Миша и занятия
Растем и развиваемсяБольшинство родителей считают своих детей умными. Это нормально.
Я никогда так не считала. Возможно потому, что и меня никогда таковой не считали, а уж бабушка и вовсе про меня причитала: "чокнутая она будет".
Но каждый раз у логопеда я поражаюсь. Сижу всегда улыбаюсь, ну ровно как чокнутая :) Не ошибалась бабуля)))
А дело в моих наблюдениях за сыном. С первых занятий он показал, что схватывает все буквально на лету. Я, признаюсь, не замечала прежде этого за ним, мне наоборот казалось, что ребенок малость подтормаживает, тяжеловато усваивает информацию. И, прямо скажем, это единственное, что меня расстраивало. Потому что уж я-то знаю, как замечательно живется с таким качеством, когда все залетает тебе в голову совершенно незаметным образом и ровненько там структурированно оседает. Потом это все всплывает в нужном месте в нужный момент. Никогда я ничего не зубрила, толком не готовилась, диплом писала за одну ночь, защитив его на пятерку впоследствии. Правда минусом являлось то, что такое послабление позволяло мне все откладывать на последний момент, а это дряная привычка, нервы только портит) Но не факт, что сын будет поступать также, зато факт, что способность без труда все улавливать существует. Я рада очень-очень, ведь, как правило, к такому качеству прилагаются и любознательность и исследовательский интерес и желание познавать.
Ну и о самих занятиях. Задания были разные.
Например, какие геометрические фигуры лишние. После двух попыток, Мишкус сразу смекнул принцип игры и начал щелкать все остальные на раз.
Далее, какое животное ушло, или передвинулось с одного места на другое. Моментально и безошибочно угадывает в самых различных вариациях.
Про словарный запас логопед всегда удивляется, нет практически ни одного слова, которого бы Миша не знал (конечно, мы сейчас говорим о детском лексиконе, для своего возраста он у него весьма богат и разнообразен).
Он прекрасно сортирует мебель, транспорт, посуду, одежду и т.д. и т.п. Помню, я видела подобные задания в книжечке, которая мне случайно попалась в руки, для поступления в первый класс. И я тогда плевалась, что ребенка заставляют все это знать) А дети-то оказывается знают, и без обучения. Никогда ему не объясняла в подобном ключе, значит сам взаимосвязи в голове строит, что с чем сортируется.
Одно из основных упражнений у нас это "Собирать бусы". Тоже хватило лишь пары раз для понимания, что требуется от задачи, как начал моментально выстраивать цепочки с самыми разными вариациями сочетаний. Я помню, у Кати Славиной было в материалах про ритмы, про их важность, я все хотела в них поиграть, но откладывала. И когда тут на первом же занятии Миша с педагогом занялся этим, я, конечно, не могла не спросить зачем это вообще надо. Мне стало интересно как вроде бы такая простая игра работает. Оказывается чувство ритма играет огромную роль во всех сферах жизни, все вокруг делится на части, но конкретно в логопедии они нужны для понимания ритма и слоговой структуры слова. Так Миша освоил слова из трех слогов. Сначала игры были с двумя слогами, но когда из Мишки они без труда так и посыпались, логопед усложнила задачу, перешла сразу к более сложным словам. В итоге Миша начал хорошо говорить, например, "машина" или "собака" или "молоко", теперь он слышит все части слова. Раньше его длинные слова отпугивали напрочь, и на просьбы повторить нечто подобное, он моментально замыкался, т.к. боялся этих слов, что они у него не получатся. Тут же, собирая бусы, по слогам собирал и слова, которые обличались во что-то или в кого-то. В какой-то степени, мне кажется, этот процесс как маленькое чудо для ребенка. Потому Миша всего лишь за три занятия уже перестал так бояться длинных слов. И уже в своей речи вместо "кыс-кыс" или "аф-аф" использует "кис'а" и "фабака" (звук С отрабатываем сейчас), иногда "фака" или "бака", но логопед говорит, что это норма, так дети и переходят к более сложным словам, произнося их изначально в краткой более удобной форме, возвращая как бы к уровню двухслоговых слов, который ими уже освоен и дается легче.
Из-за того, что Миша так все быстро схватывает и в играх и в словах, логопед считает, что мы тренируемся дома. Ничего подобного))) Я спецом взвалила все на плечи специалиста, чтобы как-то разделить обязанности. Максимум, что могу, это во время прогулки какие-то слова повторять.
Были игры и на фонематический слух. Каждый звук Миша слышит преотличнейше. Более того, он может отвлекаться, сидеть ковыряться в стуле с полным отсутствием внимания на лице, но при этом отвечать на все абсолютно безошибочно, этаким лениво-скучным тоном. И это тоже меня не может не радовать. У ребенка таки развито внимание, память, есть способность решать простые пока, но логические задачи.
Усидчивости, как и стоит ожидать, особо нет. Но что можно требовать от трехлетнего ребенка, да еще никогда в жизни не привлекаемого к какой-либо деятельности по типу занятий (даже творческо-художественной). И радует, что логопед не просто понимает это, но и отслеживает момент, когда время сменить задачу, пойти поиграть в активные игры, или еще что-то. Причем даже активные игры поставлены таким образом, что отрабатываются звуки, когда они с Мишей превращаются в каких-нибудь животных и имитируют звуки, произносимые ими. Но еще больше мне нравится, что при этом включена артикуляционная гимнастика, т.е. они дуют, дышат, играют языком, все это в процессе игры и совершенно не вычленяется ребенком в нечто отдельное, что якобы заставляют делать. Также задействованы и пальчики, а значит и развитие мелкой моторики, потому как у Миши не сразу получалось так или иначе пальцы складывать, но со временем осваивает.
Я, если честно, многого не ожидала от этих занятий, но и логопед и Миша прямо с другой стороны для меня открылись! Я думала в нашей-то деревне так себе будет специалист, а девушка оказалась действительно знающей. А главное, они нашли общий язык с ребенком, Мишуткус сейчас просится "играть" к ней, не дай Бог занятие пропустить =))
Ну и Миша меня удивил теми качествами и способностями, которые я в нем увидела. Я, правда, никогда не старалась что-то развивать, ни на что сильно не надеялась, думая, какой будет сын, такой и будет. Да, наш образ жизни позволяет нам приобретать тот или иной реальный опыт в познании мира, но суть ведь этого всего не столько в знаниях, сколько в формировании особого мировозрения, приобретении личностных качеств. Мне всегда сложно писать об этом, потому что на словах я никак не могу объяснить, зачем все это надо и почему я это делаю, меня будто что-то ведет, подсказывая что именно это верно. Я даже не могу описать какие те или иные качества я бы хотела дать ребенку, что именно развить, сама не знаю) Знаю только, что делаю так, как нужно именно этому Человеку, иначе нельзя) Опять завернула в философию)) Пора закругляться ;)
P.S. А отчеты из путешествия я пишу, пишу, несколько уже разместила, но ссылку пока не даю, т.к. хочу там сайт полностью переделать, и ссылки давать уже на новый проект. Нет мне покоя)))