Эльвира
9 лет
Разная красота
Я долго не знала, с какой стороны подступиться к этому посту. С одной стороны, он о выборе книг в домашнюю библиотеку, следовательно, может рассказать как я покупала книги? Но я собираю книги давно,хаотично и многое из того,что хочу, до сих пор не куплено и пост будет неполным. Я решила было, что посоветую вам, как делала бы я сейчас, будь у меня возможность, но потом поняла: когда у кого будет такая возможность сразу купить все книги,да еще по определенному плану.
Поэтому я просто покажу. А вы поглядите.
Когда я писала прошлый пост, под формированием вкуса я подразумевала только то, что с детства ребенок видит разные техники. Не только акварельки, не только зайчики, не едино советские самые-самые, не Чижикосутеев. И в разнообразии форм, цвета и содержания рождается вкус определенного человека-вашего ребенка.
По умолчанию содержание каждой книги считаю достойным:у меня нет книг,о покупке которых я жалею (ну кроме что мышонка Десперо☺). Но здесь только картинки.
Ради вас я честно выволокла все свои книги с полок. Скажу откровенно, систематизировать их профессионально: слева акварели, справа масло, вверху графика, снизу - советские художники периода 20-х -а у меня было такое желание- не получилось. Слишком много работы в рамках одного дня, а возможности растянуть на недельку не было. У меня муж, который бардак не оценит, у меня собака, которая как раз-таки будет счастлива, у меня дети, которые любят взбираться на хрупкие баррикады.
Так что я просто разложила композиции на свой лад. А недостаток точности постараюсь компенсировать устным сопровождением.
Для удобства фотографии нумерую, на случай если захотите уточнить, что за книжка на 15 картинке выглядывает из-под синей собаки))
Мне кажется, еще никто еще не показывал свою библиотеку вот так)))
1. Как бы вы не относились к Васнецову - хотя бы одна книжка его должна быть. Он очень органично рисует в лубочной манере, очень близкой русской душе. Если совсем не ваше (несмотря на русскую душу) - то возьмите что-нибудь с Калаушиным: он поизящнее, не такой в лоб и его нынче выше крыши. Еще мне нравятся "Рассыпушки", "Потешки" с илл. Стацинского и "Плыл по морю чемодан" от Речи и все тонкие с Конашевичем от Мелик Пашаева, но у меня их нет, поэтому колллаж иллюстраторов-фольклорников неполный.
Еще я забыла книгу с иллюстрациями Елизаветы Васнецовой - и очень зря. Потому что ее розовощекие младенцы - совершенны.
2. Конечно, и я никуда без Сутеева и Чижикова. При всем моем равнодушии к ним -к чему-то они подходят, а где-то явно не их жанр- дома собралось достаточно книг в их иллюстрациях. Дочка любит все, а я только Дядю Федора и Пляцковского. В компанию к ним Радлов - ну что-то же есть, согласитесь!
3. Милые детишки с перетяжечками на ручках и пушистенькие улыбчивые зверушки умиляют уже не одно поколение родителей. И меня тоже умиляют. Поэтому всегда актуален Владимирский, Гальдяев. Сейчас вопрос закрывается десятком книг в иллюстрациях Носкович и подражателей-как мне их не хватало шесть лет назад! Сюда же Лаптев, Кочергин в рассказах и сказках - он детский,но не сахарный- и пару книжек с менее популярными художниками. Ключевое слово этих картинок- милые.
4. После сладкого хочется почистить зубы мятной пастой. Рисунки Николая Воронцова освежают отлично! В пару к нему хулиганский насмешник Эдгар Вальтер, озорная собачка Соня, веселый и злой сборник Мухи, а еще сумасшедшая книжка от харьковской мультипликационной студии - я не сразу оценила ее юмор. Елисеева нет, а так вроде все)
Такие картинки тешат внутреннего бесенка - и это здорово,когда в меру.
5. Почему никому не пришло в голову классифицировать по драконам?))) Посмотрите какие душки. Лукавый, интеллигентный, трусливый и обаятельный-какой нравится вам?
Немножко драконов-для дружного ворчания.
6. Такие иллюстрации примет не всякий и не сразу. У меня от крошки Мемули первое время дергался глазик -и дело не в тексте)) Зато сейчас у меня отличная прививка. Гигантская груша-чудесно! Эмиль- то, что надо! Святозар Остров- да легко! Еще вот только до Яснова от Детгиза недозрела ("Детское время" сборник, на лицо ужасный, прекрасный внутри). Зато до "Заиньки" от Мо Вильямса - уже).
