Невероятные годы. Часть 5. Устанавливаем границы. Требования.
Невероятные годы. Общаемся с ребенкомМы уже наполнили копилку наших отношений с детьми положительными эмоциями, приходит время подумать и об отрицательных. Без них, к сожалению, никак. Речь идет об установлении границ. Обратите внимание, что границы - это очень важно для ребенка. Имея понятие о том, что допустимо, а что нет, ребенок становится более стабильным в своем поведении и эмоциях. Кроме того, последовательная установка ограничений и соблюдение их всеми сторонами дает ребенку ощущения уверенности и спокойствия.
!!Обратите внимание, что если вы раньше были непоследовательны, то и сейчас ребенок будет ожидать от вас этой непоследовательности, т.е. будет проверять вашу стойкость:). Будьте готовы!!
Автор программы Кэролин Вебстер-Стреттон говорит о том, что в среднем родитель выдает ребенку 17 указаний за полчаса. Это довольно много. В семьях, где есть проблемы с поведением ребенка, это количество возрастает до 40 (!!) за полчаса.
Чтоб научиться правильно давать указания и не перегружать себя и детей, начните с определения домашних правил. Таких правил должно быть не больше 5. Например:
1. Обязательно пристегиваемся в машине.
2. Переходим через дорогу только за руку.
3. После туалета и улицы моем руки.
4. Кушаем только за столом.
5. После улицы складываем одежду в шкаф. Ну и т.д.
Будет здорово, если вы нарисуете пиктограммы и повесите домашние правила так, чтоб ребенок видел. Тогда, при случае, вы сможете обращаться к правилам напрямую.
Цитата из книги:
"Некоторые родители имеют обыкновение повторять указание, когда дети уже делают то, что требуется. Например, отец Джой повторно говорит: "Убери игрушки", когда Джой уже начала их собирать. Если бы отец был более внимателен, он бы понял, что во втором указании надобности нет, сейчас важно похвалить Джой. Другие родители отдают указания по совсем несущественным поводам. Они говорят: "Покрась лягушку зеленым" или "Надень синюю юбку". такие команды необязательны. дети должны иметь возможность решать подобные вопросы самим. Не нужно давать им повод спорить из-за этого с родителями. Важно помнить, что если родители дают от 20 до 40 указаний в течении получаса, дети не могут все их довести до конца. В результате дети получают противоречивый сигнал о значимости родительских указаний."
Прежде чем дать указание, подумайте, важное ли это дело и есть ли у вас желание адекватно отреагировать, если дети ослушаются.
Правила предъявления требований:
1. Только одно указание за раз
Не давайте цепочку указаний. Ребенок не успевает выполнить одно, как уже поступает следующее требование. В длинной цепочке дети не могут запомнить всю последовательность и, соответственно, не выполняют все, о чем попросил родитель. И вместо похвалы за выполнение (хотя бы каждого отдельного действия), малыш получает наказание.
Другая проблема - бесконечное повторение одного и того же требования. В результате дети привыкают к тому, что можно спокойно ждать до 5-7 раза, прежде чем выполнить указание.
2. Реалистичные задания
Если вашему ребенку сложно сидеть за столом или делать что-то продолжительное время - дайте ему такое указание, чтоб он точно смог его выполнить и получить похвалу. Например, требование "Сиди тихо, пока мама говорит по телефону" для трехлетнего ребенка невыполнимо.
3. Указания должны быть четкими.
Говорите: "Убери велосипед" вместо: "Твой велосипед почему-то на улице". Говорите: "Держи баночку ровно", вместо: "Ты проливаешь"
4. Указания в утвердительной форме.
Стройте указания с глагола: "Убери игрушки", "Иди спать" и т.д. Не забывайте о том, что если вы задаете вопрос, то это автоматически означает, что у ребенка есть выбор. Если вы говорите: "Наверно, пора идти мыться?", ребенок может ответить: "Нет, не пора"
5. Будьте вежливы
6. Указывайте на хорошее поведение.
Вместо "Прекрати орать" - "Говори, пожалуйста, тише"
7.Дайте время на послушание.
Отдав указание - ждите. Можете посчитать до пяти. Затем вы сможете поощрить за послушание и наказать за НЕ послушание.
8.Давайте короткие указания...
...и не пускайтесь в пространные объяснения. Вы дали указание и ребенок должен его выполнить. Не спорьте с ребенком. Игнорируйте споры.
9. Проследите за выполнением требования до конца.
...и похвалите после выполнения.
Мы на занятиях обсуждали все эти нюансы. Потом наши руководители создавали список тезисов, к которым мы самостоятельно пришли: