Частые вопросы родителей (часть 1): В каком возрасте ребенку лучше начать учить иностранный язык?
Один из самых популярный вопросов, который возникает у родителей: какой возраст самый подходящий для старта. Мнения на этот счет расходятся:
• одни считают, как можно раньше, а лучше еще в утробе матери начинать разговаривать с ребенком на языке (да-да, не удивляйтесь, есть и такие),
• другие, наоборот, считают, что языку должны научить исключительно в школе,
• или задумываются о дополнительных занятиях, когда уже появились явные проблемы с предметом в той самой школе,
• или необходимо сдать экзамены, поехать заграницу и т.п., а знаний не хватает.
Давайте вместе искать золотую середину.
Прежде всего, хочу сказать, что определить подходящий возраст можете только Вы, потому что никто кроме Вас не знает ребенка лучше. Не надо бездумно следовать модным тенденциям, советам знакомых и красочной рекламе языковых школ. Примеров успешного освоения языка, как детей, начавших изучать английский язык в дошкольном возрасте, так и в более старшем немало. Считается, что язык можно выучить в любом возрасте. К примеру, раньше в школе изучать язык начинали только в 5 классе!
Сегодня напротив, многие родители стараются начать обучение, как можно раньше, обуславливая это тем, что ребенок легче усваивает и запоминает огромный объем информации, без труда может копировать интонацию взрослых и повторять слова, не задумываясь об их смысле. Действительно, это так. Дети стремительно набирают словарный запас, активно пытаются его использовать, и с каждым днем их речь становится все богаче, но ведь родную речь они слышат каждый день и, что важно, слышали задолго до того, как начали говорить сами.
Поэтому, если Вы хотите научить ребенка иностранному языку так же непринужденно как родному, то необходимо:
• с ребенком с самого рождения говорить сразу на двух языках, т.е. как это происходит в семьях билингвах;
• это надо делать на постоянной основе, т.е. дома обязательно кто-то должен разговаривать на иностранном языке, таким образом, ребенок учит язык постепенно, набирая тот словарный запас, который ему необходим в данный момент.
Однако, пользуясь случаем, что родители хотят научить разговаривать свое чадо на иностранном языке, можно сказать, с пеленок, некоторые клубы раннего развития могут предложить курсы для малышей, начиная с 1 года. На мой взгляд, это очень рано. Я считаю, занятия 1-3 раза в неделю по полчаса нецелесообразны для такого возраста. Занятия такого рода проходят совместно с мамой, и если посмотреть видео занятий, например, от школы English Kids, то малыши совершенно не понимают, что происходит. Кажется, что занятия созданы больше для удовлетворения мамы в общении.
Понимая непродуктивность занятий в столь раннем возрасте и невозможность адекватно оценить результат, многие школы английского языка предлагают программу раннего обучения иностранному языку для деток уже от 3-х лет, в период активного набора лексики на родном языке.
Честно сказать, особого отличия детей, начавших изучение в 3, 4 года или в 5 лет нет. Чем старше дети, тем быстрее происходит усвоение новой лексики, меньше игр, больше дела. Следовательно, объем словарного запаса быстро выравнивается, а способность имитировать интонацию, произношение сохраняется.
В любом случае стоит помнить, что:
• логопеды советуют приступать к освоению нового языка только в том случае, если нет проблем с произношением на родном языке. Ребенок должен выговаривать все звуки.
• занятия должны проходить исключительно в игровой форме, и ребенок должен ходить на них с удовольствием, без принуждения. Занятия английским языком в 3-4 года, как и любой другой кружок: рисование, пение, ритмика, лепка и т.д., полезны только как развивающие, а никак не обучающие. Не стоит думать, что если Вы отдали ребенка в столь раннем возрасте на курсы, то к началу школы он будет свободно говорить. Нет, не будет. Будет знать несколько десятков слов, фраз и выражений, песенок, стишков - не более того, но что немало важно будет знаком с языком, который предстоит ему учить в дальнейшем в школе как предмет.
