Мама двоих (10 лет, 4 месяца)
Москва
Забота о младшем это помощь старшего ребёнка или только мамина задача?
Девочки, поделитесь мнением! Старшей дочке 10 лет, сыну почти 5 месяцев. Сначала старшая проявляла интерес к малышу, а теперь явно устала и помощь ей в тягость. Стоит ли её просить помогать или лучше не заставлять? Как у вас организована забота о младшем: это исключительно дело мамы или вся семья участвует? Интересно услышать реальные истории и советы, как вовлечь старшего ребёнка без стресса для него.
Лучший ответ
Лена
Мама пятерых (от 3 года до 18 лет)
Москва
Привлекала и привлекаю всех. В нынешнее время дети растут слишком эгоистичными,плюс из каждой щели им внушают,что все им все должны. Особенно родители. И айфоны,и найки,и еще кучу всего. Я прошу гулять с младшими,по дому помогать(тот же мусор выкинуть,посуду помыть,протереть),в магазин сходить. Даже попу младшей прошу помыть,когда занята. Чем больше человек умеет,тем легче ему будет в будущем.
0
18.11.2025
Ответить
Мама девочки (3 года)
Москва
Ангелина, это философия всех многодетных. Даже попу за младшими мыть, капец 🤦♀️
0
18.11.2025
Ответить
Мама пятерых (от 3 года до 18 лет)
Москва
Оксана, представляете! Каждый день бедные старшие стоят и попы намывают. А мать сидит на жопе ровно. Вот жеж кошмар!
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (13 лет, 8 лет, 3 года)
Санкт-Петербург
Оксана, не всех
0
18.11.2025
Ответить
Мама мальчика (1 год)
Барнаул
Оксана, согласна. Потом эти дети своих не хотят
0
18.11.2025
Ответить
Мама пятерых (от 3 года до 18 лет)
Москва
Ангелина, да,и такое бывает. Это мои дети,мое воспитание..и я прекрасно видела и вижу,что бывает с детьми,которые ничем не обременены. У вас дети каждый день по желанию ходят в школу? С удовольствием бегут? Думаю нет. Но при этом они туда ходят. Так и в семье. Иногда надо делать то,что тебе не нравится.
0
18.11.2025
Ответить
Мама мальчика (1 год)
Барнаул
Лена, ну это точно не относится к воспитанию младших детей. И да, в школу бегут. И могут не пойти, если не захотят. И все отлично у них с успеваемостью и жизненными принципами
0
18.11.2025
Ответить
Мама пятерых (от 3 года до 18 лет)
Москва
Ангелина, все относится. Но я уже поняла, что вы и ваша семья -идеальная. Куда уж нам до вас.
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (15 лет, 13 лет, 2 месяца)
Москва
Лена, по себе могу сказать, что такие дети (старшие), вырастают самостоятельными, ответственными, эмпатичными.
А вот эти вот которых боялись перенапрячь, эгоисты и себялюбцы.
Главное не забывать уделять время старшим и показывать им свою любовь.
0
18.11.2025
Ответить
Мама пятерых (от 3 года до 18 лет)
Москва
юлия, не знаю,что для девушек выше ужасного в том,чтобы помыть,протереть посуду? Или раз в месяц помыть попу младшей? У них руки отвалятся,или они перенапрягуться? Мои дети например встают утром,и уходят в школу. И мне надо заправить все 6 кроватей. Они не делают этого. Я с них не требую. Они не моют полы,не стирают,не гладят. Я опять же не требую. Не готовят кушать. Но я прошу помогать в другом,когда я занята.
0
18.11.2025
Ответить
Родионово-Несветайская
Лена, представляете сколько времени и сил вы бы сэкономили если каждый ваш ребёнок за собой убирал и вел порядок
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (15 лет, 13 лет, 2 месяца)
Москва
Лена, в конце концов, я считаю, что помощь по хозяйству с ранних лет, уход за младшими братьями и сестрами очень хорошо подготавливает ко взрослой семейной жизни.
0
21.11.2025
Ответить
Мама троих (19 лет, 12 лет, 3 месяца)
Брянск
По моему мнению дети должны помогать родителям, необязательно помощью с присмотром за младшим, это может быть работа по дому. Но она необходима детям прежде всего. Общаюсь в двух кругах: 1)верующие, многодетные, дети всегда помогают, девочки маме, мальчики, как правило, папе.
