Невероятные годы. Часть 3. Комментируем и тренируем.
Невероятные годы. Общаемся с ребенкомДобрый день. Сегодня мои воспоминания о программе посвящены описательному комментированию и тренингам. Т.к. материалов по этому поводу у меня нет, то буду просто вспоминать все, что нам говорили на занятии.
Описательное комментирование.
Здесь все просто и понятно. Комментировать надо все, что делает ребенок. Если он играет, то (в зависимости от возраста) можно описать: цвет, форму, размер, положение в пространстве, характеристики (теплый/холодный, мягкий/твердый и т.д.)
Если вы идете с ребенком по улице, описывайте: машины (цвета и марки), состояние природы (просыпается/засыпает, бутоны распускаются, весна/осень), физические свойства предметов (камень в луже тонет, потому что он тяжелее воды, а палочка будет плавать - она легче).

Замечено, что лучше говорят дети, у которых родители постоянно что-то им рассказывают. Тут задача не заполнить мозг ребенка знаниями, а научить подмечать, оценивать, анализировать. Заодно повторить цвета, времена года, фрукты и овощи и т.д. Все это происходит ненавязчиво, по ходу прогулки.
Частью описательного комментирования являются т.н. тренинги. Что можно тренировать. Например, тренинг упорства. Это когда мы хотим, чтоб ребенок долго (скажем, дольше, чем обычно) оставался в какой-то деятельности. Например, раскрашивал. Собственно, тренинг - это подбадривание ребенка словами, по сути - то же описательное комментирование, только сейчас вы описываете деятельность малыша. Например, мой сын сел раскрашивать. Когда он начинает, я говорю: Ты стараешься и делаешь аккуратно. Ты делаешь медленно, чтоб оставаться в контурах. У тебя получаются ровные линии. Ты расскрашиваешь очень красиво. Ты стараешься.
Конечно, в какой-то момент получится, что вы повторяете те же самые слова, но это все имеет свой эффект. Во-первых, ребенок понимает, что вы рядом, что вас интересует его деятельность. Во-вторых, чувствуя от вас поддержку, он сможет дольше заниматься делом. И если у него что-то пошло не так, в этот момент надо поддержать его еще активнее, чтобы он продолжил свое занятие и смог перебороть затруднивший его элемент. Конечно, это все требует упорства и времени и от вас тоже. Но оно того стоит. Постепенно сложная деятельность будет занимать ребенка все больше и больше. И, конечно, не забывайте о похвале. Иногда даже гиперпохвале, чтоб поддержать ребенка.
Кроме тренингов упорства, вы можете тренировать социальные навыки. Это касается помощи вашего ребенка по дому или его общения со взрослыми. Например: Ты здорово помогаешь мне катить коляску, я бы не справилась без тебя. Или: воспитателю очень понравилось, что ты поздоровался и назвал ее по имени. Ты повел себя вежливо. И т.д. При тренировке социальных навыков будет полезным разрешить ребенку вытирать со стола, мыть посуду и т.д. Не бойтесь за пролитую воду. Ведь если вы будете рядом, вы сможете быстро исправить ситуацию
Таким образом в нашей группе несколько семей научили детей здороваться и быть вежливыми и закрепили эти навыки. Мы, в свою очередь, научили Сашу быть более упорным и дольше раскрашивать. Это дало свои результаты, через некоторое время сын, раньше заканчивающий занятие калякой-малякой стал стараться раскрашивать в контурах и полосочка к полосочке.
Отдельное внимание обращу на тренинг эмоций. Это важно тогда, когда ваш малыш склонен к истерикам, как был склонен мой ребенок. Итак, когда он начинает рыдать, постарайтесь отловить этот момент, обнять и сказать: "Ты рассержен, что у тебя не получается надеть колготки, но ты все равно стараешься сдержаться и сделать дело". Тренинг эмоций, на мой взгляд, самый сложный. Задача: описать то, что чувствует малыш, таким образом научить его выражать эмоции. Старайтесь каждый раз использовать наиболее точное слово для объяснения того, что происходит у карапуза. Часто бывает, что ребенок не дослушивает и все-таки начинает рыдать. В такие моменты поможет уже только игнорирование, о котором я поговорю дальше. Но все-таки тренинг эмоций, регулярно проводимый родителями в какой-то период времени поможет вашему ребенку более точно выразить свое состояние, и даже остановиться в шаге от слез.
Обратите внимание, что для детей, которые не привыкли к тому, что родители комментируют их действия, ваши действия могут стать неожиданностью и даже вызвать некоторое недоумение. Но если вы будете продолжать, малыш привыкнет и начнет получать от этого удовольствие.
Что дает описательное комментирование?
1. расширение словарного запаса (во время описания вы можете вводить новые слова. Так, например, пару дней назад я ввела старшему сыну слово "котлован")
2.расширение кругозора
3.понимание свойств предметов и положение в пространстве
ну и т.д. в общем, сплошные плюсы ;)
В этот раз пост получился несколько сумбурный, потому что не было у меня подсказки, прошу прощения :) следующий будет более структурированным)))
