое: воля еле теплится, самооценка скачет, локус контроля внешний, одна сплошная спонтанность, которая рвется наружу, а чуть что иссякает и девочка падает на самое дно энергетической ямы: плачет и ненавидит себя. Как такого ребенка отпускать в темный лес любви, где за каждым деревом - хищник?

А любовь для девочек без ресурсов особенно притягательна. Когда им было пять лет, они мечтали о волшебной палочке: дотронулась до пустой вазочки - она наполнилась шоколадными конфетами, коснулась оконного стекла - вместо зимы - теплое лето. Теперь они немного подросли, и такой палочкой стала для них любовь. Вчера была невзрачной девочкой, а сегодня лучший мальчик в школе тебя полюбил, и ты превратилась в первую красавицу и все тебе завидуют. Заманчиво? Было тебе скучно и одиноко, а теперь в твоей жизни появился Он, и энергия кипит и плещет через край. Все девочки вокруг только и говорят о любви, потому что для девочек в 14-18 лет (для многих и дальше) - это самый доступный, самый привлекательный источник энергии, а иногда - единственный.

Все остальные источники - дико занудны и иметь с ними дело - как колесами старой телеги скрипеть. Учиться очень трудно и скучно, а чтобы получить из этого источника энергию, то есть поднять свою самооценку, нужно победить на олимпиаде, написать самое лучшее сочинение, поразить весь класс ответом у доски, а это почти нереально, и иллюзий тут никак не построишь. Имидж с трудом дается: отражение в зеркале не нравится, на лбу опять прыщи, волосы плохо укладываются, грудь не растет, а задница, наоборот, очень даже, но только вширь. Творчество? Да какое там творчество! Откуда? Здоровье? Это еще тоскливей, чем учеба, особенно когда мама давит на мозги: не сиди полночи в сети, ложись пораньше, подумай о здоровье - само слово здоровье начинает бесить.

А любовь? Совсем другое дело. Стоит удачно влюбиться (взаимно и в того, кто котируется) и вот уже наплевать на учебу, самооценка и так до небес, имидж твой все начнут копировать, в творчество превратится каждый твой день: ты станешь героиней своего собственного увлекательного сериала, за которым с завистью будут следить все те, от кого зависит твоя самооценка. Понимаете, почему любовь настолько привлекательна?

Ну и гормоны, конечно, тоже. Они всегда готовы затуманить голову и подогреть кровь где надо, особенно, если все мысли о любви с утра до ночи. От круглосуточных мыслей о любви и страсти даже в старом пне все забурлило бы. А уж тем более в юной девочке, которая еще растет и процессы в ее теле и мозгу бурные и нестабильные, психика неустойчивая, склонная не просто к иллюзиям, а почти к галлюцинациям.

Поэтому матери и боятся, что любовь таких девочек сожрет. Очень страшно, если девочка влюбится в кого-нибудь несчастной любовью. Это грозит депрессией и аутоагрессией, она будет презирать себя за воображаемое уродство и ненавидеть родителей за то, что родили ее такую. В школу ходить не захочет, делать ничего не будет, будет лежать и плакать.

Не менее страшно, если девочка влюбится взаимной любовью. С большой вероятностью это может оказаться какой-нибудь двоечник или вообще не школьник, а взрослый парень. Такая любовь будет означать, что девочка быстро, почти мгновенно станет "взрослой": попробует алкоголь и сигареты (хорошо, если не наркотики) и секс тоже. Можно сказать, что жизнь ее в этом случае, если не кончена, то серьезно поломана может оказаться. А главное направлена по кривой дорожке. Не о поступлении в вуз будет думать девочка, не о развитии своей личности и не о здоровье, а об убогих развлечениях со своим взрослым и маргинальным кавалером (а нормальные парни с малолетками не встречаются).

Получается, что родители растили-растили ребенка, а у нее бац, в 15-16 лет - любовная аддикция, и эта аддикция сожрет ее намного быстрей, чем 30-летнюю женщину. За несколько месяцев может полностью изменить и угробить. А еще испортить отношения с родителями навсегда: они превратятся во врагов, которые ее не понимают и стараются отобрать у нее кайф.

Одним словом, страхи матерей не просто понятны, а очень даже понятны. Поэтому многие матери при первых признаках интереса девочки к теме любви, еще лет в 12 или в 14, например, начинают прессовать ее мозг страшилками. Так как сами они находятся в страхе, они готовы вставлять ссылки при любых упоминаниях темы любви и даже намеках в эту сторону.