Поэтому, если Вы не имеете возможности по каким-либо причинам ходить на платные занятия по иностранному языку, то в этом нет особой необходимости. Вы можете познакомить ребенка с иностранным языком дома. Ежедневно включайте ребенку легкие песенки на иностранном языке, видео со словами, пусть это станет неким ритуалом. Регулярность в изучении иностранного - залог успеха. К тому же, не надо каждый раз искать новые материалы, повторение в английском очень важно. Самое главное, чтобы нравилось и Вам и ребенку, и Вы достигните точно такого же эффекта, как и на организованных занятиях.
Очень часто дети, которые ходили на английский язык до 5 лет, оказываются в одной группе с теми, кто только начинает обучение в 6-7лет, т.е. за 1-2 года до начала обучения английскому в школе. Это происходит из-за того, что программы разные: у детей до 5 лет программа - игровая-развивающая, а дети постарше сразу же начинают подготовку к школьному курсу: учатся читать, писать на иностранном языке, а словарный запас у них постепенно выравнивается.
На мой взгляд, заниматься английским языком в группе или с репетитором стоит начать за 1-2 года до школы (по федеральному государственному стандарту английский язык начинается во втором классе). Программа английского языка в школе насыщенная и сложная. Уже в первый год обучения дети должны знать звуки и буквы, уметь читать небольшие тексты, составлять элементарные диалоги, поэтому я бы посоветовала начать готовиться заблаговременно.
• Во-первых, у ребенка не будет стресса от такого количества новой информации, и он будет чувствовать себя уверенно, особенно по сравнению с теми, кто раньше не учил, будет стараться показывать свои знания.
• Во-вторых, он еще раз повторит и закрепит то, что учил раньше.
• В-третьих, он быстрее будет схватывать новую информацию, поскольку будет крепкая база.
Очень важно выбрать правильно программу. Она обязательно должна быть с элементами обучения, чтобы дети были готовы к первому году английского в школе. А как подобрать подходящую программу, мы обсудим в следующей статье.
Удачи в новом учебном году!

С уважением, преподаватель английского языка
Беляева Светлана Сергеевна
Olesya_Ryabova
Мы учим язык дома (я её учу по методике Марии Елисеевой) с 1,1 годика. Сейчас нам 2,7 - поёт Twinkle twinkle little star и другие песни. Языком пользуется, может что-то попросить, вопрос задать и ответить, знает англ алфавит, цифры, цвета, формы, противоположности. Легко понимает вопросы, что больше, меньше, длиннее, короче. На русском говорит нормально, но конечно лучше, чем на англ. Но зато на англ. чётче. Оба языка развивались параллельно. Был период смешивания языков полгода примерно. Затем чётко разделила их. Знает примерно 1000 - 1500 слов. И умеет использовать их. Составляет конструкции сама по моему типажу.
Моё мнение - 1. Начинать надо с рождения! Это мы ещё поздно начали.
2. Никакой клуб не даст того, что может дать мама.
3. Дома дешевле.
4. Вряд ли ваши ученики прямо разговаривают.
5. После 3-х уже без перевода не получится. Это поздно. Мы учим язык абсолютно без перевода. Не учим даже, а играем, поём, говорим - общаемся кароче. Но никак не учим.
06.09.2018
Ответить
Светлана Беляева
Олеся, у Вас прекрасные результаты! Уверена, что это только начало и результаты будут радовать с каждым днем все больше и больше ..
Я очень рада, что Вы можете заниматься с Вашей девочкой самостоятельно...одни плюсы регулярность и непринужденность...о чем я и говорила в статье...
Ученики разные:) по разному относятся к учебе и к выполнению домашнего задания...есть ответственные, у них результаты отличные ...с разговорным английским проблем нет..со школьным тоже:) Мы все правила и конструкции выводим в речь:) много слушаем, смотрим видео, у нас нет на занятиях чистой теории или грамматико-переводного метода:))
Вам желаю удачи в дальнейшем освоении иностранных языков:)
06.09.2018
Ответить