Когда мама отдает малыша в дeтcкий сад, она надеется, что именно там у него появятся первые постоянные товарищи по играм, он научится дружить и общаться. Как правило, это не происходит само собой, далеко не у каждого ребенка получается быстро и легко завести себе друзей и найти свое место в новом социуме. К счастью, мама может помочь своему малышу в этой ситуации. Предлагаем вам несколько советов:
1. Уверенность в себе - залог дружеских отношений с другими. Уверенный в себе человек, который знает, что мир безопасен, его любят, а к его словам прислушиваются, скорее всего, не будет испытывать особенных сложностей в общении. Даже если кто-то не захочет с ним дружить, он без особенных расстройств найдет себе другое занятие и других товарищей. Именно поэтому главным залогом успешной самореализации в коллективе является уверенность в себе, которая, напомним, не имеет ничего общего с хвастовством и выпячиванием своих реальных и мнимых достоинств. Чтобы воспитать у малыша уверенность в себе, важно принимать его как личность, уважать его действия и решения, верить, что он все сможет, и учить самостоятельности.
2. Учимся знакомиться. Ребенку легче будет наладить контакт с детьми в группе, если он как следует усвоил фразы, с которых можно начинать общение. Нередко малыш часами не вступает в общую игру, потому что не усвоил твердо, что нужно просто сказать: «Здравствуйте, меня зовут Маша, можно я буду играть с вами?» или «Привет, я - Антон, а тебя как зовут? Пойдем, поиграем вместе?» Помимо этих фраз ребенку пригодятся и обычные вежливые обороты: «Спасибо!», «Здравствуйте!», «У тебя очень красивая кукла! Как ты с ней играешь?» и так далее. Если ребенок стесняется обращаться к другим, потренируйтесь с ним дома на любимых игрушках: пусть зайчики и мишки знакомятся друг с другом и устраивают совместные игры.
3. Наблюдайте за детскими играми и обсуждайте разные ситуации. Учиться понимать других детей и знать разные ситуации детского общения стоит еще до того, как малыш пошел в садик. После игры в песочнице и беготни на детской площадке, обсудите с ребенком, кто в какие игры играл, кто был веселым, а кто грустным, что его обрадовало, а что расстроило. После того, как вы выявите все сложные и острые ситуации, стоит в игровой форме (допустим, на примере игрушек) показать ребенку, как лучше всего вести себя в них.
4. Учитесь меняться и делиться. Конечно ребенок не обязан отдавать свои игрушки чужим, и делиться не по своей инициативе, но именно с умения меняться и делиться игрушками начинается воспитание мастера общения, это первый главный шаг к навыку ведения переговоров, умению выслушивать разные стороны и учитывать интересы других членов группы, а не только свои собственные. Лучше всего привить малышу эти полезные в детском обществе умения до того, как он пойдет в садик.
5. Правильно выходим из конфликтных ситуаций. Скорее всего, даже самому благополучному и доброжелательному ребенку не удастся избежать столкновения интересов, конфликтов и драк, особенно если речь идет о мальчиках. Важно научить малыша говорить «нет», «не хочу» и «мне это не нравится», если ровесники пытаются заставить его делать чтото запрещенное или просто неприятное. Не стоит учить ребенка драться, обзываться и «давать сдачи» с помощью кулаков: культурный и уверенный в себе человек не станет доказывать свою правоту таким способом. Впрочем, ситуаций, когда ребенок всетаки вступил в драку, наверное, не избежать. Если подобное ЧП в группе детского сада всетаки случилось, постарайтесь устроить «разбор полетов» сначала наедине с ребенком, а потом - с привлечением всех участников конфликта. После того, как все будет выяснено, не надо стремиться как следует изобличить и наказать виновных, гораздо важнее договориться с воспитателем или устроить самостоятельно «праздник примирения», направить прошлый конфликт в конструктивное русло.
