Я не хочу делать уроки! Делай сам
Почему стоит радоваться если ребенок Вам такое говорит?
Вот так в PSYCHESS дети учатся говорить о своих интересах
Многие родители воспринимают такую фразу как проявление непослушания, неблагодарности или даже агрессии со стороны ребенка. Они пытаются заставить его выполнить задание, угрожая наказанием, лишением чего-то приятного или обещая похвалу. Однако такой подход не только не помогает решить проблему, но и усугубляет ее.
Почему же так происходит?
Потому что ребенок, говоря "Сам делай уроки!", выражает свою субъектную позицию. Это значит, что он осознает себя как отдельную личность, которая имеет свои желания, интересы, мнения и чувства. Он не хочет быть объектом манипуляции или контроля со стороны родителей. Он хочет быть партнером, который может самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Субъектная позиция - это важный этап в развитии ребенка. Он пытается понять, кто он такой, чего он хочет и зачем он что-то делает. Он стремится к автономии и самоопределению.
Вот так дети сомневаются, что это им пригодится в PSYCHESS
Когда ребенок говорит "Сам делай уроки!", он на самом деле спрашивает: "А зачем мне это нужно? Какой смысл в этих уроках? Что я получу от них? Как они помогут мне в жизни?" Он пытается найти ответы на эти вопросы через родителя. Он хочет услышать от него не приказы или уговоры, а аргументы и объяснения. Он хочет почувствовать, что его понимают и уважают.
Поэтому родителям стоит радоваться?
Ребенок развивается как личность, которая способна мыслить критически и творчески. Это значит, что он готов к диалогу и сотрудничеству. Вспомните свой бунт в этом возрасте:)
А вот так дети занимаются после занятий в PSYCHESS
Как же быть родителям в такой ситуации? Вот несколько рекомендаций:
- Не спешите реагировать на фразу "Сам делай уроки!" эмоционально. Не обижайтесь, не злитесь, не вините ребенка. Постарайтесь сохранить спокойствие и уверенность.
- Попробуйте посмотреть на ситуацию с точки зрения ребенка. Поставьте себя на его место и попытайтесь понять, что он чувствует и думает. Возможно, он устал, скучает, боится, сомневается или просто не заинтересован в теме урока.
- Поддержите ребенка и выразите свое понимание. Скажите ему, что вы цените его мнение и желание самостоятельности. Признайте, что уроки не всегда легкие и интересные. Поделитесь своими собственными опытом и чувствами по поводу учебы.
- Объясните ребенку, зачем ему нужно делать уроки. Не говорите общих фраз типа "Это полезно для твоего развития" или "Это нужно для твоего будущего". Дайте конкретные примеры, как уроки помогают ребенку в его текущих интересах, хобби, целях или проблемах. Покажите связь между учебой и жизнью.
- Предложите ребенку сделать уроки вместе с вами. Не навязывайте свою помощь, а спросите, в чем он нуждается. Может быть, он хочет, чтобы вы проверили его ответы, подсказали ему что-то или просто сидели рядом. Будьте готовы к тому, что ребенок может отказаться от вашей помощи. В этом случае поддержите его выбор и дайте ему возможность самому справиться с заданием.
- Похвалите ребенка за его усилия и достижения. Не фокусируйтесь на оценках или ошибках, а отмечайте его прогресс, трудолюбие, креативность или любознательность. Выражайте свою веру в его способности и потенциал.
Надеюсь, что эти рекомендации помогут вам построить гармоничные отношения с вашим ребенком и поддержать его в его учебе. Помните, что ребенок - это не ваша копия или продолжение, а самостоятельная личность, которая имеет право на свой выбор и интерес.
С уважением,
психолог Едалов Данил
Приглашаем в клуб PSYCHESS, где мы помогаем родителям и детям развивать любовь к учебе и шахматам. Записаться на занятия можно на сайте