2) в основном мои соседи, обычные семьи , 1,2 ребенка в семье, не особо обремененные домашними делами.
И я так скажу: это совершенно разные дети, в первом случае очень заметно, какие они разумные, без дури в голове. Много что уже умеют и делают, без напоминаний и уговоров и тем более криков/наказаний.
И да ,присмотр за младшими бывает и на них частенько.
0
18.11.2025
Ответить
планирую беременность
Люксембург
Компас земной , но помощь по дому, как правило, - это просто базовые навыки самообслуживания, которые никак не связаны с младшими детьми. То есть я не знаю, какой бы такой помощи по дому не было, если бы не было младших детей 🧐
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (19 лет, 12 лет, 3 месяца)
Брянск
Pupuce, я написала: присмотр за младшими тоже частенько на старших. По другому никак, в этих семьях , как правило, 5-9 детей.
При этом взрослые помимо остального служат в Церкви. Допустим ,мама в хоре поёт, на богослужениях старшие дети с коляской с младшим.
У моей дочери подружка-ровесница , 12 лет, она в семье старшая, после неё ещё трое. Конечно, она много помогает маме ,в том числе и просматривает за самой маленькой.
И это действует на них только положительно.
0
18.11.2025
Ответить
планирую беременность
Люксембург
Компас земной , у меня шестеро детей. Да, они помогают, но по своему желанию. Никаких «с колясками», «присматривать» (длительно). 12-летний ребёнок не может отвечать за младенца. Поэтому по-другому как, ещё как. Дети - обязанность и ответственность родителей, а не других детей.
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (19 лет, 12 лет, 3 месяца)
Брянск
Pupuce, а если не будет у них желания, то и помощи не будет? За количество детей от меня поклон, я восхищаюсь многодетными семьями.
У меня всего двое детей, дочь нагружаю осознанно домашней работой, допустим , убрать полностью кухню после ужина, можно сказать, уже ее обязанность. И наглядно вижу , как это на нее положительно влияет. В то же время вижу детей, которые кроме учёбы и развлечений , ничем не обремененны , таких сейчас большинство. И это уныние , честно. Они не рады ничему и никогда уже, родители голову ломают , как в очередной раз развлечь свое чадо..
0
18.11.2025
Ответить
планирую беременность
Люксембург
Компас земной , я же написала, что помощь по дому (бытовые обязанности) - это одно. Это базовые навыки самообслуживания, которые должны прививаться родителями каждому человеку. Равно как и навыки планирования, например (я не собираю рюкзаки, хотя школа у нас с 3 лет; сначала показала, обговорили - дальше сами).
Помощь с младшими детьми - это совсем из другой оперы. И да, я убеждена, что в обязанности старших детей она никак не входит. Одно дело когда детям в кайф повозиться с младшими или есть какая-то особая связь, привязанность: у меня так у самой старшей и нездорового сына в серединке прям любовь неземная, они друг друга обожают. Могут вместе играть, хотя у них относительно большая разница в возрасте. Читать так вообще святое: залягут вечером в обнимку - и до ночи могут, даже и спать вместе часто ложатся. Но тут автор явно пишет, что у старшего ребёнка желания помогать и проводить время с младшим нет. Зачем заставлять? А вот это посиди, погуляй, присмотри, забери для меня вообще за гранью понимания. Ну не может один ребёнок отвечать за другого, не может. И не должен.
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (19 лет, 12 лет, 3 месяца)
Брянск
Pupuce, ну я тоже больш склоняюсь к загрузе по бытовым вопросам, а помощь с младшими- надо по ситуации смотреть.. как будет у меня, пока не знаю, мне кажется, дочь будет хотеть нянчить больше , чем по дому что-то делать)) она очень просила, несколько лет, у нас долго не получалось, когда сообщили - рыдала от счастья... но не факт, что это надолго, конечно..
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (14 лет, 13 лет, 5 лет)
Санкт-Петербург
Компас земной , а что касается учебы, кружков, всяких музыкальных школ и доп занятий в первой категории семей как? Или считается, что суп научилась варить, и можно тоже замуж и рожать?
У меня знакомая так и планировала, рассказывала, что в семье у знакомой матушки дети 8 лет уже и суп варят, и с младшими детьми сидят, и в огороде работают... и типа при такой организации можно и 10 погодок подряд рожать, мол, старшие дети помогут....
