Анна
7 лет
Раннее развитие, заниматься или нет?
Ранее развитиеМного думаю и читаю в последнее время о раннем развитии, очень волнующая меня тема. Мыслей много, хочется высказаться 😀 Поэтому решила попробовать оформить свой взгляд в виде текста. Не претендую на большую пользу, цель - высказаться 🙈 В этом посте хочу поразмышлять о самом понятии раннего развития, о том, надо ли вообще заниматься по моему мнению и как. И немножко покритиковать разные мнения и подходы к раннему развитию ☺
Думаю, сейчас мало мам, которые не задумываются о раннем развитии. Что это такое, нужно ли им заниматься, чем именно, какие бывают методики, и нужно ли торопиться, ведь "после трех уже поздно".
Многие мамы теряются в многообразии методик, предлагаемых развивашек и пособий. Разобраться непросто, а страх упустить время есть. Поэтому занимаются в общем-то первым способом, что нашли, у кого-то увидели. Обычно по пособиям или статьям. И, напротив, есть другой лагерь, который утверждает, что, поскольку ребенок познает мир с помощью игры, то заниматься с ним не то что не нужно, а даже вредно. При этом часто критике подвергается любое раннее развитие, само понятие дискредитируется. После чего может показаться, что лучше им вообще не заниматься. А ведь на самом деле понятие раннего развития гораздо глубже. А то, что подвергается критике, сейчас принято называть скорее ранним обучением.
Давайте подумаем, что такое раннее развитие? Думаю, все просто. Раннее развитие - это развитие ребенка в раннем возрасте, с рождения. Независимо от того, выполняем ли мы с ребенком какие-либо упражнения или нет, ребенок в любом случае растет и развивается. А мы, взрослые, находимся рядом, общаемся с ним, направляем, постоянно влияем на его развитие либо осознанно, либо нет. Получается, что занимаемся мы намеренно ранним развитием или нет, мы в общем-то все равно им занимаемся. И, конечно, лучше понимать, в какие моменты наше влияние положительно, а в какие нет. Это не значит, что надо все-все контролировать, это значит, что надо думать, пытаться понять, наблюдать и за собой, и за ребенком и стараться быть и сделать что-то немного лучше. Отсюда ответ на вопрос заголовка: да, конечно ранним развитием заниматься надо, но не всегда занятия - это именно занятия за столом и книгами, упражнениями. Развитие - это часть всей жизни или даже сама жизнь.
Давайте теперь подумаем, каким образом мы влияем на развитие ребенка.
На первое место по важности я бы поставила взаимоотношения мамы с ребенком. Это все то, как мама общается с ребёнком, выходит ли она из себя, часто кричит, может быть запрещает ему слишком много. Или, может быть, обманывает, хитрит, говоря что "конфеты кончились" или "ложись спать, а то придет бабай". Такой обман либо негативно влияет на интуицию ребёнка (ведь он мог уловить, увидеть, что конфет на самом деле много, а бабая не бывает), либо подрывает доверие к маме, что, конечно же, будет иметь последствия.
Я не буду здесь описывать всевозможные проблемы во взаимоотношениях. Возможно, стоит написать об этом отдельно. Просто хочу сказать, что, по моему мнению, это все крайне важно для развития ребенка, в том числе интеллектуального.
Конечно самое очевидное - это крайности. Например, мама водит ребенка по кружкам, но при этом вечно им недовольна, тогда развитие будет идти лишь вопреки, что обязательно скажется в последствии, например полным отсутствием мотивации, негативной установкой в обучении или другими психологическими проблемами. Любая мама неидеальна и ничего страшного, если она что-то сделает не так. Я думаю, здесь вопрос в частоте. Чем многократней наши ошибки, тем больше будет негативного влияния.
Также сюда бы я отнесла аспекты теории привязанности (см., например, "Тайная опора" Петрановской). Имея надежный тыл и опору в виде заботливого родителя, ребенок с интересом смотрит вокруг, познает мир, пытается идти вперед, отрывается от мамы. Если же, наоборот, ребенок не чувствует себя нужным, любимым, если его не принимают таким, какой он есть, сложно говорить о развитии. Первое о чем будет думать ребенок - либо о том чтобы доказать что-то маме, либо о том чтобы о нем просто позаботились. Ему сложно будет искать что-то новое, изучать мир, он всегда будет стремиться удовлетворить свою базовую потребность в привязанности, будет стремиться к маме (или другому близкому взрослому).
