Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Илья — 9 лет 4 месяца
Валентина — 4 года 6 месяцев
Москва Россия

Зачем детям в школу.............

16 сентября 2014, 02:09

Почему необязательно и очень вредно отдавать ребёнка в школу?



Эта статья Ольги Юрковской была впервые опубликована в журнале «Сноб». Мы публикуем её без изменений.


Почему я не отдаю своих детей в школу?

Странный вопрос… У меня, скорее, вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.


Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?


Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому.


Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.


Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.


Школа детей ничему не учит.

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.


Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.


Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.


Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

Вообще, это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.


Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету - свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания - не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету - как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.


Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов. А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.


Школа мешает социализации детей.

Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)


Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.


В любой сфере. Возможно, предпринимателей - собственников бизнеса.


Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.


Этих людей отличает, в первую очередь, умение добиваться своих целей. Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки - переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом - интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.


Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.


Мыслят системно и легко занимают метапозицию.


Учит ли этим качествам школа?

Скорее, наоборот.


Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет - даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.


Достижение результата никого не интересует - прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.


Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.

Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.


Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.


Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», - это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?


Качественной работе с информацией в школе не учат - большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.


Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.


Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?


Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.


Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное - умение годами терпеть ненужное и бесполезное.


Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.


Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало, кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.


Вообще, единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным легче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.


Школьный класс - модель взрослого общества? Это неправда - лично я не живу в мире, где все люди одного возраста; где у них нет общих интересов, где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице; где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.


У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.


В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка - это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

Комментировать

Комментарии

Россия, Москва

Ох, вспоминая свое обучение- у нас почти все преподы были отличными. Была парочка исключений... Не знаю, как сейчас дела в школах обстоят, пока не изучала, но если бы нацти такой коллектив, как в моей школе был, то я бы за своих мальчишек не переживала.

Школа дает много всего в плане общего развития. Если сравнить российских и американских людей, их кругозор, то мы явно знаем о мире больше :)

Я точно не смогла бы заниаться дома с детьми, дом- это отдых, может, если к репетиторам водить по домам :) типа пришел на урок, так занимайся, без отвлекающих факторов! 

Посмотрим еще, будем изучать вопрос через годик-другой!

Хотя в младшую можно точно в обычную походить.

Ответить
Россия, Пермь

По мне так бред по большей части! Есть здравые зернышки, но если их по отдельности выдернуть из контекста. Школу нормальную просто надо выбирать и педагогический коллектив. А без школы что за человек будет? Как он в мире реализуется? Да никак! Он будет отшельником, как и все кто не учиться в школе. Есть хоть один успешный человек в современном мире, который не учился? Покажите мне его! 

Может мне в жизни сильно повезло, в чем и заслуга родителей большая, я училась в гимназии и нам позволяли реализовываться в том, в чем ты силен и что тебе нравиться. И научили как учиться и как думать, а не тупо заучивать. И университету так же спасибо за это! Теперь пришла моя очередь выбрать для ребенка ту школу и те заведения где его будут не ломать, а помогать развиваться! Что я и делаю. Если б я не училась смогла бы я это для него сделать? Нет. Потому что хорошее образование стоит дорого! Уже сейчас его образование стоит нам примерно 30-35 тыс в месяц. А все еще впереди! 

Скорее эта статья для родителей которые отдают детей в соседнюю с домом школу, для кого все равно кто там и что там! А хорошая школа и хорошее образование нужно ребенку! Имхо:)

Ответить
Россия, Москва

Плюс! ))   Пусть во взрослой жизни многое, что мы учили в школе и не пригодилось, но! Школа заставляет мозги работать!  А это в любом случае полезно. 

И да, школа полезна во всех смыслах ))  А такие "авторы" революционных статеек меня в последнее время стали раздражать.

Люди, это троллизм! Такой вот мега-троллизм общества! Ну зачем Вы ведетесь? 

