ЗИМНЯЯ ЭПОХА. План для занятий с детьми
Вальдорфская система
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
1. Познакомить детей с зимними забавами (катание с горы, катание на коньках, санках, лепка снеговика).
Показать полностью…
2. Развивать внимание, координацию движений, используя пальчиковую гимнастику, жестовые игры, активные игры.
3. Познакомить с зимующими птицами (синички, снегири, воробьи, свиристели, щеглы, чижи...).
СКАЗКИ И СПЕКТАКЛИ ЯНВАРЯ
1. «Рукавичка»
2. «Лиса и волк»
3. «Синичкин календарь»
4. «Заяц Хваста»
5. «Зимовье зверей»
6. Звуковая сказка «Мороз-красный нос»
7. В январе-феврале также рассказываются сказки, связанные с каким-либо ремеслом. Например, "Веретено,челночок и иголочка", «Пряхи у проруби» , «Лесная избушка»., «Госпожа Метелица». Зимнее время связано с мышлением, поэтому детям нужны в сказках образы, которые связаны с пробуждением мышления - веретено (движение мысли), иголка (сосредоточение, концентрация мысли).
ТВОРЧЕСТВО И РУКОДЕЛИЕ
1. Лепка пчелиным воском синичек, снегирей.
2. Шитьё куклы дрёмы и куклы для кукольного домика.
3. Ткачество ковриков на детском ткацком станочке.
4. Плетение простых шнуров.
5. Валяние шерстью.
6. Изготовление витражей на окна из бумаги и цветной кальки на зимнюю тему.
7. Изготовление зимнего мобиля.
8. Изготовление зимних птичек из шерстяных ниток.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Жестовая зимняя игра или Зимняя зарядка.
3. Игры на коленках.
4. Игровой массаж.
СТОЛИК ВРЕМЁН ГОДА
Зимний пейзаж, заснеженные деревья, зимующие звери и птицы. Зимняя фея. Зимний мобиль. Снеговик. Книжки о зиме.
ПРАЗДНИКИ
23 февраля - Папин День
С 7 по 13 марта - Масленичная неделя, проводы Зимы. Окончательное прощание с Зимней Эпохой. Как такового Праздника Зимы - мы не празднуем, так как хочется, чтобы она уже поскорее закончилась))) И Масленица является логическим завершающим праздником для Эпохи Зимы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Так как в январе начинается новый календарный год, можно познакомить малышей с календарём. Познакомить с первым месяцем - Январём. Рассказать про остальные 12 месяцев, времена года. Очень хорошо нарисовать вместе с детьми Годовой круг.
ЗАРЯДКА НА ЗИМНЮЮ ТЕМУ
Чтобы сильным стать и ловким (делаем, согласно текста),
Приступаем к тренировке.
Показать полностью…
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Мы теперь метатели,
Бьем по неприятелю.
Размахнись рукой - бросок!
Прямо в цель летит снежок.
Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)
Легкие пушинки. (покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (руками выполнить движение "ножницы")
Белые подружки.
Заспешили на прогулку (шаги на месте)
Дети и старушки.
Упражнение «Снежинки-балеринки». Дети бегут по кругу и кружатся со словами:
Под музыку вьюги
Кружатся подруги,
Кружатся снежинки -
Зимы балеринки.
Устали кружиться (дети приседают).
На землю присели,
Заслушались музыкой
Зимней метели.
Лишь миг отдохнули -
И снова их ветер
Заставил кружиться (дети кружатся)
В веселом балете.
Упражнение «Какой снежок!».
Дети шагают, прижимая шаг к полу, под слова:
Какой снежок,
Какой снежок,
Какой снежок хороший!
Покрыт лужок,
Покрыт лужок,
Покрыт лужок порошей.
И воробей, и я, и ты
На нем оставили следы.
Снежок спешит,
Спешит-и глядь, (дети останавливаются, оглядываются, разводят руками)
Прибрал опять!
Прибрал опять!
Упражнение «Пингвин».
Дети скользят по паркету со словами:
Скользкий лед,
Скользкий лед,
А по нем пингвин идет.
Скользкий лед,
Скользкий лед,
Но пингвин не упадет!
Упражнение «Снежки».
Дети в кругу поют слова песни и показывают в движениях:
Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело!
Любим все морозный день.
Нам в снежки играть не лень!
Хлоп, хлоп, не зевай (лепят, снежки),
Ты от нас не убегай.
Хлоп, хлоп, не зевай,
А теперь в меня бросай (бросают).
Пусть зима морозит нас!
Мы погреемся сейчас.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА НА ЭПОХУ ЗИМЫ
1. СИНИЧКА
Птичка синичка (Пальцы собраны «клювиком»).