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (19 лет, 12 лет, 3 месяца)
Брянск
homa, все заканчивают музыкальную школу, это, можно сказать, обязательно. Так как служение требует музыкального образования. Просто люди не сидят в телефонах, в телевизорах, а заняты делом.
Допустим, как пример: каждое утро по будням в 7 утра мужчины-братья собираются для совместной молитвы за наш город, страну, семьи, детей,молодёж... а потом все едут на работу.
Также семьями ездят по домам престарелых, инвалидов, помогают, помогают...
Это просто другой тип людей.
По поводу детей, ещё хочу сказать, вижу не только детей, но и молодёжь и уже созданные семьи( это всё дети, которые выросли в таких условиях). Все они создают такие же крепкие , часто многодетные семьи. Разводов у нас нет, женятся и парни и девушки без интимного опыта.
А что происходит вокруг, посмотрите? Прошлые годы в России было на 10 браков 8 разводов, а в этом году уже количество разводов превысило количество браков. Это, в том числе,и оттого , что не прививают в семье истинные ценности, даже здесь комментарии почитайте,большинство людей пишут: Мама родила- это ее проблемы. А разве это по Божьему , да даже по человеческому, правильно?
Как создать крепкую семью , если мамины проблемы- только её?
Все отклонились от нормальной, Богом заповеданной модели семьи , оттого всё вкривь и вкось.
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (14 лет, 13 лет, 5 лет)
Санкт-Петербург
Компас земной , отчасти согласна, и многое даже поддерживаю, например, что в семье все должны помогать друг другу и поддерживать друг друга. Но есть нюанс: укладов много: у православных один, у мусульман другой, у атеистов третий уклад (например, свобода выбора как ценность). И каждый считает свой уклад единственно верным. Какой уклад Бог заповедывал - точно не определено, это уж кто во что верит (или не верит).
Но у меня практический вопрос: как в такой модели ограждают детей от телефонов? У меня не получается: ведь даже чтоб дз сделать, им телефон нужен весь вечер по сути. А днем и вечером они в школе, тоже с телефонами.
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (19 лет, 12 лет, 3 месяца)
Брянск
homa, да, телефоны - это очень сложный аспект)) я сама только учусь, поняла пару вещей: нужны чёткие, всем понятные рамки. Вот такой пример знаю: живут в двухэтажном доме, спальни все на втором этаже, на первом кухня-гостиная . На второй этаж телефон брать запрещено всем. Это касается и младших и тех детей, которым 15-17 лет. Это уже существенно ограничивает, они и по времени меньше проводят и более менее под контролем..
Как под свою семью это приспособить, ещё подумать надо..
Но я скажу, мы в церкви не так давно- около трех лет, конечно, у нас не так все , как хотелось бы. Но вот моя дочь, когда в гостях у кого-то побывает, такая одухотворенная приходит, как у них всё уютно, дружно, благословенно...
Знаю одну семью, они каждый вечер поют все вместе, а к субботе мальчики - даже четырехлетний, готовят для семьи проповеди- все усаживаются и слушают)))
0
18.11.2025
Ответить
Мама мальчика (4 месяца)
Москва
Я старший ребенок в семье, меня никогда не заставляли, но у нас были такие отношения в семье, что мне самой хотелось как-то помочь, просто больше из интереса, думаю. Ну и мелкие бытовые вещи, не связанные с детьми, а, например, убрать за собой посуду, налить всем чай или сгонять за хлебом - никто не отменял, но это не про младших детей, а про мое воспитание. Мелкие подросли они стали гонять за хлебом, а я что-то посложнее уже. Но я это расцениваю не как помощь маме с детьми, а как помощь семье по хозяйству в целях получения навыков для взрослой жизни и формирования ответсвенности.
А вообще логика простая, как мне кажется, кто решил рожать, тот и несет ответсвенность, обычно это 2 человека - папа и мама. Всё, остальные - по желанию.
