Вопросы - ответы по Вальдорфской педагогике. Часть 1.
Вопросы - ответы по Вальдорфской педагогикеЗдравствуйте, друзья! В этом посте отвечаю на первую часть вопросов, связанных с вальдорфской педагогикой и в частности с вальдорфской школой (я училась в одной из таких школ с 1го по 9ый класс).
1) как проходили занятия?
2) какие были предметы ,которых не было в общеобразовательных и как Вы считаете ,нужны они или нет?
3) как это учиться без оценок?
4) как поступили в общеобразовательную школу,экзамен сдавали?программа все-таки как-то параллельно идет с обычными школами)
5) как решались конфликты между детьми?часто в средних классах начинают появляться лидеры и аутсайдеры,есть ли это в вальдорфских школах?

1) как проходили занятия?
Структура уроков в вальдорфской школе действительно сильно отличается от общеобразовательной, особенно в младших классах. Опишу здесь кратко.
Первый урок длиться 1,5 часа и называется "Главный урок". Он начинается с приветствия с учителем, потом ритмическая часть, после которой начинается основная часть урока по теме эпохи (эпохи разные, у малышей это, например, эпоха изучения цифр, букв, чуть старше, по мимо эпохи математики и русского, это может быть и эпоха краеведения, и эпоха ремесел, изучения мер и весов, у старших классов - география, биология, физика и .тд). Заканчивает урок сказка (библейская история, легенда, миф для теч кто постарше). Причем на следующий день в начале этой части ученики сначала сказку пересказывают , а потом слушают новую (в классах постарше уже делают письменный пересказ).
Далее учебный день продолжают уже стандартные уроки - Музыка, Физкультура, рукоделие (для мальчиков и девочек совместно. В старших классах, также совместное "Ремесло", т.е. работа с деревом), Англ.яз, Нем.яз (оба языка с 1го класса), живопись. В старших классах есть все обязательные предметы предписанные нашей российской системой образования.
Вообще изучение предмета в рамках эпохи отличалось большой долей самооткрытий, изучения чего-то путем исследования, эксперимента, открытия. Например никогда не забуду шикарные эксперименты, которые нам проводила учитель физики - сначала эксперимент, потом мы описывали дома то, что видели, на след день обсуждали в классе и только после этого учитель подводила нас к формулировке закона. Или в конце эпохи ремесел, например, мы сами строили домик! Изучая меры и весы, что мы только ни делали, сами мастерили весы, взвешивали на уроке всё - шерсть, камни. дерево, самих себя, Сашу и Машу, ах, Саша тяжелее. а если взвесить Сашу и Костю?...
2) какие были предметы ,которых не было в общеобразовательных и как Вы считаете ,нужны они или нет?
Рукоделие для всех - однозначно да, развивает мелкую моторику, хотя и не все наши мальчики были от этих уроков в восторге =)
Ремесло для всех - началось у нас где-то в 5ом классе. Я любила только когда мы лепили из глины, но большую часть времени мы стругали из дерева, тут мне было сложно, ибо постоянно не хватало сил что-бы сделать что-то приличное при помощи всех этих резаков и колотушек (((
2 ин. языка с 1го класса - тут спорно, нем. яз я так и не выучила, а англ. яз выучила не благодаря школе, а благодаря отдельным занятиям. Вобщем, тут как во всех школах - повезет\не повезет с учителем.
Музыка была у нас вплоть до 9го класса, мы играли на флейтах - могу сказать, что именно в старших классах уже интерес к этому предмету увядал. некоторые реализовывали себя в школьном оркестре.
Живопись (по мокрому) - да, эти уроки учат чувствовать цвет, переходы, цвета в природе.
Эвритмия (была отдельным уроком в каких-то классах) - мне нравилось. опять таки, что-то из эвритмии мы делали и на ритмической части. Кажется, мальчикам, она нравилась в меньшей степени.
3) как это учиться без оценок?
Просто замечательно!
В младших классах их вообще не ставили. Давали только характеристику родителям в конце года.
Потом постепенно появлялись оценки словами "хорошо", "отлично", "удовлетворительно", ну и "неудовлетворительно" тоже вроде было. Причем учитель всегда писала эти слова без сокращений.
В старших классах был и журнал с цифирными оценками, потому что хошь не хошь, а в аттестат надо ставить цифры!
4) как поступили в общеобразовательную школу,экзамен сдавали?программа все-таки как-то параллельно идет с обычными школами)
Да, к старшим классах программа выходит на параллельную прямую с гос. нормами , даже учебники у нас были обычные.
В общеобразовательную школу я перешла в 10 класс. Да, сдала геометрию и экономику (экономики, как понимаете, в Вальдорфской школе не было). Мне пришлось сдавать эти 2 предмета только потому, что я переходила в лицей в профильный экономический класс, где они каждый год сдавали экзамены.
5) как решались конфликты между детьми?часто в средних классах начинают появляться лидеры и аутсайдеры,есть ли это в вальдорфских школах?
Да, как и везде были лидеры и аутсайдеры, детский коллектив куда ж деваться.
Воспитывалось чувство толерантности. Не помню, чтоб кто-то кого-то отчитывал с пеной у рта, нет такого не было. Обычно подбирались слова для обеих сторон, то есть не было абсолютно виноватых и абсолютно невиновных.