Образование, или Делайте выбор! Эксперимент № 3. Общеобразовательная школа. Гимназический класс.
ДетиЭто уже третья часть моего опуса. Первая лежит тут. Вторая лежит тут.
Итак, сын решил поступать в гимназический класс в другую школу специально ради углубленной математики. Пришел в первых числах июня на собеседование и написал тесты по русскому, математике и английскому на … тройки. Оказалось, что дети учатся по программе «XXI век», а он учился по «Школе России» (последние три четверти). И завуч (дай Бог ей здоровья) честно сказала: «Ты, мальчик, ничего не знаешь, а таких троечников мы не берем, у нас заведение приличное. Но ты на вид, не глупый, а, кроме того, по математике ты пытался решать то, чего не знаешь, и ход мысли у тебя был верным, что говорит о твоих способностях, поэтому, я готова тебя протестировать 30 августа и, если ты за лето подготовишься и сдашь три предмета хотя бы на четверки, я тебя зачислю в этот класс. До этого момента обещаю тебе никого туда не брать и оставить это место для тебя!» На этом торжественном моменте она отправила его в коридор думать, а мне дала список учебников, по которым нужно было подготовиться.
Ход эксперимента. Что значило в ее понимании подготовиться? Это значило математику изучить полностью годовой курс по Петерсон; английский - по Верещагиной.
Итак, точка А исходные данные знаний сына по моей оценке (а не по его липовым пятеркам):
математика - на 3,
русский - на 3,
английский - полный 0.
Конечная точка В, куда нужно было прийти:
математика - 4 (по АБСОЛЮТНО другой программе и, поверьте, они сильно отличаются!)
русский - на 4 (тут хоть программы одни и те же - нужно было только подтягивать)
английский - 4 (и тут самая засада, ибо чтоб вы понимали, ребенок не знал ни одного времени и не мог строить предложения, а по Верещагиной дети знали уже 4 времени и разговаривали).
Ну и чтение на закуску, ибо читал он плохо (об этом только я знала к счастью.)
Времени на все про все - 2,5 летних месяца, ибо 2 недели выпадали на летний отпуск.
Муж покрутил у виска и сказал, чтоб я оставила ребенка в покое. А сын..... «он сказал «Поехали!» и махнул рукой». Он уперся, что хочет поступить и будет готовиться.
Когда я купила учебники, а к ним рабочие тетради, а к ним еще тетради, а к ним еще и еще.... я упала духом и поняла, что это нереально.
Мы занимались по 4-5 часов каждый день, кроме воскресенья. Ровно 2,5 месяца. Иногда со слезами. Моими.
Что сказать?
Математика. Программа Петерсон по математике очень интересная и веселая, разноуровневые задания и элементы игры. Мне очень понравилась. Сыну тоже. Понятно, что пришлось за одно занятие проходить по нескольку тем, связанных друг с другом. Но это оказалось не сложно и не забывалось в итоге.
Английский. Верещагина. Мне не понравилось, как составлены учебники (мало объяснений, рассчитано явно на то, что кто-то будет объяснять), но все приложения по программе - тетради, контрольные, книга для чтения - все очень органичное и интересное - и задания и тексты. У ребенка явно есть склонность к языку, потому что освоить такой объем за такой период - нереально, если нет данных.
Русский. Просто писали диктанты повышенной сложности и разбирали каждую ошибку. Для исправления почерка взяли прописи для 1 класса.
Чтение. Читал то, что ему интересно, но только художественную литературу (ибо техническую и энциклопедии читает быстро и влет).
Итог.Он сдал математику на 5, а русский и английский на твердые 4, близкие к 5 (как выразились учителя). Думаете нереально? Думаете вундеркинд? Я в первой части вам описала, какой он вундеркинд...... На самом деле, у меня действительно есть секрет, который повысил работоспособность ребенка в разы на моих глазах, хотя изначально я, как уже говорила, сама не верила ни в эту затею вообще, ни в то, что мне что-то может помочь. Если вам нужна информация по секрету, то вам сюда, а я продолжу далее.
Итак, сын пошел учиться в вожделенный гимназический класс. Однако, история на этом не заканчивается. Для меня это все тот же эксперимент. И я продолжаю наблюдать.
День ребенка теперь выглядит следующим образом (сравните с тем, как он выглядел в обычном классе в части 2 моего опуса):
С утра и до 13,45 (иногда до 15,00) - школа
Обед - дома.
Домашнее задание - от часа до двух.
Спортивные секции.
На прогулки, игры (как компьютерные, так и обычное ЛЕГО), болтание по телефону и прочее вообще нет ни минуты. Жесткий тайминг всего, что он делает. Ибо если не успеет сделать уроки до тренировок - будет их делать утром часиков в 6.
Ребенок успевает хорошо, ибо он, в отличие от большинства детей, все лето занимался, а многие подзабыли даже таблицу умножения. По ходу года бывали и тройки по русскому или английскому, если не успел и не выучил что-то. Но в целом ребенок учится без троек в четвертях - на 4 и 5, как говорится. За оценками не гонится. Честно говорит, где что не доделал, сам договаривается с учителем о переносе задания, если не успел и прочее. Олимпиады (на УЧИ.ру) пишет не меньше, чем на 80 баллов.
И вот приходит середина марта. И сын ломает себе руку. И остается на месяц сидеть дома. А я беру обязательство с ним этот месяц заниматься. И что я вижу? Пробелы! Не абсолютный ноль, конечно, но существенные пробелы. По математике все хорошо (олимпиады - хороший показатель), а вот по русскому и английскому сын готов ХУЖЕ, чем был при поступлении в этот класс! Я обескуражена, честное слово. При такой нагрузке, что ребенок гуляет на улице только в выходные и большие праздники, и такой пшик в знаниях! Но при этом и другая проблема. Сын хочет больше математики, глубже, интереснее, и быстрее. Говорит, что одну тему могут объяснять и объяснять и два и три урока. При этом на сами тренировки и решения остается мало времени. В родительской группе в WatsApp я выясняю, что у разных детей давно репетиторы по разным предметам, а по английскому - У ВСЕХ (слава Богу разные люди, а то я бы заподозрила секту)! Вот и получилось, что несмотря на очень неплохую учебную программу, высокую нагрузку и стойкую мотивацию, результат очень далек от совершенства.
Но есть у нас с сыном еще одна задумка..... если она реализуется, это будет эксперимент № 4 и я обязательно напишу о нем. Через год.
P.S. Через год - в феврале 2019 я написала об эксперименте № 4 вот тут.