Показать полностью…
Прилетела к нам, к нам, к нам. (Стучим по другой ладошке - «клюем»).
Птичке синичке («Крошим»: большие пальцы трут)
Зернышки я дам, дам, дам. (об указательные и средние).
Птичка синичка (Ритмично складываем)
Зернышки клюет, клюет, (и раскрываем выпрямленные пальцы).
Птичка синичка (Можно с «птичкой» поиграть),
Песенки поет. (спеть песенку про синичку).
2. БРАТЦЫ
Ну-ка, братцы, за работу! (Кулачками стучим по столу).
Покажи свою охоту. (Разгибаем большой палец),
Большому - дрова рубить, (постукиваем им по другой ладошке).
Тебе - воду носить, (Разминаем пальчики)
Печку среднему топить, (от основания к кончику).
А тебе - обед варить,
А тебе - посуду мыть.
А потом всем песни петь да плясать, (Кисти с растопыренными пальцами)
Наших деток забавлять. (поворачиваем в стороны).
3. ДРУЖНЫЕ ДЕТИ
Дружат наши дети, (Ритмично сжимаем)
девочки и мальчики. (и разжимаем пальцы),
Мы с тобой подружим (соединяем пальцы обеих рук)
наши пальчики. (между собой).
4. МОРОЗ
Мороз прибежал, (Ладошками стучим по столу).
Колотушкой застучал. (Стучим кулачок о кулачок).
Мы мороза не боимся, (Резкое движение рук от себя).
Мы на санках с горки мчимся (2 раза). (Ладошкой провести по руке до кончиков пальцев, затем то же со сменой рук).
4. СНЕГОВИК
Давай, дружок, (Имитируем катание кома).
смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок -
Он превратится в толстый ком, (Руки перед собой сомкнуть в круг),
И станет ком снеговиком. (постепенно поднимаем руки вверх).
Его улыбка так светла! (Ладошки прижимаем к щекам, улыбаемся).
Два глаза... шляпа... (Показываем на глаза, на макушку, нос);
Нос... метла. (руку с растопыренными пальцами вверх).
Но солнце припечет слегка - (Руки вверх, медленно опускаем)
Увы! - и нет снеговика. (пожимаем плечами).
5. ХОЛОДНО ЗИМОЙ
Очень холодно зимой, (Обнимаем себя).
Но мы пойдем гулять с тобой. (Ладошками хлопаем по столу).
Я надену шубку, (Гладим себя по рукам),
Я надену шапку, (по голове),
Я надену шарфик, (по шейке).
А потом - красивые, (Гладим одной ладошкой другую)..
теплые, пушистые
Крошки-рукавички на ручки натяну.
ИГРОВОЙ МАССАЖ И ИГРЫ НА КОЛЕНКАХ В ЯНВАРЕ
1.Белый снег пушистый (Поглаживание по спинке).
В облаке кружится (Круговые движения большим),
Показать полностью…
И на землю тихо (указательным и средним пальцами).
Падает, ложится. (Растираем мышцы спины).
А наутро поле, поле забелело, (Поглаживаем спину).
Будто пеленою все его одело.
2.Мишка по лесу гулял,
мишка лапами топтал: (Сильное нажатие ладонями на спинку)
Топ-топ, топ-топ, (Похлопывание).
мишка лапами топтал.
Зайка по лесу гулял, (Ритмичные поступательные)
зайка по лесу скакал: (движения пальцами)
Скок-скок, скок-скок,
зайка по лесу скакал.
А лисонька-лиса,
вот какие чудеса,
По лесу гуляла,
следы заметала (2 раза). (Поглаживание по спинке).
3. Тушки-тутушки, (Мамы держат малышей за ручки),
веселы все детушки. (дети ритмично приседают).
Поднялся Егорка (Дети поднимаются на ноги).
на крутую горку,
С горки покатился (Мамы, держа малышей за пояс),
И в снежок свалился! (плавно опускают их по своим ногам),
(Играем 2-3 раза.) (внизу раздвигают ноги).
4. Я катаюсь на коньках. (Малыши у мам на коленях к ним лицом).
Разгорелись ушки, (Мамы держат ножки малышей),
Рукавички на руках, (по очереди их выпрямляют и приподнимают).
Шапка на макушке. (Трут малышам ушки, гладят ладошки, головку).
Оп-оп, (Перекаты с ноги на ногу малыша).
Чуть не поскользнулся, (Кувырок: держат малыша за ручки, ножки)
Оп-оп! (поднимаются вверх, голова между ног мамы),
Взял и кувырнулся. (кувырок назад с приземлением на ноги).