Ответить
Россия, Пермь
Да статеек таких много развелось в последнее время, я тоже это заметила. Не понятно на что рассчитанных. Умные и образованные на такое не поведутся. 
Ответить
Россия, Москва
не пойдете?
Знаешь, Ань, согласна по всем пунктам и это правда. Но на домашнем обучении, считаю, что должны оставаться дети неработающих и очень самодисциплинированных мам. И вопрос с репетиторами, конечно, надо иметь очень покладистого ребенка, чтобы он слушал и мог обучаться у одной мамы, иначе придется оставить круглую сумму в год.
Ответить
Россия, Москва

Еще как пойдем))

Я не против школ, я против той системы образования которая действует в школе, сами учителя считают, что натягивают до ЕГС, а не дают систематизированные знания. Но даже не это страшит, а то что ребенку моему там будет плохо, неинтересно, надеюсь этого избежать, но..... Есть среди моих знакомых которые учатся   дистанционно по состоянию здоровья, все нравится, некоторые учителя приходят домой сами за деньги. Пока просто решили с мужем, что будем ровно относиться к оценкам и не зажимать излишне, чтоб в старших классах совсем не потерял интерес, а если совсем все будет грустно, то в лицей отдадим после 8. Что загадывать, поживем-увидим..... Для меня главное, что бы он нашел то, чем хочется заниматься в жизни или хотя бы понимал, что без этого никак.... 

Ответить
Olly 16 сентября 2014, 02:38
Канада, Торонто
Потому что в школе учат не тому "как" думать, а тому "что" думать, если в кратце.
Ответить
Россия, Москва
О, вот прям четко сказано! прям явный пример из жизни! островский "гроза"! наш класс был такого то мнения весь единогласно не помню прям какого но факт, на что наша учительница сказал НЕт дети так дело не пойдет сочинание писать вы не готовы ибо ваше мнение не такое как должно быть! мммммммм эээээ с чего бы оно должно быть как написано у вас в методичке??? 20 человек считают неправильно! ну ну мир то поменялся маленечко...
Ответить
Olly 5 февраля 2015, 21:26
Канада, Торонто

Всегда есть исключения.

Я будучи ребенком была отдана в гимназию с первого же класса. Родители занимались со мной английским, математикой и геометрией до 12ти часов ночи, до слез и истерик. Если у меня в аттестате будут одни 5ки, сказали они, мне подарят велосипед. Сказано- сделано. Свой первый класс в Российской гимназии я закончила на 5. Получила велосипед. А потом.. Я возненавидела учебу. Я всегда чувствовала себя что должна выкладываться на 200%, иначе я недостойна (непонятно чего даже). Этот подход привил мне восприятие- либо я делаю лучшим образом, либо не делаю вообще. В результате, если мне что то было тяжело (уже позже, классе в 10ом), я поднимала руки и сдавалась. У меня были неплохие оценки, но когда я поступила и уехала от родителей мой подход стал таким- каждый год я думала что буду учиться "как правильно", занимаясь каждый день и т.д., а потом ближе к сессии я просто не сдавала задания, которые не могла сделать на "5". Мне было стыдно, что моя работа будет не лучшей в классе, и поэтому я не сдавала вообще ничего.Только под конец 4го курса, я поняла что я имею право делать как могу, не переживая по поводу того, как я буду выглядеть на фоне других, и у меня начало действительно получаться. 

Школа или не школа- но своих детей я вынуждать учиться на 5 и быть лучшими в классе не намеренна. 

Ответить
Россия, Москва
аналогично! вот не пойму зачем надо всегда иметь пять! особенно если предмет не дается вообще! я причем многих с такой позицией вижу,видимо нам всем это покоробило многое...
Ответить
Россия, Москва

Мои мысли и мои проблемы.....

Ответить
Olly 5 февраля 2015, 21:45
Канада, Торонто

Да, и нас таких много). Конечно, есть вещи которым школа меня научила. Но не знаю, стоило ли оно того.. Улица научила меня большему.

У меня есть знакомая, которая своих троих детей вообще не водит в школу. Они попробовали, им не понравилось. Она разрешила им быть дома. Так вот, девочкам 13 и 16 лет. Они не знают тригонометрии, и наверное не знают столицы Китая. Но они читают книги за 2 часа! Они поют и играют на гитарах! Они шикарно танцуют и рисуют! Они мыслят так, что даже нам с мужем в наши 24 и 27 с ними интересно общаться! И самое главное- их ценности. У них все отлично с самооценкой и самоуважением, они не озабоченны сексом, они одеваются со вкусом (и недорого). Они обе знают по 3-4 языка, которые выучили сами потому что они им нравятся- корейский, португальский, английский и немного французкого. Они питаются здоровой пищей, любят природу и безумно уважают своих родителей, рассказывают им все, столько всего делают вместе... 

В противовес- все те идиоты, которые блещут своими 5ми, но при этом их жизнь сводится, грубо говоря, к тому, чтобы купить айфон, и посмотреть сериал запивая колой. Или к "эстетам" которые живут "идеальной" жизнью, но при этом глубоко несчастны..

Ответить