Запишу на память.
Специально я с Марией ничем не занимаюсь, так что пост, наверное, напрасно назвала так. Нет у нас регулярных занятий, разнообразных "развивашек", Монтессори-уголков со всеми причиндалами, карточек и пр. Я всё ещё, после длительного вдумчивого штудирования книг по детскому развитию, блогов, изучения разных систем так называемого "раннего развития", предпочитаю осваивать с ребёнком разные умения и навыки как бы "походя", в режиме реального времени. Возможно, я неправа, и ребёнку действительно нужны регулярные занятия в одно и то же время, разнообразные пособия и т.п., и то, что слова "карточки", "монтессори", "доман" и пр. вызывают у меня оскомину - это моя личная проблема, и всё же..
Просто опишу, что делаем мы.
Во-первых, я стараюсь приобщать ребёнка ко всем практически видам деятельности, которой занимаюсь сама. Немаловажная часть - хозяйство. Когда я готовлю еду, Маша рядом или обшелушивает луковицу, или моет рис, или солит еду из солонки, пока я держу её. И массу других простых действий, конечно, делает, это зависит от ситуации. После еды сама протирает тряпочкой свой столик а потом этой же тряпкой холодильник, пол, лицо и т.п. Помогает мне выгружать из сумки купленные продукты, открывает морозилку (потому что до неё может дотянуться). На даче доставала до раковины и "мыла" посуду. Когда убираемся, вытирает пыль со своей полки с игрушками и иногда - с моей книжной. Любит брызгать "Мистером Пропером" на зеркало и вытирать. Помогает разгружать и загружать стиральную машину, нажимает кнопки, чтоб запустить стирку. Когда что-то пролила - несёт тряпку, вытирает. Выбрасывает мусор в ведро. Пол мыть в последнее время не любит, предпочитает сидеть на диване в это время)) раньше помогала, ну что ж - персональная розовая тряпка всё ещё ждёт Марию на своём месте))) Помогает собирать игрушки, не вполне любит это дело, но тут нужно увлечь! Ну и ещё всякие пустяки..
Во-вторых, когда мы гуляем, я позволяю Маше всё или почти всё, за исключением опасного для жизни или очень неприятно-грязного (типа выходить на проезжую часть или трогать какашки). Я не останавливаю её, когда она лезет на высокую лестницу, я позволяю копаться в песке руками, поднимать камни и палочки, срывать траву, подбирать мусор и нести в урну. Я разрешаю лежать на земле, качаться животом на качелях, топтаться в лужах (в резиновых сапогах) и кидать в воду камешки, орудовать там палкой, висеть на шлагбаумах, пока никто не видит. И т.п. Я всегда рядом и всегда на стрёме - Маша очень полюбила в последнее время ходить по лестницам без поддержки и быстро, я всегда готова подхватить её, подстраховать.
В-третьих, я всегда комментирую почти все её и свои, когда она их видит, действия. Я называю предметы, говорю, куда мы идём, что делаем и будем делать, объясняю что-нибудь или привлекаю внимание к свойствам того, что сейчас в руках или рядом с нами. Я работаю в режиме радио, наверное, это одна из причин того, что ребёнок у меня не испытывает потребности разговаривать самостоятельно. Впрочем, иногда я устаю разговаривать "вхолостую", и ребёнок, суд по всему, нисколько этим не тяготится.. Так мне кажется.
В-четвёртых, я много читаю Маше стихов, стишков, попевок, сказок и рассказов, в том числе наизусть, делюсь с ней иногда впечатлениями от прочитанных взрослых книг, зачитывая из них понравившиеся фрагменты - просто так, ради интереса. Пропеваю алфавит, считаю предметы, просто иногда счёт до 10 говорю. Задаю вопросы типа "Как тебя зовут?", "Сколько тебе лет?" и после многозначительного молчания со стороны Марии отвечаю сама. Раньше она показывала пальчиком, что ей 1 год, а "два" пока не выучила. Когда читаю что-то давно и хорошо знакомое, временами в конце строки останавливаюсь, недоговаривая, в тщетной надежде, что Мари продолжит за меня, скажет слово, но она только загадочно улыбается. Увы мне)
Вот как-то примерно так. Материнство доставляет мне (а в результате ребёнку, надеюсь, тоже) массу удовольствия, приносит веселье и радость, но очевидных каких-то результатов, которыми можно было бы хвастаться, вроде как и нет. Мало того, что я вижу понимание у дочки в глазах, мало этого, пожалуй.. Но посмотрим, время ещё есть, авось и будут они, какие-то результаты. Важно ведь делать, не ожидая никакой отдачи и "окупаемости", читала это где-то, не помню, где.