Я покупаю такие книги,чтобы помнить о том, что мнение каждого -драгоценно.
7. После нарочитого примитивизма а-ля рисовал ребенок хочется сложных узоров и детальной прорисовки: Билибин, Кочергин, Штайнер - их иллюстрации можно разглядывать бесконечно, снова и снова возвращаться, каждый раз открывая какую-то новую деталь и грань. Моя дочь оценила их только сейчас, к 6 годам - зависает над этими картинками часами. Такие иллюстрации научат ребенку терпению и уважению, восхищению перед талантом.
Читая сказки про принцесс, хочется рассматривать принцесс. Красивых, точно выписанных, чтобы на платье была прорисована каждая складочка, каждый цветок в волосах. Подайте нам прекрасного принца, можно мимолетно, но чтобы он был гибкий и широкоплечий и чтобы профиль непременно гордый.
Пускай рисунки будут четкие (сюда бы еще сказки с Рейпольским)(8)
или нежные и воздушные, состоящие из воздуха и солнца (не хватает, не хватает в библиотеке принцесс Траугот, Булатова и Майофиса) (9).
а может сочные, яркие, словно апельсиновый цвет, свежие, как зеленые листья папоротника(10)
Главное, чтобы они есть и учат нас чувствовать.
11. Такая техника по душе почти всем (ну ладно, ладно, с Гавриловой я загнула - у нее мне нравится выбор цветов). Федоров, Токмаков, Пивоваров - яркие или нежные, слегка стилизованные, веселые и добрые, очень интеллигентные и мягкие, что ли... Я бы сюда добавила еще Беломлинского и Фадееву.
Хорошо, когда таких книг много- они воспитывают ум и доброту.
12. Иногда в отзывах читаю: иллюстрации слишком бледные. Но это же акварели, неземные и воздушные. Они должны быть легкие, чтобы мы могли взлетать к облакам и пушистые, как прикосновение маминых ресниц к щеке. Обязательно держите дома парочку акварелей -для нежности.
13. Не стоит бояться цвета. Яркие, сочные, густые мазки, ни одного чистого места на листе -а перед нами встают африканские саванны, индейские прерии и бульвары Парижа. Такие книги хороши для вдохновения.
14. Пускай черно-белые иллюстрации не станут для вас поводом отказаться от книги. Посмотрите, каким разным бывает черный: карандашная прорисовка Лебедева и филигранная штриховка Чарушина, словно углем выписанный Рикки-Тикки-Тави Курдова и смазанный набросок на известковой печке волк Пахомова, пятна туши,складывающиеся в человечка Путиной и это еще не все, что может черный.
(15). Саша и Маша, Цветник Стихов, Оливия, Шел Силверстайн и олени Митурича, а еще Алфеевский, ювелирный Алфеевский - разве можно отказаться от этой красоты только потому, что она не цветная. Если "тонкость" и можно воспитать, то только так.
16. Немного вытянутые силуэты и блеклые краски, кажется, что художник забыл навести резкость. А может, он наоборот, сбил настройки, чтобы мы замерли на мгновение и присмотрелись.
17. Мир сквозь бутылочное стеклышко, слегка вогнутый и искривленный. Они такие? Почему они такие? Может, это цвет души?
18. Глубина синего словно бездонный океан, невесомость синего подобна туману, прохлада синего как дуновение ветра, необъятность синего равна черноте ночи. Просто я люблю синий и пою ему оды.
19. И снова нежные иллюстрацие. В них одновременно сочетаются четкость и хрупкость, какая-то эфемерность, как будто человек, их рисовавший, видел немножко дальше и глубже.
20. Яркие и цветные. Здесь другой цвет, не заполняющий собой пространство, а контрастно оттеняющий, резкий и слепящий. Это как смотреть на солнце: нельзя прямо, нужно найти нужный угол.
21. Милые моему сердцу тонированные, винтажные, коллажные и характерные. Здесь и Калиновский и Устинов - певцы природы и красок земли.
И тоненькие. Разные, по большей мере букинистические, потрепанные и заляпанные. Вся красота, и четкость, и нежность, и яркость, и воздушность больших книг словно укрупнена в них до невозможности, всякий мазок преувеличен, а воздействие безгранично. Давайте их без слов покажу
(22)
(23)
(24)
Я заканчиваю на этом, но книги не заканчиваются. Есть много других, разных, красивых и милых, шедевров и попроще, повыше и пониже, толстых и тонких. Не бойтесь не понять, бойтесь осудить.
А я умолкаю. Я и так уже сказала больше, чем собиралась.
Ниже часть книг, упомянутых выше. Не все, некоторые.