6. Не пытаться купить, а научиться увлечь. Зачастую дети, с которыми не хотят играть ровесники, пытаются привлечь к себе друзей с помощью необычных игрушек или угощений. Иногда такая стратегия имеет успех, но очень важно не переборщить с желанием завлечь игрушкой, ведь может статься, что новая прекрасная подружка дружит с малышкой лишь до тех пор, пока та согласна делиться своей куклой, и никак иначе. Если вы видите, что ребенок стал заложником именно такой ситуации, постарайтесь переиграть ее: научите ребенка не просто делать снежки, а строить иглу, мастерить бусы из бумажных шариков и делать еще чтонибудь интересное, тогда ребята сами потянутся дружить, чтобы приобщиться к интересному делу.
7. Улыбаемся и радуемся. Взрослым людям нравятся доброжелательные оптимисты и не нравятся ворчливые пессимисты. Точно так же и у детей. У болтушкихохотушки, которая всему готова радоваться, наверняка будет больше друзей и меньше огорчений по поводу социальной жизни, чем у буки, у которого от каждой мелочи глаза на мокром месте. Настраивайте ребенка на оптимизм и позитивный лад. При этом совершенно не обязательно ломать его характер и, допустим, стараться сделать задумчивого интроверта душой компании! Главное, делитесь с ребенком своими позитивными мыслями и чувствами и показывайте ему, как найти хорошее в любой ситуации, а радость в сущей мелочи!
Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без запинок и спотыкания.
Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». Применительно к чтению это выглядит так: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это посчитают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда кроха сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку). И вот тогда родитель или учитель в Монтессори-группе» создает вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка.
А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.
Произойдет это наверняка в период от четырех до шести лет, ведь сенситивный период интереса к чтению, по мнению Монтессори, завершает восприимчивый период развития речи, а случается это от четырех до шести лет. Уже после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и, чаще всего, нелюбимую ребенком работу. Монтессори уверена, что занятия чтением надо начинать в четыре года.
Однако упражнения, готовящие руку к письму, она советует предлагать ребенку с двух с
половиной - трех лет.
Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону русского
языка. В нее входят:
• материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
• материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
• материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для
обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
• материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы
вырезают из бархатной бумаги), поднос с манкой для письма;
• материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного
картона: голубой цвет для согласных и розовый - для гласных);
• материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами.
Карточки помещаются в коробках и конвертах.
Допустим, интерес к чтению у ребенка появился. С чего же начать, какие пособия
первыми должны попасть в руки ребенка? Маленьких детей нужно сначала учить писать,
а не читать - утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе,
Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами,
нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы
в книге. Причем начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как
круговые движения детям даются легче.
В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение
- это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему - и чтению,
и письму, и бытовым навыкам - учится играя.
Практические упражнения
Упражнение 1
Штрихуем и обводим
Чтение начинается с письма, а письмо - с подготовки руки. Для этого «Монтессори-педагоги» советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев.
Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.
Упражнение 2
Ощупываем буквы
Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.
Упражнение 3
Составляем слова
Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.
Упражнение 4
Пишем слова
Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, - тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.
Упражнение 5
Читаем
Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта - к печатному.
Упражнение 6
Играем с рамками-вкладышами
Рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи
беспрерывного письма. Порядок появления фигур: 1) квадрат; 2) правильный треугольник; 3) трапеция; 4) треугольник с дугообразными сторонами; 5) эллипс; 6) круг; 7) овал; 8) прямоугольник; 9) четырехлистник; 10) пятиугольник.
Упражнение 7
От точки к точке
Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек), дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.
Упражнение 8
Шершавые буквы
Подготовьте шершавые буквы из зернистой или бархатной бумаги письменного начертания и наклейте их на таблички из толстого картона или дощечки голубого или розового фона - в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложите заглавные и прописные буквы. Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя
пальцами (средним и указательным) обвести букву: будто написать ее. Ребенок повторяет
это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в
воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы. Есть еще один вариант
этого упражнения: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами
и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы на
табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляют кто-то из
детей или учитель.
