Юрка и "Невероятные годы"
Невероятные годы. Общаемся с ребенкомВот уже 9 месяцев внутри сидит боль. Если в конце лета сыпались одно-за другим сообщения об абортах, то осень ознаменовалась совсем другими новостями: вот уже три известия о беременностях и одни вполне удачные роды. Что делать с этой болью, я не знаю, но за девочек очень рада, хотя не буду скрывать, очень завидую. Но сейчас речь несколько о другом.
После всего произошедшего усилилась мысль: нам нужен малыш. Но сомнений огромное количество. Чтоб как-то разобраться в себе, я решила, что стоит стать волонтером нашего Дома ребенка. Была я там пока довольно мало - всего 4 раза. Два раза гуляла с малышами мальчишками (чуть старше и чуть младше моей Маши).
В этот понедельник и вторник я ходила туда на занятия с ребятами. В понедельник брали трех ребяток на 45 минут, а потом еще трех на такое же время. На первую часть ко мне попал Юра. Ох уж этот Юра! Необычайно подвижный ребенок, думаю, что и гиперактивный, и с дефицитом внимания, и все прочее. Уговорить его делать елочку было чем-то нереальным. Чтобы этот малыш начал делать подобные вещи (клеить ёлочку, на нее клеить шарики), с ним надо работать, работать и еще раз работать. Несмотря на то, что детишек в группах около 6 человек, это все равно нереально: обеспечить всех вниманием. В общем, с Юрой елочка у нас не получилось. А только некоторое подобие. Я все время старалась его удержать, отвести его руку, ногу... ну и все остальное. Отвлечение помогало на пару мгновений. Он кричал и вырывался, постоянно бегал, прыгал, играл кубиками и тут же бросал. Максимум - минута-полторы на одном месте. Он произвел на меня мощное впечатление. В конце отведенного нам времени мне показалось, что зацепила его чем-то, Колюня меня услышал! С этой маленькой победой внутри мы и расстались. На следующие 45 минут пришла Катя. Она старательно клеила ёлочку и потом даже позировала перед камерой). Но все-таки Катя тоже девочка непростая.
Во вторник мы пытались поиграть с ребятками активно. Но из-за определенных неточностей/неловкостей и неумения мало что получилось. Можно сказать, что план провалился. Во вторник у меня была Зина. Очень милая девчушка :). А Юрик был у другого волонтера. Когда план провалился и началась всеобщая беготня, суматоха, крик, шум, гам, я оглянулась и увидела Юру с его волонтером. Контакт явно не налаживался. Вымученная улыбка волонтера и растерянные глаза - прям как у меня днем раньше. Мельком вспомнила вчерашнюю встречу. И (была-не была!) предложила забрать Юру на себя, отдав волонтеру Зину. Пауза. Отрицательное мотание. Снова пауза. Кивок: "Давай". Поменялись. Юра стал работать со мной. Я собрала все знания из программы, о которой вам рассказываю тут... ии... и начала.
Первое: гиперпохвала, прикосновения, максимум поощрения!
Второе: убрать насильственный контакт: говорить, говорить, и без НЕ. НЕ говорить, что НЕ делать, а ГОВОРИТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ. И не трогать без надобности.Только с целью поощрить, успокоить, отвлечь.
Третье: использовать описательное комментирование: рассказывать как можно больше обо всем, что делает ребенок: стучит по стулу? Отлично: по деревянному стульчику громко, а по мягкому - тихо. Можно стучать сильно - будет громче, а можно - легонько, будет совсем тихо.
!!!!!!!!!!!
Заработало! Малыш меня увидел и услышал. Он слушал, слышал и выполнял действия. Он перестал быть неуправляемым Юрой, он стал просто славным мальчишкой, которому не хватает внимания. КАТАСТРОФИЧЕСКИ не хватает внимания.Я поддерживала его игру в поливальную машину, рассказывала, подкрепляла игру понарошку. Он рассматривал карнизы, которые принесли для окон. Мы рассуждали о том, как он вырастет и тоже станет строителем. Мы обсуждали цветы и то, как они растут и какого цвета. Как надо ухаживать за цветами. Мы вспоминали цвета, правила гигиены: умыться, причесаться - когда играли с нарисованным дятлом. Для Юры дятел стал чем-то (скорее кем-то) особенным. Он его мыл, поил, кормил, причесывал. Танцевал с ним и летал. Рассказывал ему истории и признавался в любви. И был уверен, что это взаимно! И все это время каждую его идею я поддерживала и хвалила. А если идея была неподходящая, то просила: Юрик, положи, пожалуйста, ведь тетя расстроится и будет плакать. Попытки совместной игры поощрялись сильной похвалой так, чтоб и он, и его подруга по игре понимали,как это здорово - играть вместе, дружно. И Юрка, неугомонный шалопай, слушался и клал все на место!
Несмотря на то, что у нас появилось взаимодействие, я побаивалась прикасаться к нему с целью задержать, ограничить в чем-то или даже чтобы поправить или помочь. Тоненькая ниточка взаимопонимания, появившаяся в этот день, была бесконечно ценна, и не хотелось ее рвать. Потом вспомнила, что вчера, в понедельник, он хорошо принял игру в животных. Напомнила ему об этом. И он сказал,что он - лисенок, который лежит после охоты: лег на стульчик, положил головушку.Осторожно погладила ему спинку."Лисенок охотился, он очень устал, устала спинка, устала правая ножка, устала левая ножка, и правая ручка устала, и левая". Все это время поглаживала те части тела, которые называла. Лисенок отдохнул, вскочил и снова побежал.Он охотился на зайца и снова ложился. Было видно,что уже устал. Потом он нашел нашего лысого картонного ежика, которому надо было сделать иголки из прищепок и стал пробовать нацепить прищепки. Я осторожно протянула руку и спросила: "Можно, я тебе помогу?". Юрик кивнул. Внутри все ликовало. Осторожно, разговаривая, помогала ему взять пальчиками прищепку и украсить ежика. Малыш старательно слушал и выполнял действия. 5 прищепок оказались на ежике... и вдруг настало время уходить. Лисенок не хотел уходить, потом что-то пришло ему в голову, и он убежал из зала в другую группу, забыв надеть сандалики.Взяла их, поймала малыша у двери другой группы: "Юр, надевай сандалии". Юра энергично мотал головой и отталкивал протянутую руку. Я присела к нему(контакт глаза-в-глаза): "Лисенок, ты забыл свои лапки". "Лапки?!" - Юрик схватил сандалии и побежал в свою группу. Все хорошо. Он был доволен. Счастлива я. Хороший мальчишка. Закончился четверг. А я все думаю о нем. И радуюсь, что смогла подобрать ключик.
----
Юрик замечательный! Ему нужно внимание и правильная работа.Он ждет семью.Тут
Вместо послесловия.
Я рассказываю программу Невероятные годы здесь. Просто пересказываю. Я рассказываю ее устно моим знакомым. И часто я слышу: у меня гиперактивный ребенок и это не сработает. Так вот. Сработает. На вашем ребенке, возможно, это сработает еще лучше, чем на спокойном. Честно говоря, мне кажется, что гиперактивные дети - это действительно дети с дефицитом внимания. Их потребность просто неудовлетворена, потому что часто наши приоритеты совсем иные. Об этом стоит подумать. Имейте ввиду, что если вы пробуете программу - она работает. И да,продолжение будет.
на фото: Полюбившийся Юрику дятел