Процесс и результат
"умные" мыслиПост-размышление. Я очень прошу отнестись ко всему, что здесь написано как к личному мнению. Ну захотелось мне опять поумничать).
Заметила, что сейчас люди в основном ориентированы на результат. И сами и детей также воспитывают. И популярные нынче программы раннего развития тоже красочно обещают как ребенок будет читать в два года сразу на двух языках, какой он будет умным, а если не делать всего этого, то век ему не поступить в Сорбонну и вообще быть неучем и пойти работать дворником. Я здесь вовсе не хочу обидеть сторонников раннего развития. Я сама скорее сторонник и в принципе не вижу ничего плохого, если все это происходит без фанатизма и нравится маме и ребенку, если им обоим интересно. Другое дело, что сейчас это все становится каким-то способом удовлетворения материнских амбиций (приятно же думать, что у такой идеальной матери такой идеально-развитий ребенок). Так и питает всю эту "гонку". И так приятно похвалиться на площадке тем, что твой малыш умеет то-то и то-то. Так о чем это я... Я скорее человек процесса. Мне всегда нравился процесс сбора материала во время моей научной деятельности, процесс обработки материала, процесс написания работы и т.д. И когда, наконец, получался конечный продукт, мне всегда было немного грустно. Хотя я вовсе не хочу сказать, что нацеленность на результат - это плохо. Цель должна быть. Но одно дело постоянно думать об этой цели, а другое - получать удовольствие от процесса, уметь отмечать для себя какие-то промежуточные маленькие шажочки. Просто уж больно сейчас сильный перекос в этом плане. Все результат, результат...
Это же касается и материнства. Нам тяжело когда ребенок марает бумагу, начиная рисовать - хочется поскорее увидеть шедевр. И мы кидаемся его учить-учить, пытаться обогнать ход естественного развития, чтобы получить некий результат, который нам понравится. Нам хочется, чтобы ребенок поскорее научился сам одеваться - и начинаем раздражаться, когда он по 20 минут не может попасть в одну штанину. Как тяжело по три раза на дню мыть столик после того, как малыш учится есть сам с ложки. Спешим поскорее научить его считать, читать, писать и проч. Чтобы увидеть поскорее результат. Чтобы он уже поскорее начал делать так, как нам надо. Потому, что процесс - это долго и нудно и напряжно. Особенно в наше время, особенно в мегаполисах, где ритм жизни зашкаливает. Не удивительно, что материнство рождает столько неврозов и психозов - у человеческих детенышей самое длинное детство в природе. Они очень меееедленно растут, меееедленно всему учатся. И это тааааак невыносимо скучноо)). Многие так и мечтают, чтобы они поскорее выросли, чтобы с ними стало легче. А будет ли легче? Будет что-то другое...
Мне кажется, так полезно научиться получать удовольствие от процесса. Это ведь тоже из серии "находиться здесь и сейчас", а не там где-то впереди. А сейчас какая-то гонка постоянная. Скорее, скорее, скорее. Умение любить настоящий момент и то, что есть сейчас, а не то, что будет потом - важная "умелка" в наше время.