Упражнение 9
Письмо на манке
Поставьте перед ребенком коробку с шершавыми буквами и плоский поднос с
рассыпанной по нему манкой. Сначала он обводит двумя пальцами шершавую букву на
дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой.
Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторять еще и еще раз,
встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с
помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы
по манке.
Упражнение 10
Сочини слово
Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых
написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным
карандашом, другая - красным. На голубом фоне - гласные, на розовом - согласные.
Пары букв для карточек
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,
Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.
Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова,
начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже
писать, то письменно, например:
БАНКА - ПАЛКА, ВАЗА - ФРАЗА, АСТРА - ЯСТРЕБ.
Упражнение 11
Сочини слово
Ребенку предлагается коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки
с изображениями или (для хорошо читающих детей) с названиями животных, например:
ОСЕЛ, КОШКА, УТКА, ПЕТУХ. Во втором - карточки, на которых написаны названия
звуков, произносимых этими животными: «иа», «мяу», «кря», «кукареку». Ребенок ставит
перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с
изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где
записаны названия звуков животных, и объединяет их. Например: УТКА - КРЯ, КОШКА - МЯУ, ПЕТУХ - КУКАРЕКУ.
Упражнение 12
Слова и картинки
Подготовьте три набора карточек: 1-й набор - карточки с картинками, 2-й набор -
таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, 3-й набор -
контрольные карточки, где слово и картинки объединены. Ребенок кладет перед собой
конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним
таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить
выполненную работу.
Упражнение 13
Читаем трудные слова
Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт
с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы
подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.
Примеры трудностей в прочтении слов
О - А Д - Т
Б - П Г - В
В - Ф И - Ы
Ч - Ш ЫЙ - ОЙ
К - Х Я - Е
С - З Т - Ш
И - Е ТСЯ - ТЬСЯ - ЦА
Г - К ИЙ - ОЙ
На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно
усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений).
Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется
О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова,
поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда
таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.
Упражнение 14
Построй предложение
Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны
письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного
цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на
стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на
карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение.
При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.
Упражнение 15
Читаем Толстого
Делаем самодельные книжки: на одной странице остается картинка, а на другой -
помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого. Ребенок читает
предложение в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.
Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ
ЗА: Анна В., мама двоих детей
Оба моих сына ходят в «Монтессори-садик» и там учатся читать по ее методу. И они, и
мы с мужем очень довольны. Мы не сторонники раннего обучения чтению, ничего не
форсируем - когда дети сами захотят, когда мозг их дозреет, тогда и начнут читать.
Одному сейчас пять, другому четыре - оба хорошо знают буквы, умеют их писать,
старший читает простые слова. Но больше всего в «Монтессори-методе» нас привлекает
то, что дети развиваются гармонично: они не только учатся читать, но и учатся общаться
друг с другом, развивают мелкую и крупную моторику, внимание, память, они приучены к
порядку и очень самостоятельны. У нас в семье нет слова «скучно» - сыновья всегда
могут сами занять себя.
ПРОТИВ: Валентина Б., мама шестилетней Варвары
Я очень хотела заниматься с ребенком чтением по методу Монтессори. Но сделать
самостоятельно все необходимые материалы оказалось просто невозможно - слишком
много требуется сил и времени; то, что у меня получилось, никак не годилось для
использования в процессе учебы - буквы кривые, некрасивые. Пришлось все выбросить.
Никаких садов и развивающих групп рядом с нашим домом нет. Мы без проблем
научились читать обычным способом, по букварю - и оказалось, что никакой нужды в
Монтессори нет, и я только зря время потеряла.
Ошибка первая. Семья без правил
Павел, 17 лет. Мама и папа были заняты своими отношениями, точнее - их выяснением. В детстве мальчик сменил три школы из-за травли. Он не понимал других людей, не понимал, что им нравится, а что может оскорбить. Дети воспринимали его как чужака или придурка, хотя учился он хорошо. Он не научился следовать правилам общения и в институте. И в институте тоже повторилась школьная история - однокурсники откровенно насмехались над ним, и друзей у него не было.
