Оптимизируя занятия
развитие до года"Завтрак, обед, полдник, ужин. Чтение книг в любую свободную минуту. Две полноценные прогулки 60-90 минут каждая. Занятия по Шичида с карточками (позже с сеткой памяти, цепочкой, танграмами). Массаж. Занятия на гимнастическом мяче. Свободные самостоятельные, без чего-либо участия игры с игрушками (в целом 30-40 минут в день). Игры с папой. Упражнения на вестибулярный аппарат. Водные процедуры и игры в ванной комнате. Прослушивание музыки. Игра с музыкальными инструментами. Кривляния и танцы с мамой перед зеркалом" - все это наш малыш делает ежедневно вне зависимости от темы занятий.
Это рутина. Ежедневная..тянучая...что происходит вновь и вновь. Ее я разбавляю занятиями с Глебом - чтением и особенными играми.
В данном посте речь пойдет о том, как оптимизировать темы занятий, разобраться с имеющимися материалами, понять когда и что использовать, соответственно стать чуточку свободнее, творчески возвышенной, удовлетворенной, по-матерински востребованной и счастливее. Итак, поехали ...
По своей натуре я белочка, все в норку. У меня уже скопилось немереное количество книг, развивашек и игрушек не только по возрасту , но и глубоко на вырост.
Перебирая в очередной раз это богатство, а потом садясь с малышом читать книжку и выбирая из всего множества, я вдруг остолбенела "мама мия, а что сегодня читать?Вчера было то, завтра то, а когда мы будем читать это, а как это сочетается с тем, что утром пели песенку про черепашку, а в обед играли с конструктором" . В общем не буду здесь расписывать, что со мной происходило, но я почувствовала в своей голове полный беспорядок и расстройство, что нет плана занятий и все лежит на полках и находится в подвешенном состоянии, когда мы доберемся до этой книги, или до той игры - знает только Всевышний.
Села и составила свой план занятий.
Сейчас он выглядит сыро и , возможно, кому-то непонятно. Тогда спрашивайте.:-)
Я решила, что мы будем придерживаться его хотя бы в каком-нибудь виде.
Воскресенье (день покоя)
Тема: Человек
Описание: В этот день мы изучаем человека. Внешность, понятие "человек" и Бог, цель, суть, предназначение. Иногда ходим в храм.
Чтение: главы из Библии, художественная литература о характерах и судьбах(на вырост). Например "Что бы ни случилось" серия. ВИМЕЛьБУХИ Анны Сьюз.
Игры: покажи где глазки, носик и тд. Игры на ловкость и тд. РАЗВИТИЕ крупной моторики. Подвижные игры на развитие. (с возрастом все улучшать и делать игры интересными). Игры с фигурками человека - воины, крестоносцы или первобытные люди. Ролевые игры в воинов, пиратов, и тд.
Материалы: альбомы по развитию речи активнее используются именно в этот день. Фигурки человека и не только.
Понедельник (кошкин понедельник)
Тема: Животный и растительный мир
Описание: в этот день мы используем все материалы и игры связанные с животными и растениями
Чтение: все сказки, потешки, песни, стихи о животных. Большая энциклопедия о животных.
Игры: ролевые игры и игры с игрушками-фигурками (фигурки немецкой фирмы Schleich) в виде животных. Создаем целые миры в тарелке или коробке-строим игрушечный домик собачке или загон для коней и тд.
Материалы: стеклянные, деревянные, металлические игрушки в виде животных, мои установки-планшеты с животной тематикой. На прогулке используем листья-цветы, мох и другой природный материал. Перья, ракушки, камни.
Вторник (музыкальный вторник)
Тема: музыкальные инструменты
Описание: в этот день мы акцент делаем на развитие музыкальных способностей малыша.
Чтение: СТИХИ великих поэтов, современная поэзия на русском и английском, (Дима читает на чешском), песни слушаем и читаем. А также все, что захочется.
