Про наши занятия номер раз: ЧТЕНИЕ
Умение читать очень важно для ребенка и чем раньше начнет, тем лучше ( ну в разумных пределах, конечно);) Самостоятельное чтение позволяет более серьезно и вдумчиво относиться к написанному ( мимо ушей уже сложно пропустить). Разжигает интерес, тренирует внимание, усидчивость, можно еще долго продолжать этот список. Сама я научилась читать в 3 года без каких-либо специальных занятий, по обычным советским кубикам;) Но с Мишкой все по-другому, решила подойти с научной точки зрения. Для начала прошерстила интернет в поисках методик для раннего чтения: мое внимание привлекла методика Домана в исполнении компании Умница. Насмотрелась рекламных роликов на сайте о детях читающих в 1,5 года "Войну и мир" и мой разрушенный гармонами после родов мозг решил, что надо действовать. Скупила все комплекты и понеслось. Старалась прилежно и по методике совать ребенку в лицо карточки, он сопротивляться как мог, тогда я решила сделать перерыв и в один прекрасный момент поняла, что просто это не наше. Чтение необходимо ребенку для получения новой информации, он должен САМ хотеть читать и понимать о чем он читает. Это главное условие. Уже позже, после консультаций с неврологами и педагогами, узнала обратную сторону процесса. Часто оказывается обратный эффект, дети привыкают получать информацию из табличек перед носом и естественные физиологические потребности в новой информации гаснут. Их очень сложно в дальнейшим чем-то увлечь, плюс возникают сложности с чтением сложных слов. Например, слово "столовая" долго будет просто "стол"ом. Сразу оговорюсь, что это мое мнение и я нисколько не хочу обидеть тех мам, которые занимаются по этим методикам, это действительно большой труд.
После пересмотра подхода, я координально поменяла систему занятий. Я решила именно увлечь ребенка книгой. И мне это удалось. Он очень любит читать, а я в свою очередь всячески это поощряю и стараюсь обновлять его библиотечку часто и разноплановыми книгами. На годик нам подарили карточки с буквами, на обороте картинка и, если вставить в специальную подставку и нажать кнопку, идет озвучка. Совершенно ничего особенного, плюс купила азбуку Маршака. В год и месяц, сын сам подошел с карточками и доказал что знает буквы "А" и "Г", потом понеслось и к 1,3 он четко и уверенно знал уже весь алфавит. Сейчас мы занимаемся по Жуковой, составляем слоги, ему хочется, но я стараюсь не форсировать события, должен сам созреть. Последнее время появилась такая игра, берет книжку со сказкой ( например, Лисица и Волк) и делает вид что читает, при этом рассказывает слово в слово текст и переворачивает страницу.
Что касается наших занятий:
Очень много читаем, это и стихи, и проза, и энциклопедии. Всегда уважаю его выбор и читаю именно то ,что он хочет. Ежедневное повторение букв в разных играх: это и наши любимые карточки, и номера машин на улице, и мама забыла букву, когда читает книгу, и много много других. Обратила внимание вот на такую вещь: стараюсь спрашивать его спонтанно, и всегда отвечает четко. Ему было где-то 1,9, когда я случайно наткнулась на карточки из Умницы и ради шутки спрашиваю, что написано, и...два успеха (карточки эти ему никогда не показывала), потом видимо вспомнил что не умеет читать ;))) слова были легкие, сок и рука;))
Сейчас дополнительно вводим букварь Жуковой, складываем слоги, просто для того, чтобы поддержать интерес, показать что есть не только буквы, а еще много чего интересного.
Также очень нравится мне идея небольших книжек от Умницы, Книжная разминка, хотя, конечно, иллюстрации просто ужасные. Еще хороши Листалки из Букваря с пеленок, но как-то "налистались", немного надоело.
Жду пока речь будет немного чище и четче и перейдем к словам и слогам. Приглядываюсь к кубикам Чаплыгина или Зайцева, но вот были недавно на пробном занятии в развивающем центре, столкнулись там с ними в живую, и не понравилось, думаю надо как-то по другому обыграть. Ищу идеи или жду вдохновения. ;))))