Что делать
Родительская семья - это место, где хранятся и повторяются лучшие традиции из родительских семей супругов. Новая семья может придумать и ввести свои собственные ритуалы. Например, еженедельные встречи с друзьями, в которой принимают участие и дети (с определенного возраста),
Отсутствие ритуалов и семейных традиций - главная ошибка родителей. Очень часто такая семья похожа на корабль без руля и без ветрил. Никто не знает, чем члены семьи будут заниматься через неделю, что будет в выходные, как пройдет отпуск.
Ошибка вторая. Не приучаем к дисциплине
Степан, 7 лет. Постоянно ломает все, что попадается на пути, в том числе собственные конечности. Друзей нет. Потому что не способен соблюдать правила игры. Мама боится, что в школе он не сможет привыкнуть к школьной дисциплине, и придется забрать ребенка на домашнее обучение. Дома ребенок не включен в семейную обстановку, у него нет никаких даже маленьких обязанностей. К 7 годам он так и не научился убирать за собой игрушки.
Что делать
Родители сегодня часто по непонятной причине не включают детей в круг семейных обязанностей. У маленького ребенка 3-4 лет уже должна наметиться роль «Маленький мамин (или нянин) помощник». Уборка игрушек, мытье игрушечной посуды, складывание в стопку собственных вещей и т. п. По мере взросления эти обязанности постепенно расширяются. Лет до 7-8 они должны, конечно же, носить игровой характер, поскольку у ребенка в этом возрасте игровая деятельность является ведущей. Поэтому в этой уборке могут принимать участи игрушки и прочие любимые сказочные персонажи малыша.
Ошибка третья. Исключение отца
Саша, 3 года. Любит капризничать, ныть, с родителями ведет себя гораздо хуже, чем, например, с няней. При этом мама балует ребенка, а папа ведет себя строго. Из-за этого в семье периодически возникают скандалы: маме кажется, что отец нанесет ребенку травму, навязывая ему рамки, иногда повышая голос и наказывая малыша. Ей вообще не нравится, что отец вмешивается в воспитание.
Что делать
Во многих российских семьях мужчина по-прежнему находится на периферии. Главенствующую роль - особенно в вопросах воспитания - играет мама, бабушка, няня. А папа, который и должен в первую очередь, являться носителем правил, порядка, социальной адаптации, в лучшем случае общается с ребенком один-два часа в день. И даже если отношения между супругами хорошие, маме хочется исключить отца из процесса воспитания. Это большая ошибка. Мир за окном состоит не только из сладкой ванили и солнечных дней. Там присутствуют правила, которые позволяют нам сосуществовать с себе подобными. Именно отец, социально реализованный, ответственный и любящий ребенка, может стать для него лучшим проводником во взрослый мир.
Психолог-консультант Ольга Данилина
Вот сейчас внимание, люди
Ученые (!) выяснили, что стройные люди правильно питались, не недоедали и не переедали. Просто Америку открыли
42-летняя давно хотела детей: она открыто .
«У меня обязательно будет ребенок, - заявила однажды модель. - Рожу ли я сама, или он придет ко мне - не имеет значения. Я открыта к усыновлению и подумывала о том, чтобы усыновить ребенка. Я хотела это сделать еще тогда, когда это не стало модным».
14 февраля Тайра Бэнкс поделилась фотографией ребенка в Instagram. «Это самый счастливый День святого Валентина в моей жизни. Йорк, его папа и я шлем вам много любви», - подписала она снимок.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Это было в 1913 году.
Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии, приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что написано на медальоне, который тот всегда носил на груди.
Дядюшка снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано. Кроме пяти нотных линеек и четырёх нот: соль-диез - си - фа-диез - ми.
Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала: - Дядюшка, я знаю, что здесь написано! Ноты на медальоне означают: "Я люблю Вас".