Они обращают внимание девочки на то, что мужчины к женщинам, на самом деле, равнодушны, это женщины их любят и поэтому становятся рабынями, обслуживают их, рожают, все терпят, а мужчины изменяют им с другими женщинами и буквально вынимают из них душу. Каждый мужчина любит только себя, главный признак мужского пола - эгоизм. К женщинам мужчины относятся потребительски: либо как к обслуге в быту, либо как к наложницам в сексе, но одна и та же женщина никогда не бывает тем и другим, потому что в сексе мужчине нужно разнообразие. Мужчины всегда ссорят женщин с их подругами, заставляют ревновать и чувствовать комплекс неполноценности. Они могут какое-то время красиво ухаживать, чтобы усыпить бдительность и привязать к себе, но привязав, начинают гнуть и бить по самым больным местам, потому что второй главный признак мужского пола - властолюбие. Мужчины не дают женщинам развиваться, им выгоднее иметь убогих служанок. Мужчины презирают женщин: самое страшное оскорбление для мужчины, если его сравнят с женщиной. Как возможна любовь при таком отношении? Глупые сериалы и книжки про любовь - это промыв мозгов, изготовление из женщин рабынь с раннего возраста. Пока девочки мечтают о любви, мальчики учатся конкурировать с себе подобными за благо этого мира. А девочки не могу конкурировать с ними, потому что очень рано меняют все свои ресурсы на любовь. Общество склоняет их к этому, не пускает их к власти, внушает им, что счастье женщины - брак и дети, а еще секс с любимым человеком. В результате и брак, и детей они тащут на себе, а секс им достается в виде объедков, если их хозяин не сумел найти кого-нибудь поинтересней в этот вечер и вынужден заниматься сексом с надоевшей женой.

Вот такой ужастик, плюс-минус, рисуют в головах своих дочерей матери, которые хотят их защитить от страшной болезни - любовь, которой те могут заболеть и стать инвалидами. Матерей таких понять можно, однако, методы их напоминают ампутацию органа, который пока не заболел. Представьте себе врача, который отрубает человеку руки, ноги, чтобы те не пострадали в процессе жизни, удаляет почки или печень, потому что шанс заболеть у каждого человеческого органа очень велик. Что делать в жизни получившемуся обрубку? Да ничего невозможно делать, тем более жить вообще опасно, так что лучше просто умереть.

Давайте я расскажу, что происходит с заблокированным в раннем возрасте ресурсе любви?

Обратите внимание, если ресурс любви не был заблокирован рано, а был заблокирован ближе к пенсии, ничего страшного с женщиной не произойдет, особенно, если у нее уже много других ресурсов. Это как с глухими людьми. Если человек глух не от рождения, он уже успел научиться говорить, получить образование, социализироваться, перед тем как оглохнуть. Глухоту такой человек переживет относительно нормально, купит слуховой аппарат и дело с концом. Совсем другое дело глухие от рождения. Такие дети немы, если их специально не будут учить говорить. Их придется учить всему по специальной системе, иначе они останутся умственно неполноценными. Глухота с рождения мешает развиваться другим функциям и нужна особая коррекция, чтобы это как-то компенсировать. А вот если другие функции уже успели развиться, утрата одной переживается несравненно лучше.

Примерно то же самое происходит с уничтоженным в раннем возрасте ресурсом любви. Мать надеется, что если внушить дочке мысль об опасности мужчин и отвратительности секса, она будет активно развивать другие ресурсы: начнет учиться, заниматься спортом. Как бы ни так. Зачем ей учиться, если полмира - чудовища, с которыми даже находиться рядом не хочется? А спорт ей зачем? Она - не тело, она - личность. И ей не надо, чтобы самцы в своем похотливом сознании ее превращали в объект. Поэтому красота ей не нужна, а заниматься здоровьем просто так скучно.

Детей рожать она боится теперь, поэтому мыслей о каком-то будущем, где есть свой собственный дом - полная чаша, нет. Зачем тогда работать? Чтобы путешествовать по миру? Путешествовать проще, не впрягаясь в эту лямку, нужно просто снизить планку комфорта. А комфорт тоже тесно связан с любовью. Представлять, что ты зачем-то красиво нарядился, навел уют, приготовил замечательный ужин, а тебе никто не нужен, ты выбрал одиночество и любовь тебя пугает, сложно. Несложно тем, кто уже привык красиво наряжаться, наводить уют, готовить, а потом уже разочаровался в любви, он так и будет получать кайф от всего этого "для себя". А вот если навыков создавать комфорт пока нет, их и не будет, если настолько пугает любовь.