0
18.11.2025
Ответить
Москва
Вы рожали второго ребенка, старший ребенок не принимал этого решения, было бы несправедливо заставлять его быть нянькой и лишать своего детства. Ну себя на ее месте представьте, вам хочется с подружками на санках покататься, а нужно сидеть с пятимесячной лялькой, которая даже не разговаривает еще) это абсолютно точно не ответственность старшего ребенка. Я сама старший ребенок и меня заставляли сидеть с младшим, я до сих пор с ужасом вспоминаю свое детство, если честно. Если хочет сама повозиться - ради бога, но насильно это может вызвать агрессию к малышу. Можно договариваться пытаться, например, посиди с малышом, я схожу помою голову, а потом папа придет с работы, возьмет малыша, а я с тобой посмотрю твой любимый мультик. Ребенок 10 лет тоже РЕБЕНОК
0
18.11.2025
Ответить
Мама мальчика (5 лет)
Москва
У меня непопулярное мнение, считаю, что посильно старший ребёнок должен помогать с младшими, так как семья это взаимопомощь. У меня есть младшая сестра разница 9 лет, помогала и сидела с ней и присматривала, когда было необходимо. Точно также устроено в семьях моих родных, и у всех во взрослом возрасте нормальные отношения с братьями/сестрами, а вот все случаи, где родители разделяли детей - никаких нормальных отношений🤷🏻♀️
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (10 лет, 11 месяцев)
Москва
Jujulya, наше поколение точно помогало с младшими
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (13 лет, 8 лет, 3 года)
Санкт-Петербург
Чаадаева Виталина, у вас тоже как в нашем детстве машинка полуавтомат, нет возможности облегчить свою жизнь посудомойкой, роботами помощниками, вы вынуждены стоять в очередях в магазинах. Бедная женщина 🥲
0
18.11.2025
Ответить
Мама мальчика (5 лет)
Москва
Чаадаева Виталина, да и сейчас многие помогают, на самом деле. Все сильно зависит от семьи🤷🏻♀️
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (14 лет, 13 лет, 5 лет)
Санкт-Петербург
Забота о младших детях - исключительно обязанность родителей. А вот общесемейные дела (типа уборки, белье на сушилку развесить-снять, посудомойку загрузить, попылесосить) - это обязанности всех членов семьи (что-то распределено на постоянной основе (например, мытье полов), а что-то как разовое распоряжение ("сбегай, пожалуйста, в магазин, а то хлеба, оказывается, нет").
За младшей присмотреть или забрать из сада могу, конечно, тоже попросить, но это идет как личная просьба и в каких-то исключительных обстоятельствах (например, у меня завал по работе, не успеваю).
0
18.11.2025
Ответить
Казань
Добрый день. Мой брат родился, когда мне было 10. Но важный момент, что я сама просила родителей о младшем. Очень желанный малыш для всей семьи. Мама научила меня всем основам ухода за младенцем, активно привлекала к помощи. Я даже научилась его пеленать. Мне было интересно это всё. Оба родителя продолжали уделять внимание и мне, ревности и агрессии к брату никогда не было. Если я не хотела за ним присматривать - меня не заставляли. Но, даже спустя 20 лет, помню хорошо, что сама с желанием всегда следила за младшим, чтобы мама могла спокойно приготовить ужин или сходить в душ. Объясняйте дочке, что она ваша помощница, без нее справиться будет непросто. Но не давите и не заставляйте ни в коем случае. Также, постарайтесь проводить с дочкой наедине хотя бы сколько-то времени. Придумайте ритуал только ваш. Если есть, с кем оставить младшего, то можно придумать традиционный поход в кино или кафе. Старшей дочке надо понимать, что она все так же важна для вас. То же самое касается и мужа. И на глазах у дочки сильно не сюсюкайте сына. Тогда не будет никакой ревности и агрессии, появится и желание проводить время с младшим братом.
0
18.11.2025
Ответить
Мама четырех (от 1 год до 13 лет)
Москва
Я старшая в семье, обожала водиться с сестрой, разница 8 лет. Мне это было в удовольствие.
Своих старших прошу посидеть, поиграть, и считаю, что только при общем взаимодействии могут формироваться невидимые нити привязанности. Безусловно, про ужасы навязывания на старших всего быта и заботы о младшем я не говорю, во всём должна быть мера, но вообще, не привлекать старших в жизнь младших мне кажется, неразумным
0
18.11.2025
Ответить
Мама мальчика (3 года)
Киров
Младший ребенок - это только ваша с мужем задача. Не стоит заставлять старшего ребенка участвовать в уходе за младшим. У него в этом возрасте свои задачи.