5.«Лыжник»
Утром на лыжах кататься пошли, (Мамы ритмично поочередно)
Быстро до леса лыжи дошли, (двигают ладошками по ногам малышей)
С горки скатились, (Опускают детей),
весь лес обошли, (прокатывая по ногам).
Дружно на лыжах (Дети обходят вокруг мам)
домой мы пришли (2 раза). (и снова садятся на колени)
Из книги Ларечиной Е.В.«Развитие эмоционального интеллекта
ЖЕСТОВАЯ ЗИМНЯЯ ИГРА
Когда детей несколько - эту игру называют хороводной игрой, так как все детки встают в круг. Когда ребёнок один, то это трудно назвать хороводом, это уже жестовая игра, где мама встаёт напротив ребёнка, показывает движения, произносит текст (причём движения показываем немного раньше текста), а ребёнок повторяет. Проводится такая игра каждый день, кроме выходных, в течение всей Эпохи в одно и то же время.
Показать полностью…
В зависимости от возраста ребёнка этот хоровод можно уменьшить или попробовать с нескольких четверостиший, а потом добавлять.
Что даёт такая игра ребёнку? Из теории.
«Каждое слово, каждое движение откладывают отпечаток на душу и тело ребенка. Дети всем телом вживаются в жесты взрослого и подражают ему. Впоследствии все это отразится на строении тела ребенка. Если воспитатель будет выполнять все движения четко и слаженно, то у ребенка правильно будет развиваться речь. В первую очередь воспитатель должен верить в то, что он показывает, и осознавать это. Его жесты должны быть простыми и жизненными, поэтому воспитатель сначала должен сам изучить все движения, а потом демонстрировать их детям. Любой жест имеет продолжение в ребенке. Что переживает ребенок? Сначала - это чувства, потом - движение и понимание. Первая неделя - это погружение в хоровод, на второй неделе дети уже все знают, а на третьей повторяют сами. Все эти части взаимосвязаны.
Благодаря длительному повторению одного и того же хоровода, у ребенка развивается память и формируется воля. Хоровод может быть сложным и простым. Есть хороводы-сказки, в которых можно распределить роли. Стихи и песни для композиции мы подбираем так, чтобы слова и сюжет были зримы. Этому помогают движения, жесты воспитателя, его голос, интонация, выразительность исполнения. Поэтому в хоровод мы включаем элементы противоположных ощущений и переживаний ребенка - полярности. Быстрые движения чередуются с медленными, легкие - с тяжелыми, веселое сменяется грустным, тихое - громким. Желательно, чтобы дети сильно не топали, так как это их сильно «приземляет». Чрезмерная утонченность также вредит, так как позволяет ребенку «улететь», оторваться от действительности. Очень важным в хороводе является то, что мы всегда ходим по солнцу. Жизнь ребенка в хороводе - это переживание им окружающего мира, и каждый ребенок берет для себя что-то свое из трех недель хоровода. Гармоничная связь между жестом, движением, образом - золотое правило хоровода».
На головку шапочку, (Имитируем одевание).
а потом пальтишко,
Шарфик завяжем, рукавички наденем.
Маму за руку берем, (Движения по тексту).
В лес заснеженный пойдем.
Шагают наши ножки
По заснеженным дорожкам.
Ножки высоко мы поднимаем,
По сугробам мы шагаем (2 раза).
Вышли наши ножки на дорожку,
Побежали ножки по дорожке. (2 раза)
Мы пришли в зимний лес.
Сосны, ели до небес! (Ручки вверх - тянемся).
До небес макушки, (Прикладываем руку к уху),
слушают, молчат, (затем ко лбу).
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки, (Мамы водят с малышами)
тонкие иголочки, (хоровод в паре).
У лесных ворот водят хоровод.
Как на тоненький ледок (Ручки вверх; медленно опускаем)
Выпал беленький снежок. (касаясь пола).
Эх, зимушка-зима, (Хлопаем руками).
зима снежная была!
Дети по снегу бежали, (Дети с мамами бегут),
Поскользнулись и упали! (падают на пол).
Эх, зимушка-зима, (Мамы с малышами встают),
зима снежная была! (берутся за руки),
Мама дитятко взяла, (водят хоровод парами).
вместе с ним в пляс пошла.
Эх, зимушка-зима,
зима снежная была!
Вот зима, кругом бело,
много снегу намело.
По сугробам мы идем. (Ходьба с высоким)
по глубоким мы идем, (подниманием колен).
Маму за руку ведем (2 раза).
Скрип-скрип, топ-топ, (Широкие шаги).
Провалились мы в сугроб. (Падаем на пол).
Из сугроба вылезаем, (Малыши встают, подают мамам)
Мамочке мы помогаем. (Руку, помогают им встать).