Наверное, для большинства мам эта теория интуитивно понятна, тем более для мам, интересующихся ранним развитием. Поэтому мы часто не уделяем ей достаточно внимания, считая, что здесь у нас и так все в порядке. Но, мне кажется, во многих ситуациях стоит почаще о ней вспоминать. Как пример приведу следующую ситуацию. Мама водит ребенка на развивающие занятия, видно что она его любит, хорошая, нормальная мама. Но ребенок очень часто плачет, чуть что не так, сразу в слезы. И вроде сядет заниматься с интересом, но если дадут не ту краску, что он хотел, или заберут у него игру, просто чтобы показать, сразу в слёзы и истерику. Я не должна судить, но, наблюдая, у меня сложилось впечатление, что у ребенка есть некое чувство обделенности, уже устоявшееся чувство, что ему не дадут то, в чем он нуждается. Что его либо часто ругают, либо что-то не разрешают. Возможно, не всегда жалеют, когда надо. В итоге занятия и игры идут с трудом. Картина складывается из мелочей, и не всегда поймешь, что же не так. Конечно, я могу ошибаться, это лишь мое впечатление.
В общем, итог этого пункта: наше отношение к ребенку, общение с ним - основа его душевного равновесия, психологического комфорта и, как следствие, интеллектуального развития.
На второе место по важности для развития ребенка я бы поставила пример самих родителей. Мы можем усиленно заниматься с ребенком в течение первого года жизни, пока сидим в декрете, но перестать заниматься по выходу из декрета. Если мы сами не горим этими занятиями, если нам неинтересно, то мы рано или поздно бросим этим заниматься. Либо не сможем доходчиво объяснить и показать.
Время занятий невелико, а пример ребенку мы подаем круглосуточно. Он видит, сидим ли мы перед телевизором, играем в компьютер, читаем книжку или увлеченно занимаемся каким-нибудь хобби.
У Петрановской можно прочитать про эксперимент, в котором делалась попытка установить связь между познавательнай активностью детей и поведением родителей. Оказалось, что наиболее высокая познавательная активность у детей любопытных, увлеченных мам, которые с интересом смотрят вокруг, порой забывая про ребенка ☺ Что интересно, на втором месте мамы-пофигисты, который также порой "забывают" о ребенке, уставившись в телефон или книгу. Об эксперименте можно почитать здесь: http://ludmilapsyholog.livejournal.com/43820.html .
Я думаю, важность собственного примера понятна каждому. Я лишь хотела поднять ее приоритет в вопросе развития малыша. По моему мнению сами занятия менее важны. Часто именно благодаря примеру родителей встречаются сильные дети (в любых аспектах: интеллектуальных, творческих), с которыми совсем не занимались в общепринятом смысле.
После всего этого уже можно задуматься о самих занятиях и упражнениях. Я встречаю много статей и мнений, критикующих раннее развитие в целом. Очень часто авторы обобщают все подходы к развитию, говоря о том, что занятия препятствуют естественному развитию малыша, отнимают его время, необходимое для получения жизненно важных навыков, в особенности двигательных (моторика, бег, удержание равновесия). Что занятия препятствуют естественному познанию мира, изучению предметов вокруг, природы. Все что должен делать ребенок в раннем возрасте - это играть, иначе - ничего хорошего не ждите. Некоторые пишут, что раннее развитие грозит нарушением двигательной активности, что некоторые дети, с которыми много занимались, в 7 лет не умеют бегать и тому подобное. Знаю, что подобные статьи сбивают мам с толку. Конечно, если ребенка посадить за парту и заниматься с ним несколько часов в день, не выпуская, так и будет. Но все же к чему такие крайности и зачем всех обобщать? Это достаточно однобокая, ограниченная позиция. Я думаю, сейчас каждая мама понимает, что все занятия с малышом - только в игровой форме. Да и сложно заставить ребенка до трех лет заниматься. Если ему не захочется, он просто расплачется и все. Я считаю, что заниматься можно и нужно, но всегда обдуманно, подстраиваясь под ребенка. Здесь мне (как и многим мамам) близок подход Монтессори - ребенок сам выбирает занятие, оно должно интересовать его, мы лишь наблюдаем, предлагаем ему разнообразные материалы, показываем, как с ними взаимодействовать. Когда ребенок сам выбирает занятие, он не обделит себя ни двигательной активностью, ни естественным исследованием мира. Конечно, важно при этом создавать ребенку дома естественную среду, как можно менее искусственную и вымышленную, она не должна подменять ему наш мир, а должна быть дорожкой в него. Ведь, простите, игровую среду можно создать и в очень аскетичной комнате с железными развивающими игрушками или настроить волшебных замков со спецэффектами. Все это конечно же крайности, но элементы подобной неестественности встречаются часто.