Когда мне было 12-13 лет я очень не хотела брата или сестру. Знаете почему? Только потому что началось бы: а посиди с ним, а погуляй, а помоги... А у меня своих дел и целей вагон. Если желает сама помогать и принимать участие, то конечно, пожалуйста!
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (17 лет, 12 лет, 8 лет)
Москва
Мама и папа занимаются ребенком.
Братья и сестры только по желанию, у моих его особо не было)
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (10 лет, 11 месяцев)
Москва
Королева мать, спасибо за мнение
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (17 лет, 5 лет)
Псков
У старшей и без младшего забот хватает) Ее дело было - учиться. Забота о ребенке это дело родителей, обоих
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (9 лет, 1 год)
Тюмень
Старшему почти 9 лет, младшему 5,5 мес. Какая тут помощь то прям? Ну дверь открыть когда с коляской едем, приглядеть за малышом пока мама в туалете (но малыш при этом в безопасном месте типа на полу), памперс чистый принести. Все это конечно "пожалуйста" и не в приказной форме. В общем не очень я поняла какой вы мега помощи ждете от старшего ребенка, мой ещё сам ребенок)
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (11 лет, 10 лет)
Жуковский
Если желания нет, насильно напрягать - это может в ненависть перейти из просто равнодушия. Забота о ребенке - это дело его родителей, никак не забота других детей. Максимум, что может быть - попросить коляску покачать, присмотоеть, пока мама собирается или около магазина постоять.
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (9 лет, 1 год)
Троицк
Старшему 9 лет. Младшему 9 месяцев. Очень любят друг друга. Старший сам проявляет интерес, но иногда вижу что не хочет. Либо с друзьями хочет погулять, либо гостей пригласить или просто телек посмотреть, в комп поиграть, тогда стараюсь не трогать его. Намекаю, говорю громко: так кушать хочется, если говорит иди покушай я присмотрю то с радостью помощь принимаю, если молчит значит не хочет.
Ну иногда приходится через нехочу, когда дома есть нечего, а старшего надо покормить. Но все таки, стараюсь так не делать, чтоб не напрягать и не отбить желание.
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (9 лет, 1 год)
Троицк
Ирина, и самое важное, что я всегда благодарю сына за помощь и при каждом удобном случае хвалю перед родней, чтобы сын слышал. Это придаёт ему мотивации🤣 а если серьёзно, то он правда очень выручает меня, жаль что в первую беременность не было такого помошника)
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (19 лет, 1 год)
Смоленск
Триггер моего детства-на меня навешивали младшую сестру, вплоть до 17 лет-не пойдешь гулять без нее. Плюс-двоюродные, потом племянники. Я совершенно точно против того,чтобы старшим в обязаловку были младшие -они уж точно не просили себе нагрузку рожать,у них своя жизнь,свои дела. Попросить иногда-можно, но точно не в обязаловку
0
18.11.2025
Ответить
Мама девочки (1 год)
Курск
Меня заставляли в подростковом возрасте сидеть с сестрами, пока они были такими малышами. На тот момент меня бесило это ужасно, потому что прям заставляли. Но мне никто ниче не объяснял, не просил (то есть не воспринимал меня как самостоятельный субъект который может принимать решения сам), просто заставляли, а так как я по натуре мягкая достаточно сложно отказать. Если помощь действительно нужна, то позиционируйте это так, что выбор вашей дочери помочь или нет, просить как взрослого человека просили бы, ну и делать это заранее, если нужно дольше сидеть, чтобы она спланировала и была в курсе. Думаю, если вы ее правильно воспитали и характер у нее норм, она вам не будет отказывать.
0
18.11.2025
Ответить
Мама девочки (1 год)
Курск
Somebody, в любом случае ребенок любого возраста не может полноценно заменить родителя и ждать от него зрелых поступков в случае чп тоже не стоит. То есть ответственность в любом случае на родителе
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (15 лет, 13 лет, 2 месяца)
Москва
Считаю это нормальным, когда старшие помогают по хозяйству и приглядывают за младшими. Это воспитывает в них самые сильные черты характера и точно только в плюс. Главное, не вешать уход и свои родительские обязанности тотально. Я наблюдала многие годы у друзей, как в порядке вещей пойти потусить к соседям в деревне, отправив старшую дочь подмывать и укладывать спать младшую. Одно дело когда родители работают, другое когда бухают и вешают свои обязанности на старших.