Мы погреемся немножко, (Танцуем в парах, выполняя движения по тексту.)
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (2 раза)
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Топ-топ, топ-топ! (2 раза)
Рукавицы мы наденем,
Не боимся мы метели,
Да-да, да-да-да! (2 раза).
Мы с морозом подружились,
Как снежинки, закружились:
Ля-ля, ля-ля-ля! (2 раза)
Со снежком мы поиграем
И снежок мы побросаем.
Я возьму в ладонь снежка (Имитируем лепку снеговика).
И помну его слегка.
Ком растет, растет, растет, (Толкающие движения ладошками).
Снег с дорожки соберет (3 раза)
Получился ком большой, (Руки соединяем кольцом перед собой).
Ком поменьше и меньшой. (Руки в полукольце постепенно)
Ком на ком, ком на ком, (поднимаем)
Станет ком снеговиком.
Уголечки вставим (Показываем пальцем глазки),
И метлу приставим. (Поднимаем руку)
Баба снежная стоит (с растопыренными пальцами).
И на детушек глядит (2 раза). (Поворачиваемся в стороны).
ЗИМНЯЯ ЖЕСТОВАЯ ИГРА (можно использовать, как зимнюю зарядку). Второй вариант
1. (Жесты подбираем по смыслу)
Показать полностью…
Раз, два, три, четыре, пять:
Собираемся гулять.
(Имя ребёнка) саночки везет
От крылечка до ворот.
А (имя ребёнка) на дорожке
Голубям бросает крошки.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики!
4. На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
(плавно кружимся по кругу)
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
(плавно ложимся на пол)
Но подул вдруг ветерок
(руками изображаем вихрь круговыми движениями),
Закружился наш снежок.
(плавно поднимаемся)
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки
(энергично кружимся, приплясывая)
5. (Движения по кругу, по смыслу текста)
Мы проверили осанку .
Мы проверили осанку
И свели лопатки ,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
6. Дальше песенка в кругу "Метелица" с движениями (по книге Л.Дыкман "Гармоничный ребёнок")
Вдоль по улице метелица метёт,
Скоро все она дороги заметёт. (Движения руками, как метлой)
Ай, жги-жги, жги-говори,
Скоро все она дороги заметёт.
Запряжёмте - ка мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
(руки впереди идущего сцеплены с руками ребенка позади него, вместе вперед вприпрыжку)
Ай, жги-жги, жги-говори,
В лес поедем за дровами поскорей.
Рысью, рысью друг за другом побежим
И скорёхонько до леса докатим. (Парами за руки, рысью вперед)
Ай, жги-жги, жги-говори,
И скорёхонько до леса добежим.
Топорами мы ударим дружно в ряд,
Только щепочки по лесу полетят. (Движения топором вверх-вниз)
Ай, жги-жги, жги-говори,
Только щепочки по лесу полетят.
А с дровами мы тихонечко пойдем
И руками-то прихлопывать начнем. (Держимся за руки по кругу, размыкаем руки, хлопаем)
Ай, жги-жги, жги-говори,
И руками-то прихлопывать начнем.
И ногами мы ударим дружно враз,
Эй, мороз, теперь не страшен ты для нас! (Движемся по кругу за руки, топаем ногами)
Ай, жги-жги, жги-говори,
Эй, мороз, теперь не страшен ты для нас!
7. (Жесты по смыслу, энергичные, по кругу идем)
Шел козленок- шалунишка,
Остренькие рожки!
Серой козочки сынишка!
Быстренькие ножки.
Шел козленок- шалунишка,
Остренькие рожки!
Остренькие рожки,
Быстренькие ножки - Мееее!
8. (Жесты по смыслу, энергичные, по кругу идем)
Барашеньки крутороженьки
По лесах ходят,
По дворам бродят,
В скрипочку играют,
Деток потешают.
А совища из лесища
Глазками хлоп-хлоп.
А козлище из хлевища
Ножками топ-топ.
9. (Энергично в парах, движения по смыслу.)
Шёл Козёл по лесу, по лесу, по лесу.
Нашёл себе Принцессу, Принцессу, Принцессу.
Давай, Козёл, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем!
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем! Мееее!
P.S. - выглядит нудно и долго, перечитала, и даже удивилась)) А в реальности проговаривается-пропевается за минут 10, не больше. Выучили за 2 дня почти весь и радуемся и хохочем вместе)) Особенно в конце про козлов, там "ме-мекание" - это наше добавление, но оно больше всего смешное)))) В хороводе чередуются веселые и спокойные, а под конец самые смешные. Так что впечатление от безликого текста ошибочные!.
Хоровод составлен Викторией Неведровой