Система занятий с детьми
Как заниматься с ребенком. Мой подход.Начнем с того, что ключевое слово здесь именно "система". Но это не значит, что теперь в нашей жизни появится еще одна "обязаловка", скорее наоборот, незаметно для себя вы и с ребенком позанимаетесь и нервы свои не потратите, как говорится, "и волки сыты и овцы целы".
День 1.
Просто почитайте своему любимому малышу книгу перед сном. Маленькие детки больше всего любят короткие стишки (например, Агнию Борто), детки постарше более серьезные произведения в стихотворной форме (например, Чуковского), после двух уже можно читать сказки, к пяти годам самые простые детские энциклопедии и книги с "долгоиграющим" сюжетом (такие как "Волшебник изумрудного города", "Чиполино", "Хоббит" и т.д.
Пусть чтение книги ребенку перед сном станет вашей самой главной привычкой. Если ребенок первоначально будет неусидчив, попытайтесь его заитересовать - пусть он сам выбирет себе книгу в магазине, самые маленькие малыши любят книги-панорамы (я такие начинала читать своим дочкам с 2 месяцев). И вообще, проверено, перед сном дети будут выполнять все ваши желания, лишь бы только попозже лечь спать))))
День 2.
Просто позанимайтесь с ребенком 15 минут, пусть это будет просто рисование карандашами на бумаге (покажите как легко из прямоугольника сделать дом, добавив крышу, или грузовую машину, добавив кабину и колеса), можете полепить из пластилина (для начала просто колбаски, шарики, спиральки, дети любят эти незамысловатые движения). Вашего участия требуется 15 минут, но если малыш заинтересовался и хочет продолжить, пусть играет в свое удовольствие (если, конечно, это безопасно без вашего контроля). Чем мы занимаемся в эти 15-ти минутки, я напишу в отдельной теме и буду постоянно пополнять.
Ну и не забудьте почитать ребенку перед сном)))) Поверьте, в конце дня в вас будет царить чувство выполненного долга и удовлетворения от проведенных минут с малышом, от работы, сделанной с ним вместе. Главное тут не переусердствовать, 15-ти минут вполне достаточно, если хочется позаниматься еще - продлите минут на 5, но не больше; все, что захотите "доделать", доделаете завтра. Так вы заинтересуете малыша на следующее занятие, а сами не устанете и сохраните желание заниматься каждый день, ведь главная причина, почему родители не занимаются со своими детьми - это то, что им кажется, что нужно выделять на это много времени, а его у взрослых всегда не хватает. Но 15 минут в день вы можете выделить, при любой занятости.
День 3.
Сегодня мы будем осваивать "повторялки". Это очень важный момент в занятиях, лучше всего их проводить с утра. Повторять можно что угодно, все зависит от возраста ребенка: с малышом можно проговаривать части тела, стишки типа "гуси-гуси, Га-Га-Га", с детьми после 2,5.лет стихотворения, школьники могут повторять материал который задали в школе (это могут быть и стихи и даже краткий пересказ параграфа). "Повторялки" занимают всего 2-3 минутки. Если не верите, то включите секундомер и попробуйте рассказать стихотворение хотя бы на 2 минуты, не многие это смогут! Таким образом, за 3 минутки ребенок сможет повторить стихотворение 2, а то и 3 раза!
Не забудьте сегодня найти и 15 минут для своего малыша! А главное, почитать ему немного перед сном, ведь книги развивают у нас фантазию, образное мышление, память, а главное открывают дверь в новый, увлекательный мир.
День 4.
Сегодня мы займемся "запоминалками". Проводить их нужно в любое время дня в течении 2 минут, не больше! Иначе это станет каторгой и для ребенка и для вас!!! А наша задача - сделать запоминание материала занимательной игрой. Я тоже поначалу думала, что за это время ничего ребенок не запомнит, но со временем поняла, что именно столько времени можно удержать внимание ребенка на запоминании чего-то нового, заучивании в форме игры. Первые 2 минуты - самое продуктивное время время для запоминания новой информации, а если сложить их за всю неделю, получится 10 минут интенсивнейшей работы мозга!!! "Запоминалками" могут быть карточки с буквами, цифрами, точками (этому я тоже уделю отдельное внимание), это можгут быть и названия стран (очень желательно, чтобы вы сразу показывали их на карте), а также столицы этих стран, могут быть и стихи и поговорки. "Запоминалки" должны быть динамичными, игривыми, по возможности наглядными.
Скорее всего, с утра вы уже провели "повторялки" (кстати, на "повторялках" можно повторять пройденный материал с "запоминалок", но главное их отличие в том, что на "запоминалках" активность проявляете вы, так как для ребенка это новый материал, а на "повторялках" говорит и показывает именно ребенок, конечно с вашей помощью, если это необходимо.
Не забудьте про 15 минуток чудесных занятий, а также про книгу перед сном, которая уже становится не занятием, а своеобразным ритуалом подготовки ко сну.
Итак, в течении дня вам нужно выполнять всего 4 пункта, которые в общей сложности займут не более 30 минут, таким образом, даже работающая мама сможет организовать своему чаду полноценные занятия.
Система занятий расчитана на 5 будних дней, в субботу вы выделяете не более часа на подготовку к занятиям на следующей неделе (это может быть и создание карточек, и написание прописей для ребенка, и подбор каких-нибудь интересных статей или просто чтение литературы, связанной с развитием ребенка). В воскресенье - законный выходной)))) но опять же, если ребенок сам изъявляет желание порисовать или полепить (или что-нибудь еще), я препятствовать не буду, но предложу ему делать это самостоятельно под моим контролем в целях безопасности (если это необходимо). Если же у меня сейчас нет на это времени, я "заинтригую" его на завтрашнее занятие. В субботу и воскресенье из обязательного - это только чтение книги перед сном - это святое))))
Попробуйте внедрить подобную систему в свою жизнь! Если вы думаете, что все равно не сможете это выполнять постоянно, то сильно ошибаетесь, это только на бумаге написано много, на самом же деле все проходит быстро и весело, к тому же к концу второй недели для вас это будет уже своеобразной привычкой, вы будите воспринимать это не как занятия, а как естественное времяпровождение со своим малышом. Даже неделька таких занятий положительно скажется на развитии вашего малыша и сближении с ним.
В следующем сообщении я подробно опишу, как проходит наша система развития "в домашних условиях".