0
18.11.2025
Ответить
Мама девочки (7 лет)
Санкт-Петербург
Вы родили себе второго ребенка.
Ваш старший ребенок должен иметь своё детство. Один ребенок за другого не должен нести ответственность.
Неужели эти вещи кому-то непонятны?
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (3 года, 2 года)
Санкт-Петербург
Ни в коем случае не заставлять. Она и не обязана этого делать, вы родили второго ребенка для себя. Наоборот, нужно чтобы дочь не чувствовала себя «нянькой», она должна быть свободной от этого, чтобы с братом она проводила время с удовольствием и только как сестра)
0
18.11.2025
Ответить
Санкт-Петербург
Младший ребенок - это только ваша задача. Старшую можно попросить. Но просьба подразумевает возможность отказа. Она не должна играть роль няньки. Дети - это ваш выбор с мужем
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (4 года, 3 месяца)
Санкт-Петербург
Пусть помогает вам по дому. Ребенок второй здесь не причем. Одно дело поиграй, посмотри, подотри по желанию, но кружки, ложки помыть (в посудомойку составить), комнату свою в порядке содержать, мусор вынести это точно должно быть. Тоже старшая в семье, 8 лет разница. У меня даже мысли не было как то перечить в помощи. Мама с отцом всегда рано уходили на работу, поэтому в сад отвести-забрать на мне. Посмотреть-присмотреть тоже на мне. Меня не заставляли, но давали понять - а как иначе?
0
18.11.2025
Ответить
Мама девочки (2 года)
Сочи
А вы старшей рожали? Меня заставляли гулять, сидеть с братом в ее возрасте, можете угадать, у нас с ним сейчас хорошие отношения?
0
18.11.2025
Ответить
планирую беременность
Люксембург
Нет, не стоит, любой ребёнок (и старший, и младший) - это ваша с папой обязанность.
Мои дети мне помогали и помогают с младшими. Но у них был и есть собственный интерес. И никогда мы не вешали одних на других. Ну, типа посиди, покорми, забери…
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (20 лет, 12 лет), жду девочку, 36 неделя
Нижний Новгород
Не вижу ничего плохого в том чтобы попросить о помощи, например, подержать бутылочку со смесью или разогреть смесь в микроволновке, приглядеть за ребенком пока находишься в туалете/душе. Сын с такими заданиями справлялся (9-10 лет ему было). Когда дочке года 3-4 было остававляла с сыном иногда если в магазин нужно сходить. В то время доставок из маркетов и т.п. не было... Сама сидела с племянницей (в свои 11-12 лет) и племянником (в 15-16лет), если старшие брат и сестра просили об этом. Дочка сейчас иногда сидит со своими племянниками двоюродными (7 и 4 года им) если ее попросят. Но все эти "посиделки" конечно не ежедневно были, а пару раз в месяц, а то и два месяца🙂
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (14 лет, 8 месяцев)
Москва
Старшую могу максимум попросить рядом посидеть, соску подавать, пока я в туалет отойду. На этом все. Старшая - такой же ребёнок.
Вовлекать не стремлюсь. Сама когда хочет, интересуется. Помню себя в подростковом возрасте, меня маленькие дети раздражали. Моя, знаю, такая же. Это просто разница в возрасте. И заставлять тут точно не нужно. Вовлекать без личной заинтересованности=заставлять=растить негатив.
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (1 год, 14 лет)
Мелитополь
Я не прошу старшего сидеть с младшим. Он бывает сам проявляет интерес с ним поиграть, но чтоб в обязаловку нет. Так как меня и мою сестру ( мы с ней погодки) заставляли сидеть с младшим( нам было 16 и 14,5 лет) .. Хотите пойти гулять или на свидание, или с подружками в кафе то берите мелкого. Помню иду с коляской, а мне в след бабки такая молодая уже с коляской😂 и я тогда зареклась если у моих детей будет такая разница в возрасте то никогда не повешу младшего на старшего ребенка
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (15 лет, 7 лет), жду девочку, 37 неделя
Москва
Я всегда справлялась сама. Когда я родила , старшему сыну было 8 лет и о чём я его могла попросить , так это присмотреть когда в туалет сбегать надо или быстро в душ , и то пока малыш спит. Говорила " Если проснётся заплачет, постучи мне сразу пожалуйста". Ну и так просила по мелочам : дверь открыть , коляску подержать , соску дать.... Но никогда не принуждала и не превращала это в какое-то обязательство. Если он хотел сам с ним поиграть , например, когда младшему было пол годика, я была рада) это тоже важно ..контакт между детьми. Я никогда не понимала выражение "Сначала родим няньку, а потом ляльку" - полная несправедливость к старшему ребёнку в этой фразе , ведь они тоже дети.