И вот здесь возникает вопрос.... Вы представляете себе, КАК УЧИЛИ ЭТУ ДЕВОЧКУ, если она, увидав четыре ноты, пропела их про себя, а пропев, узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского "Евгений Онегин". И начинается это ариозо... словами "Я люблю Вас" - и четырьмя нотами, которые девочка и увидала в медальоне
В ряде петербургских аптек оказалось недостаточно медицинских масок, сообщили «Радио Балтика» в пресс-службе Росздравнадзора.
Как пояснили в ведомстве, накануне в Петербурге проверили 50 аптек. В ассортименте 18 из них власти не обнаружили медицинских масок. Минимально необходимый набор противовирусных препаратов нельзя было приобрести в девяти проверенных аптеках города, уточнили в федеральной службе.
В Росздравнадзоре составили протоколы об административных правонарушениях.
Ранее в крупных петербургских аптеках уже РБ о нехватке медицинских масок. Позже власти в город партию дефицитного товара. В начале февраля волонтёры горожанам медицинские маски на улицах.
На этой неделе уровень заболеваемости в Петербурге впервые с начала эпидемии , указали в Росздравнадзоре. При этом эпидемический порог по-прежнему превышен на 81,5%.
Об эпидемии гриппа в Петербурге объявили 22 января. По последним данным, в городе заболели более 350 тысяч человек.
Дети - это святое. Все лучшее детям. Пусть хоть дети поживут. Цветы жизни. Радость в доме. Сынок, не беспокойся, папа для тебя все сделает.
Что-то меня вот эта песня страшно утомила. И как родителя, и как бывшего ребенка, и как будущего деда. Может, хватит уже "любить" детей? Может, пора уже с ними как-нибудь по-человечески?
Лично я не хотел бы появиться на свет в наше время. Слишком много любви. Как только ты обретаешь дату рождения, ты тут же становишься куклой. Мама, папа, бабушки, дедушки тут же начинают отрабатывать на тебе свои инстинкты и комплексы. Тебя кормят в три горла. Тебе вызывают детского массажиста. Тебя для всеобщего умиления одевают в джинсы и курточки, хотя ты еще даже сидеть не научился. А если ты девочка, то уже на втором году жизни тебе прокалывают уши, чтобы вешать золотые сережки, которые во что бы то ни стало хочет подарить любящая тетя Даша.
К третьему дню рождения все игрушки уже не помещаются в детскую комнату, а к шестому - в сарай. Изо дня в день тебя сначала возят, а потом водят по магазинам детской одежды, по пути заруливая в рестораны и залы игровых автоматов. А, да - чуть не забыл! Планшетник! У ребенка обязательно должен быть планшетник. А желательно еще и айфон. Прямо лет с трех. Потому что он есть у Сережи, ему мама купила, а она ведь вроде не так уж много зарабатывает, гораздо меньше нас. И даже у Тани есть из соседней группы, хотя она вообще с бабушкой живет.
Перед школой обычно заканчивается «кукольный период», и тут же начинается «исправительно-трудовой». Любящие родители, наконец, осознают, что они наделали чего-то не того. У дитяти лишний вес, скверный характер и синдром дефицита внимания. Все это дает повод для перехода на новый уровень увлекательной игры в родительскую любовь. Этот уровень называется так - «найди специалиста». Теперь с тем же энтузиазмом тебя таскают по диетологам, педагогам, психоневрологам, просто неврологам и просто психологам. Родня бешено ищет какое-нибудь чудо, которое позволит добиться волшебных оздоравливающих результатов, не меняя при этом собственного подход к воспитанию дитяти. На эти эзотерические по сути практики тратится куча денег, нервов и море времени. Результат - ноль целых, чуть-чуть десятых.
Еще для этого периода характерна отчаянная попытка применить к ребенку нормы железной дисциплины и трудовой этики. Вместо того, чтобы искренне увлечь маленького человечка каким-нибудь интересом, вместо того, чтобы дать ему больше свободы и ответственности - родственники выстраиваются в очередь с ремнем и криком. В результате - ребенок учится жить из-под палки, теряя способность хоть чем-то интересоваться.
