Ритуалы, распорядок и Надежда Спиридоновна
я-сам, психологияВремя от времени я перечитываю старые книги, те, что любила много лет назад. Много интересного можно обнаружить, да и воспринимаются они спустя годы совсем иначе.
Давеча читала снова любимых в юности "Побежденных" И.Головкиной. Есть в этой книге один забавный персонаж - старая дева Надежда Спиридоновна, дворянка, сухая и местами склочная старуха. Но несмотря на всю ее "отрицательность", на забавность образа, дама-то не лишена, на мой взгляд, достоинств (а кто из нас их лишен, так же, как и недостатков?).
В частности, старушка эта весьма педантична, большой приверженец порядка и строгой дисциплины. Привычки у нее сформировались с молодости, менять она их не намерена и крайне негативно реагирует на тех, кто пытается их нарушить.
В мирной жизни это вызывает скорее смех, а то и жалость. А вот потом, когда бабку ссылают в сибирскую глушь (время действия - после революции, "бывших" подвергают репрессиям не глядя на возраст и пол)... мне кажется, такая приверженность правилам служит ей отчасти добрую службу.
Она выходит в магазин за хлебом в одно и то же время и ни минутой позже. На зиму у нее заготовлено изрядное количество грибов и лука. Масло бабушка сбивает сама. Несмотря на свои 72, она каждое утро совершает героическое омовение ледяной водой и не боится простуд. В ссылке она не опустилась до того, чтобы рыться в помойках, как некоторые из ее товарищей по несчастью.
Зачем нужны нам правила и ритуалы?
Ритуал - это выстраивание событий в определенном порядке и забота о том, чтобы этот порядок не нарушился.
Упорядоченность и поддержание определенного уклада делает жизнь более последовательной, а значит и более направленной. Если она, жизнь, встала с ног на голову, если уровень стресса зашкаливает в течение долгого времени (а мир неслабо так перевернулся - из Питера-то да в ссылку, и ведь Надежда Спиридоновна немолода), то это помогает сохранять понимание того, что ты все еще можешь ею управлять.
В.Франкл говорил, что в концлагерях, кроме прочего, сильно истощало и раздавливало то, что люди переставали быть хозяевами своего мира, ощущали полную свою беспомощность перед лицом обстоятельств. В любую минуту с тобой могли сделать все, что угодно, и ты был бессилен что-то изменить. Развивалась, соответственно, выученная беспомощность, и люди теряли волю к борьбе и желание жить.
Я и по себе помню: в тяжелую для меня весну 2018го, когда количество маразма и кошмара на работе зашкаливало, мне помогали держаться мелочи: пить чай именно из любимой кружки, завтракать в одно и то же время, использовать любимые запахи.
Да, все хорошо в меру, разумеется. Надежда Спиридоновна в конце концов остается почти "у разбитого корыта" - в одиночестве и никому не нужная. Что произойдет с ней дальше, неизвестно - она не основной персонаж книги. Но... но все-таки стойкость старой дамы, чем старше я становлюсь, вызывает у меня все больше уважения.
Не стоит, конечно, становиться рабом привычек и правил - а впасть в эту крайность легко. "Я раб лампы", - говорил Аладдин
. Но... если вам тяжело, подумайте - может, пора завести любимую кружку и пить из нее чай? 