О детском рисовании Опять не мое, а созвучное:)
воспитаниеОтсюда
1. Не надо учить детей рисовать, причем подольше... лет до 9-10. Если вы ищете кружок, то попробуйте найти творческую студию, где поощряли бы свободный полет и только подавали бы идеи с разнообразием в плане различных техник.
2. Если ваш ребенок систематично получает внушительные объемы информации, из любого источника: будь то развивающий центр, активная бабушка или вы сами, ему необходимы творческие занятия как некоторого рода баланс. Потому что за логику и за творчество ответственны разные полушария нашего мозга.
3. Чтобы заниматься творчеством, не нужно ничего специального, и даже если вы сами не умеете рисовать, то расслабьтесь. Все, что вам нужно- это как можно больше разнообразных материалов и энтузиазма.
4. Материалы, например, такие: различные карандаши помягче, восковые мелки, акварельные мелки, пастельные мелки, уголь, пальчиковые краски, гуашь, акварель, поролоновые губки и валики различных размеров и форм, бумага разного формата, цвета и фактуры, пластилин мягкий и жесткий, самовысыхающая глина, соленое тесто.
Для аппликаций: цветная бумага, лучше нескольких типов, и тонкая и поплотнее, и гофрированая. Не забудьте черную. Блестки, пайетки, цветной песок. Карандашный и жидкий клей.
5. Не бояться запачкать что-либо или испачкаться. Если ребенок боится испачкать ручки, это можно исправлять. В любом случае, рисование - это не время для обучения аккуратности. Как говорит моя Диана, рисовать и есть манго надо вдохновенно, не боясь испачкаться :)
6. Когда вы даете новый материал для творчества, дайте ребенку время, чтобы его освоить. Не форсируйте, пусть ему больше нравится размазывать краску по ладошкам, изучая ее консистенцию. Придет время и он заинтересуется отпечатками на бумаге, а затем и образами, которые у него получаются. У детей младше трех лет могут уйти месяцы на этот этап.
7. Не делайте процесс слишком сложным. Наоборот, старайтесь упростить. Ребенку сложно сначала обмакнуть кисточку в воду, затем макнуть в краску, а только после этого рисовать. Это черезчур сложно. Проще - выдавите немного краски прямо на лист, спросив ребенка - куда он хочет, чтобы вы положили краску. Воду вообще можно не давать, пользуйтесь влажными тряпками или салфетками. По моему наблюдению, широкие кисти, валики и крупные поролоновые тампоны нравятся детям больше, чем обычные кисточки.
8. Аппликации лучше начинать с того, чтобы рвать бумагу руками. Ножницы - это скорее упражнение на моторику, чем творческое орудие. Приклеивать можно не просто на лист, а на коробочку из-под корнфлекса любую поверхность.
9. Раскраски, аппликации по шаблону, трафареты, лепка в стиле "делай как я" , составление картинки из частей, повторение пунктирных линий и тому подобное к творческим занятиям отношения не имеют никакого. Это скорее логика или моторика. Более того, они уничтожают оригинальное мышления ребенка.
10 Прочь стереотипы! Позвольте ребенку решать самому, какого цвета солнце, где на морде у собаки глаза, и сколько лап у слоника. Пусть даже солнце синее, собачьи глаза ниже носа, а слоник напоминает объевшуюся сороконожку. Не мешайте.
11 В дополнение к творчеству, мне кажется очень нужными игры с цветом и рассматривание репродукций. Мои уроки по рисованию, к слову, так и строятся - обязательно есть игры с цветом- перемешивание красок или цветные карточки и тд, одна-две картины на тематику, которая интересна детям и свободное творчество, как правило в двух техниках.
12. в рисовании, как и в сказках, есть что-то неуловимо волшебное... и терапевтическое))) это неотъемлемая часть детства, и по сравнению с этим меркнет вся вышесказанная конкретика.