Питер Брейгель Старший, Слепые
Четверг, 08 Апреля 2010 г. 17:36 ()
Куда идут "Слепые"?
Неужели художник всего-навсего хотел изобразить падение? Слишком просто для такого мастера, как Питер Брейгель.
Начнем с конца - с интерпретации этого полотна, его идеи. Все исследователи сходятся в одном: картина Брейгеля основана на библейской притче о слепых. "Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму". Именно это мы и видим на картине. Принято считать, что "Слепые" (одна из последних работ художника), - это завещание Брейгеля, предупреждение человечеству.
Но что же на самом деле: утверждение, что люди погрязли в грехах, и потому скатываются в болото? Такая трактовка встречается чаще всего. Но разве самые большие грешники - это именно слепые? Или слепота - это всегда наказание грешнику, а не болезнь (врачи, например, совершенно точно определяют заболевание каждого из слепых на картине)?
Еще один вариант трактовки: люди выбрали не того поводыря, он сам слепой. И поэтому, вместо того, чтобы всем дружно направиться к церкви по дорожке кирпичного цвета (это восходящая диагональ на картине), они бредут в свое болото по другой, нисходящей диагонали. Такое прочтение более всего вероятно, оно заложено художником в композиции.
Если есть на свете человек, который никогда не видел картины Брейгеля, можно пересказать ему сюжет, например по телефону. И в этом случае он слово в слово повторит рассуждение о конце света и гибели человечества. А к этому добавит еще три мировые войны, ядерное оружие, СПИД и проблемы экологии.
Но Брейгель не публицист, он написал картину, а не статью. Его послание заключено не в словах или идеях, а в самой картине, в ее форме, ее композиции.
Если же со вниманием отнестись к композиции картины, нам придется ответить на ряд вопросов, "заданных" художником, его живописью.
1. Почему на картине не ряд равноценных по светлоте и тону фигур, которые вели бы глаз слева направо и последовательно изображали поцесс падения? (Это вариант Р. Архнейма.)
2. Почему художник сразу же приводит глаз зрителя в правую часть изображения - к центральной фигуре в белой накидке, и затем к двум падающим?
3. Почему при этом цветом и яркостью центральная фигура (четвертая, если считать слева направо) связана со второй и одновременно шестой, поводырем?
4. Почему палка, которую держат четвертый и пятый связана с палкой первого и второго (параллельна ей)?
5. Почему три светлые ноги пятого и шестого (три ноги на двоих?) отсылают нас к такого же цвета руке третьего, а затем к ноге второго?
6. Две ноги, а также белая шапочка пятого направляют нас вверх по вертикали к темному дереву, а оно приводит глаз опять же к церкви на холме. Почему эта шапочка так важна художнику, она специально выделена темным пятном под деревом и повторяется в контрформе между ветками?
Таким образом, противопоставление церкви и болота реализовано художником в композиции и сомнению не подлежит.
Наибольший разрыв ритма, цезура между четвертым и пятым - она тоже ведет к церкви. И этот разрыв между группой из первых четырех слепых, которые еще не знают о болоте, и пятым и шестым, падающим и упавшим, также принципиален. Поэтому так активна фигура четвертого, его белая накидка и палка в его руках.
Исходя из этого можно предложить и другую интерпретацию знаменитой картины. Художник не зря установил связи между падающими и последними в ряду, еще не знающими о падении.
Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель - единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу. Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель этот (на которого вся надежда!) может прокричать тем, кого еще можно спасти: "Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой! На горку вам надо, на горку!". И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!
В "Слепых" П. Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина - это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только константация неотвратимого конца света. Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас: "Еще не поздно! Все зависит от тебя!" И в этом истинное содержание его послания к людям.
(из книги А. Лапина "Фотография как...")