Нет, конечно, остается еще дружба. Но подруги постоянно болтают о любви и сексе, а это так противно и скучно, что выносить их сложно, а друзья мужского пола то и дело заигрывают или подчеркивают, что ты женщина, и это тоже отвратительный сексизм. Если у девочки наглухо заблокирован ресурс любви, отвращение у нее вызывает почти все в это мире. И энергии ей катастрофически не хватает. Это матери, которой ресурс в юности никто не обрубал, незаметно, что из каждого угла доносится постоянные намеки на что-то любовное или сексуальное. Когда эта тема вызывает отвращение, находиться в этом мире практически невозможно. Из него хочется сбежать.

В результате мать, которая ампутировала дочке "лишний" ресурс впрок как лишний орган, рискует превратить ее в инвалида. К счастью, психика детей обычно защищается от родителей, с раннего детства создавая непроницаемый экран, о который слова ударяются как горох о стенку. Но есть внушаемые дети и родители, обладающие талантом пробивать стены своим эмоциональным напором и убедительными речами с горящими очами. Дочки таких матерей всерьез рискуют. Особенно если жизнь матери - такой печальный пример. И нет хорошего отца рядом, который бы такие концепции опроверг самим своим фактом.

Харибда не страшней Сциллы, аддикция не хуже фрустрации, это нужно запомнить. Да, сильная аддикция способна сожрать человека, но она должна быть очень сильной, а слабой аддикции человека вполне может сопротивляться и даже стать сильнее в этой борьбе, развить навыки. Из слабых аддикцих (и фрустраций) состоит жизнь юной личности, у которой еще нет ресурсов, чтобы твердо стоять на ногах и ее все время сносит туда-сюда. Не надо их так бояться. Погибнуть от любви не более вероятно, чем погибнуть от спорта, например, или даже менее, если спорт, например, опасный. Если вы согласны, чтобы ваша дочь ездила на такси, хотя автомобильных аварий очень много, значит вы понимаете, что жизнь целиком состоит из рисков. И чтобы избежать рисков жизни, нужно умереть.

Поэтому не накручивайте страхами ни себя, ни дочек. Расскажите им лучше, что любовь бывает разной: бывает очень счастливой, поддерживающей, вдохновляющей, обогащающей личность. Бывает несчастной, разрушительной, опускающей и обедняющей. Опишите, чем первая любовь отличается от второй. В первом случае одна личность любит другую личность и они обмениваются тем, что у них есть, кроме этой любви. Во втором случае личность превращает другого человека в кумира, божество, перестает заниматься своим личностным развитием, заменяет любовью все. Конечно, она быстро станет неинтересна и обременительна второму человеку. Ему будет все равно, что она так сильно любит его, ведь она - никто. Быть кем-то - это не значит иметь уже сейчас много ресурсов, это значит обращать на другие ресурсы внимание, интересоваться и заниматься ими. Само занятие(!) другими ресурсами (даже если они пока не развиты) наполняет личность разными оттенками и свойствами, которыми второй человек может любоваться.

Любовь - очень полезна, если использовать ее как стимул, как мотивацию для развития всех остальных ресурсов. Ради любимого должно хотеться стать лучше во всех остальных отношениях - тогда это здоровая, красивая, правильная любовь. А если ради любимого хочется ни о чем больше не думать, ничем больше не заниматься, значит любовь вырулила на ту самую кривую дорожку и богиня любви превращается в чудовище. Любой ресурс может из божества превратиться в демона, если принести ему в жертву другие ресурсы (!).

Вот такая идея может немного сориентировать девочку в правильном направлении, если с матерью пока еще неплохие отношения и дочь готова ее слушать и слышать.

(с) Марина Комиссарова

P/S Пост для родителей дочек написан и для собирающихся ими стать

Светлана
Самара
Психологическая игра "Мытье посуды"

Когда-то Евгений Гришковец написал книгу с метким названием «Следы на мне». Действительно, общение с миром оставляет на человеке следы. На час, на день или на всю жизнь. Иногда это след от поцелуя, а иногда след от грязной ноги. А не задумывались ли вы о том, какие следы оставляет общение с миром на наших детках? Драка с соседским мальчиком…нравоучения воспитательницы… мамин грозный окрик…внезапный рык соседской собаки…У нас больше возможностей "замести" наши собственные следы: поплакаться кому-нибудь, послать подальше, устроить шоппинг (или мытье в бане). А у ребенка следы на нем отражаются в ночных кошмарах, слезах без причины, в чрезмерном баловстве. Предлагаю вам игру, которую можно проводить с ребенком после любого негативного общения, а также после избыточного позитивного общения. И вообще всегда, когда вы видите, что деть ваш устал или эмоционально перенапрягся.