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (12 лет, 1 год)
Вообще не заставляю, чисто по желанию. Только когда я прям устала, мне надо время на что-то, могу попросить старшего отвлечь младшего. Именно попросить, а не приказать, если прям нет, не может/не хочет, то нет.
0
18.11.2025
Ответить
Мама четырех (от 9 месяцев до 8 лет)
Даллас
Дочке 5, сыну 3 месяца.
Она помогает, если хочет- ей нравится пробовать успокаивать его, когда плачет и иногда кормить.
Но я ее ни о чем не прошу и не считаю, что ребенок это ее сфера ответственности и помощи.
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (14 лет, 1 год)
Новосибирск
Только по его инициативе, или когда что-то делаю для старшего. Например, жарю ему сырники, он сидит с малышом.
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (11 лет, 7 лет, 1 год), планирую беременность
Пардубице
Если есть желание, то сами попросят покормить или почитать. Но я и не занята особо ни чем. Готовлю или когда малая спит или она со мной на кухне сидит, убирают у нас все сами за собой, на мне только полы, стирка и туалет, но это все дело 10-15 мин. Если дети пришли голодные, а я занята,то пойдут сами приготовят. Никогда не заставляю, если им от меня что-то надо, с чем сами не справляются, то сами предложат «можно мы поиграем с мелкой, а ты нам блины сделаешь»
0
18.11.2025
Ответить
Мама мальчика (2 года)
Я старшая. Очень долго не хотела своих детей, потому что наелась этим в детстве. Только когда сестра родила племянника я уже взрослым мозгом поняла, что дети это не только обуза, но ещё и огромная радость. Только тогда пошла за своим. Так что не заставляла бы точно.
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (11 лет, 5 лет, 3 года)
Екатеринбург
Помогает, когда нужно. Когда мне нужно помыть полы, приготовить поесть, убрать и тд. Так как я делаю это для сей семьи, и для нее тоже. Старшая тоже хочет есть, хочет пойти в чистом и вообще провести время с мамой. А у мамы с двумя детьми в два раза больше забот. Так что никто не переломится поиграть с младшей сестрой немного, пока мама занята, а так же когда мама болеет. Без фанатизма.
0
18.11.2025
Ответить
Мама девочки (11 месяцев), планирую беременность
Ницца
"Мамины помощницы" в детстве сегодня или чайлфри или ходят к психологу травмы лечить и учиться родителей прощать. Если хочет помочь - похвалить, если не хочет, то не настаивать.
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (15 лет, 11 лет)
Самара
моя сама всё время стремилась повозиться с младшей. но в силу возраста помогать полноценно не могла, конечно. помогала по мелочи, с чем я и сама бы справилась, но мне было приятно. относительно десятилетки не стала бы настаивать. только по её желанию и способностям.
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (13 лет, 8 лет, 3 года)
Санкт-Петербург
А где ваш муж?
0
18.11.2025
Ответить
Мама двоих (10 лет, 11 месяцев)
Москва
Slightly mad, на работе
0
18.11.2025
Ответить
Мама троих (13 лет, 8 лет, 3 года)
Санкт-Петербург
Чаадаева Виталина, а дочь не учится и не посещает секций?
0
18.11.2025
Ответить
Мама мальчика (1 год)
Барнаул
Забота о ребенке-дело исключительно родительское. Дети не должны помогать с детьми, только если сами очень сильно этого хотят!
0
18.11.2025
Ответить
жду девочку, 39 неделя
Москва
У меня пока нет детей, но я бы сказала, что быт - дело общее по мере возрастных возможностей, но ребенок - только родительское, если второй сам не инициирует, конечно
0
18.11.2025
Ответить
Родионово-Несветайская
Стараюсь ничего не просить сына , но направляю на то чтоб становился самостоятельнее
0
18.11.2025
Ответить