Когда же бесполезность потраченных усилий становится очевидной, начинается этап надломленной родительской пассионарности. Тут почти все любящие родители вдруг резко начинают своих детей ненавидеть: «Мы для тебя, а ты!» Разница лишь в том, что у одних эта ненависть выражается в полной капитуляции с дальнейшим направлением отрока в образовательное учреждение закрытого типа (суворовское училище, элитная британская школа), а другие врубают в своей голове пластинку с надписью «ты - мой крест!»
Смирившись с тем, что ничего путного из человека не вышло, родители с Ты_мой_крестом на шее продолжают добивать в своем уже почти взрослом ребенке личность. Отмазывают от армии, устраивают на платное отделение в ВУЗ, дают деньги на взятки преподавателям и просто текущие расходы, покупают квартиру, машину, подбирают синекуру в меру своих возможностей. Если от природы Ты_мой_крест не слишком талантлив, то эта стратегия даже приносит какие-то более-менее съедобные плоды - вырастает психически искалеченный, но вполне добропорядочный гражданин. Вот только гораздо чаще на залечивание ран, нанесенных избыточной родительской любовью, дети расплачиваются совсем иначе - здоровьем, жизнями, душами.
Культ детей возник в нашей цивилизации не так давно - всего каких-то 50-60 лет назад. И во многом это такое же искусственное явление, как ежегодно выпрыгивающий из маркетинговой табакерки кока-кольный Санта-Клаус. Дети - мощнейший инструмент для раскрутки гонки потребления. Каждый квадратный сантиметр детского тела, не говоря уже о кубомиллиметрах души, давно поделен между производителями товаров и услуг. Заставить человека любить самого себя такой маниакальной любовью - это все-таки довольно сложная морально-этическая задача. А любовь к ребенку заводится с полоборота. Дальше - только счетчик включай.
Конечно, это вовсе не означает, что раньше детей не любили. Еще как любили. Просто раньше не было детоцентричной семьи. Взрослые не играли в бесплатных аниматоров, они жили своей естественной жизнью и по мере взросления вовлекали в эту жизнь свое потомство. Дети были любимы, но они с первых проблесков сознания понимали, что являются лишь частицей большого универсума под названием «наша семья». Что есть старшие, которых надо уважать, есть младшие, о которых надо заботиться, есть наше дело, в которое надо вливаться, есть наша вера, которой надо придерживаться.
Сегодня же рынок навязывает обществу рецепт семьи, построенной вокруг ребенка. Это заведомо проигрышная стратегия, существующая лишь для того, чтобы выкачивать деньги из домохозяйств. Рынок не хочет, чтобы семья строилась правильно, потому что тогда она будет удовлетворять большинство своих потребностей сама, внутри себя. А несчастная семья любит отдавать решение своих проблем на аутсорсинг. И эта привычка уже давно стала фундаментом для целых отраслей на миллиарды долларов. Идеальный, с точки зрения рынка, отец - это не тот, кто проведет с ребенком выходные, сходит в парк, покатается на велосипеде. Идеальный отец - это который будет в эти выходные работать сверхурочно, чтобы заработать на двухчасовой визит в аквапарк.
И знаете что? А давайте-ка заменим в этой колонке глагол «любить» на какой-нибудь другой. Игнорировать, плевать, быть равнодушным. Потому что, конечно, такая родительская любовь - лишь одна из форм эгоизма. Бешеная мать, трудоголик-отец - все это не более чем игра инстинктов. Что бы мы там ни наговорили себе про родительский долг и жертвенность, такое отцовство-материнство - это грубое наслаждение, что-то типа любовных утех, одна сплошная биология.
Есть такая прекрасная индейская поговорка: «Ребенок - гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти».
Накормить - и дурак сможет, воспитать - это уже сложнее, а вот уметь ребенка с первых минут его жизни потихоньку от себя отпускать - это и есть любовь. Ты как всегда прав, Чингачгук.