Изначально эта игра была любимой на тренингах у студентов. А потом я решила испытать ее на Польке после того, как она подралась в парке с мальчиком. Польке не понравилось, что мальчик, видите ли, занял ее любимое место возле горки. Она решила его «отбить». Мальчик не «отбился», а дал сдачи. Полька дралась, как тигрица, но мальчик был наглее, старше и опытнее и в итоге все закончилось девчачьим ревом. Я дала Польке возможность испытать на себе всю горечь поражения, но потом мне все-таки стало ее жаль, и я решила ее «отмыть». Полька «отмылась» очень хорошо. Вот вам верный способ.

Предлагаете ребенку поиграть в то, что он - посуда. Спиногрыз выбирает, какой именно посудой он хочет быть: тарелочкой, чашечкой, кастрюлькой и т.д. Описывает цвет, рисунок и другие подробности, которые хочет. Потом предлагаете ему, чтобы вы эту посудку помыли. Вместе выбираете, где мыть: в раковине или в посудомоечной машине. Польку мы мыли вручную. Она придумала, какой тряпочкой (воображаемой) я ее буду мыть. Начали изображать воду из краника и я ее начала «тереть». Все происходило в парке под удивленные взгляды мамаш. Потом я предложила добавить гель для мытья. Добавила гель. Можно спросить, где лучше всего потереть: ручка, ножка, бочок и т.д. Особо одаренные даже могут даже рассказать, что там за грязь: кусочек каши прилип, сажа или еще что-то. В общем, трем и «смываем водичкой». Спрашиваем, какую хочет малыш водичку. Средство для мытья также смываем и спрашиваем у малыша, чистая ли посудка или еще мыть. Когда посудка чистая, можно ее обтереть полотенцем или высушить в сушилке. Любой каприз за ваши деньги. в данном случае - любой каприз - за улыбку спиногрыза. Восхищаемся, какая чистая посудина. Ну вот и все. Спиногрыз отмыт, покой восстановлен. А вам всего хорошего!

Светлана
Самара
Проект "Тело человека"

В предпраздничную мамскую неделю приглашаю вас изучить важную и нужную тему.

Материалы уже можно скачать здесь


Первой волной проект пройдет в форме ФМ.Длительностью в рабочую неделю с пн по пт (2-6 марта).Материалы я,как обычно,буду заливать на облако,но это не значит,что я не жду отчетов Во-первых,отчеты организуют,во-вторых,все участники могут посмотреть как прошел именно Ваш день и почерпнуть что-то новое для себя,в-третьих,я смотрю что у Вас получается,а что не очень.Мне это нужно для дальнейших проектов,чтобы сделать материал максимально адаптированным под данную возрастную группу.Вот как-то так) Отчеты можете делать у себя в дневнике,а мне давать ссылку,или просто отзыв о материале тоже мне важен.

Второй волной будут заниматься присоединившиеся позже.Поэтому я не рассылаю материалы по e-mail.Любая мама в любое удобное для нее время сможет скачать ТК и воспользоваться материалом.

Изучать тело мы будем по-малышковому,никакой расчлененки не будет.

Все в игровой форме.Но дни будут очень насыщенные.Чтоб я знала сколько Вас,отметьтесь тут как больше нравится.Комментом,лайком и тд

Вашим мыслям и репостам всегда рада!

Светлана
Самара
Артурчику 1 год!)

Ура!

Нашему мальчику уже годик!

С днём рождения, Малыш!)

Немножко напишу о наших умелках.

Артурчик высокий, как и его сестренка. Точные вес и рост сейчас не напишу, в поликлинику пойдем позже.

До 6 мес были на ГВ, потом ввели прикорм и кашки. ГВ до 10 месяцев было таким же важным приёмом пищи. Сейчас молока осталось мало, стараюсь кормить чаще, получается раза 4 в день.

Артурчик умеет хлопать в ладоши, поднимает ручки, когда говорим ура),

играем в ладушки, много улыбается, любит всю семью).

Учится подниматься и взбираться на ступеньки и приступочки.

Имеет 6 зубов, которыми ест почти всё!) Ниблер даем очень редко с бананом.

Пошел в 11 месяцев. И процесс учебы был очень интересным.

Мы выкинули ходунки, т.к. Полиша их доломала, прыгая с них. В ходунках Артур сидел очень редко, так что практически вырос без них.

Сначала он научился стоять столбиком посередине комнаты, потом начал потихоньку делать шажочки самостоятельно. С нами по-прежнему ходил за 2 руки. И только после того, как пошел самостоятельно, научился ходить за 1 руку.)

Любит танцевать, болтает мало, много на своем. Из понятных слов: мама и дай. Иногда папа.)