Поэтому, хотя я за раннее развитие, я не приветствую занятия по карточкам с ребенком до года, например "чтение" или "счет с пеленок". Польза от этих занятий сомнительная. Достоверных исследований мы не найдем, а здравый смысл подсказывает, что это все-таки лишнее. Да, ребёнок может научиться сопоставлять то, что мы говорим, с тем, что он видит на карточке. Именно этому он и научится, не больше. Будет ли он развивать при этом лучше память, правое полушарие? Сомнительно, для него сейчас весь мир - новые образы, полушарие работает на максимум. При этом, малыш еще не способен осуществить свой выбор, поэтому, показывая большое количество карточек малышу, мы как раз сбиваем его с толку, отвлекаем его внимание от окружающего мира, когда убежать и отказать он нам еще не может. Более того, мы подменяем ему окружающий мир, в тот период, когда у ребенка только формируются базовое представление об устройстве всего вокруг. Это не значит, что карточки нельзя показывать, можно, мы можем показать ему, что есть картинки, животные на них, есть счет, числа, буквы, книги - это все часть нашего мира, но не давить на малыша, не отнимать его внимание странными, неестественными действиями.
Я считаю, в вопросе раннего развития нужно быть очень деликатным и чутким, понимать, что и для чего мы что-либо делаем. А если хочется опробовать новую многообещающую методику, то можно это сделать, но важно наблюдать за ребенком, и думать-думать-думать, на что именно она влияет. Рано или поздно становится понятно и видно по ребенку, полезно это было или нет.
Поэтому, когда речь идет о необходимости раннего развития, я обращаю внимание не столько на методику, сколько на подход. Какие-то научные исследования на тему эффективности методик - на очень низком уровне. Сегодня результаты исследований одни, а через 20 лет появятся новые данные, и скажут совсем другое. Слишком много факторов оказывают влияние на наше развитие, для достоверных статистических выводов данных крайне мало. Поэтому, все на что нам стоит полагаться - это логика, интуиция, материнское чутье и здравый смысл.
Одни и те же занятия можно преподносить по-разному. Можно пытаться заставить ребенка позаниматься. Хотя малышей заставить невозможно, но можно попытаться всячески его увлекать, настаивать, привлекать внимание. А можно наблюдать за ним, предлагать материал периодически и поймать момент, в который ребенку будет интересно, или просто показать и ждать, когда ребенок сам захочет.
Давайте рассмотрим пример. Многие критикуют тематические недели, говоря о том, что ребенок выбирает материал не сам, он мог быть заинтересован чем-то другим, а ему "подсунули" тему. Таким образом, мешая формированию собственного интереса малыша. Я бы не была так категорична. Мама может менять какие-то экспозиции в доме, предлагать новые материалы в определенной тематике, но если она внимательная и чуткая, она не заберет у ребенка то, что его так заинтересовало, не будет насильно предлагать ему тематические игры. Она лишь чуть поменяет его среду, предложив несколько новых материалов в одной тематике в рамках обычной ротации игрушек, и вреда не будет. Хотя, я думаю, и польза от таких неделек появляется далеко не сразу, а только тогда, когда ребенок уже умеет хорошо и быстро систематизировать информацию. Я пока не знаю, во сколько это происходит, но точно после двух. До этого периода я вижу пользу только в том, что ребенку дается новый материал, который его может заинтересовать, расширить кругозор.
Другой пример, обучению чтению. Известен метод, в котором на предметы вешают карточки с названиями, таким образом обучая ребенка чтению. Но, если задуматься, то мы создаем искусственную среду, которую ребенок больше нигде не увидит. Мы не знаем, как воспримет это ребенок, будет ли он отождествлять карточки с предметами или вдруг чудом поймет, что надпись обозначает название предмета. Или же мы можем постепенно знакомить ребенка с буквами, звуками, словами и надписями. Объясняя ребенку чтение, как мы его понимаем, как оно есть на самом деле. Этим мы гарантируем, что у ребенка не сформируется неправильное представление о чтении и словах, не будет побочных эффектов. Постепенно у ребенка сложится общая картина, самое главное - правильная, таким же образом как и все остальное представление о мире. При этом мы можем это делать ненавязчиво и в раннем возрасте, и, как только ребенок будет готов, он начнет читать. Здесь главное никуда не торопиться.
Я бы еще отметила, что важно не убить в ребенке познавательную деятельность, подсовывая ему различные занятия. Можно предложить и показать, но пусть интерес исходит от самого ребенка. В противном случае, он научится каждый раз ждать, когда ему снова что-то предложат, или требовать развлечения. Если подумать, все достаточно просто: чем чаще мы что-то делаем, тем лучше это откладывается у ребенка. Если мы все время что-то предлагаем, то ребенок начинает думать, что так устроен мир и соответствует этому.
Попытаюсь подвести итог. Развитие ребенка - это не только занятия по пособиям, это все-все, что оказывает на него влияние: окружение, среда, взаимоотношения. И в совокупности это оказывается важнее занятий. Но если с этим все в порядке, занятия, конечно, не будут лишними. Подход при этом гораздо важнее методики. Уважение ребенка и его выбора - основа подхода. Среда, отношения, занятия - пусть все будет ближе к реальному миру, в котором ребенку придется жить. Пусть он учится делать выбор, нести ответственность за него, познает свои эмоции и опирается на свои ощущения.