Игры: бренчание на ксилофоне, бубнах, деревянные ложки, дудочке из Суздаля, гитаре, маракасах, колокольчике, барабанах и всем, что звучит(можно кастрюли, тарелки, ложки -все пойдет в ход для создания оркестра).
Материалы: музыкальные инструменты, развивающие деревянные игрушки, которые издают звуки. Глебушка играет со всеми фигурками и мелкими предметами, которые напоминают музыкальные интсрументы. Сайт Марии Шаро и Музыка с мамой Железновой.
Среда (сенсорная среда)
Тема: нет конкретной темы(мелкая моторика)
Описание: все направлено на развитие мелкой моторики и сенсорной системы в целом.
Чтение: мои мягкие книги. Чуковский. Все что захочется.
Игры: Всевозможные и разношерстные игры на развитие пальчиков. Игра с песком - строим башни, крепости, необитаемые острова, жилища для обитания, семь чудес света из кинетического песка. Пасочки из мягкого песка. Добываем сокровища из льда или ракушки(конкретные игрушки) из огромного моря предметов.
Материалы: сыпучести, кинетический песок, разноцветный песок, бусины всевозможных цветов и размеров, стеклянные, деревянные, металлические, платичковые и тд предметы; ракушки, морские прелести, и все все все что интересно для развития.
Четверг (конструкторский четверг)
Тема: конструкторы
Описание: в это день мы занимаемся развитием математических способностей малыша, изучаем геометрические фигуры. много строим и ломаем, лепим, рисуем, созидаем. Используем папины инженерные знания.
Чтение: сейчас читаем Барто. Позже всё,ч то будет подходить по теме.
Игры: строим башни из кубиков, домики, добываем руду или уголь. Занимаемся археологией, достаем динозавров. Большой-маленький. Малыш и взрослый.
Материалы: кубики, пирамидки, пары большой- маленький, геометрические фигурки в мешочке. И всеееееевозможные конструкторы, природные конструкторы в виде репейника, гальки и камней. Специальные установки для развития инженерной мысли. КИРПИЧИ!
Пятница (фрики фрайдей)
Тема: цветовосприятие
Описание: в этот день мы получаем массу цветовых стимулов. Картины, рисунки, краски и оттенки здесь.
Чтение: все что захочется. Раз в две недели о изменениях в природе (энциклопедия времена года и стихи русских поэтов о природе).
Игры: цветовые игры, разложить игрушки по цвету, соотнести по оттенкам предметы, рисуем, раскрашиваем, создаем картины и выставки.
Материалы: пластилин, песок, краски, фломастеры, карандаши, гуашь,простые краски, кисти, валики,мелки, светящиеся краски, рисующие камни, и многое другое, чем можно создавать детские шедевры.
После этого дня в коридоре будет висеть новая пара шедевров домашней выставки.
Суббота (сказочная суббота)
Тема: сказки! Много сказок
Описание: в этот день мы читаем, показываем различные сказки. Нас окружают сказочные герои, мы одеваемся в костюмы сказочных героев и даже на улицу ходим как пираты, например.
Чтение: СКАЗКИИИииииии
Игры: ролевые игры, строим больницы, театры, замки-корабли и все, что придет в голову.
Материалы: домашние предметы, детские планшеты моего пошива, инсценируем сказки наглядно сидя на полу,подручные средства, (позже костюмы и театральный занавес).
__________________________________________
Нельзя смотреть на этот план как твердолоб!
Это все приблизительно. С ребенком нужна максимальная гибкость в отношении интересов. Если Глебу сегодня будет интересна лампочка, а не тигр, то мы отложим наши карточки и будем разбирать лампочку. Это думаю, очевидно.
План такого рода нужен прежде всего мне, чтобы понять тематику чтений и коробочек, которые нужно выдавать сегодня малышу, чтобы не создавать хаос и свалку из игрушек. Так будет видно конструктивное начало дня. Но всегда можно дать больше малышу, не принуждать же маленького играть в кубики весь день, если ему хочется еще и мишку.
План есть, теперь можно выдохнуть и спокойно заниматься с малышом.
Открыта для конструктивной критики.