развитие речи в норме
откапала в своих лекциях,может кому пригодится...
0–2 мес. Крик громкий, чистый с коротким вздохом и удлиненным выдохом; преобладают гласноподобные звуки. У нездорового ребенка крик либо пронзительный, либо очень тихий в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний; либо крик отсутствует.
3-4 мес. Появляется гуление (гуканье) – гласоподобные звуки на улыбку и разговор взрослого с ребенком. Появляется смех, повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослыми. Интонациональный крик – боль, голод, дискомфорт. Крик у нездоровых детей остается однообразным; отсутствие смеха; однообразные, редкие и тихие звуки гуления
5-6 мес. Появление лепета, состоящего из 2-х фаз:
- I вида аутолалия ( повтор за собой) начинает произносить –бааа-, -маа-, -таа-, -лаа-, -гаа-. Первые слоги –ба или –ма. У глухих детей может начаться гуление, но т.к. он себя не слышит, лепет прекращается.
- II вида – эхоламия (повтор за взрослыми) по Н.Г. Швачкина это свидетельствует, что младенец различает некоторые звуки языка на слух.
6-7 мес. Эхолалия. Ту-ту би-би аф-аф кот, повторение слогов ма-ма, па-па. Лепет приобретает социализированный характер: ребенок лепечет при общении со взрослыми; привлекает к себе внимание, слушает речь других. Начинает развиваться начальное понимание обращенной речи.
От 10 мес. - до 1 года 2 мес. Первые слова, так как понятие « языковая норма» стало растянутым.
1 год. Первые слова «лепетные» Интенсивно формируется память – узнавание знакомой ситуации. Живо реагирует на новую обстановку. Общение с ребенком с помощью предметно-действенных средств. Ребенок активно манипулирует игрушками, яркими предметами. У нездоровых детей страх, протест на незнакомую обстановку, новых людей. Отсутствие лепета, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий, «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку».
1,6 года. Ребенок понимает простую инструкцию без жеста. Словарный запас 7-20 слов. В понимании слов больше. Слово понимает целиком на корню (сущ. Гл.)
1,7 года. 87 слов. Воспроизводит двухсложные слова; в трехсложных опускает 1 слог.
2 года. Хорошо понимает категорию числа, но не рода. Мальчик: «Я поспала, мама пришел». Объединение слов в простое предложение. Искаженные предлоги или их заменители. Словарный запас минимум 300 слов,. Показывает 5 частей тела; понимает двухэтапную инструкцию; предложения из двух слов, рост до 4-х слов; появление местоимений, прилагательных, числительных, нарицательных.
2,3-2,6. Адекватно использует местоимения «я, ты, мне» повторяет 2 цифры в правильной последовательности; имеет понятие «один». Наряду с ограматизмами в речи начинают проявляться попытки согласования по категории рода, числа, времени, лица. (автобус ушел,) предлоги: «в, на».
3 года. 1000 слов – в активном и пассивном словарном запасе. Хорошо общается и с помощью простой фразы, но и сложносочиненные предложения «Папа, ты иди на работу, а мы с мамой по тебе скучать будем.» Попытки ребенка образовывать новые формы слов успешны.
Я сижу – я сидю.
Я подпрыгнул – я попыгнул
Лисий- лиси и т.д.
Грамотно оформленная фразовая речь. Словарный запас 250 слов; предложения из трех слов; множественное число, существительное и глагол, называет свое имя, пол, возраст; понимает простые предлоги; выполняет простые задания: «положи под…, в»
3-4,6 года. Период характеризуется не только бурным развитием речи но и совершенствованием фонетической системы языка. Заканчивается формирование фонематического слуха; ребенок осознает что он правильно и неправильно (звуки) говорит и слышит правильную и неправильную речь. Начинает усваивать способы словообразования (цвет- цветик- цветок- цветочек- цветочница) Составляет рассказы по памяти, по представлению, пересказ; подбирает рифму.
4-4,5 года. Развитие сложных предложений; словотворчество «ежинята, водопадит». Усвоены предлоги, союзы, частицы.
5-6 лет. Относительно свободно пользуется структурой сложного предложения, не испытывая трудности в согласовании членов предложения, ориентируясь на значения корневых и аффиксальных ( приставка, суффикс, окончание) частей слова. Словотворчество, которое свидетельствует о высокой успешности в овладении словообразовательными операциями (носильник –носильщик, домушник – строитель, кричальница, хвастуха. В связи с освоением огромного количества знаний от окружающих активно формируется обобщающая форма речи. Формируется не только обобщающие понятия «мебель, игрушки, посуда» но и более тонкие дифференцировки « воздушный транспорт – наземный, чайная – столовая посуда». Ребенок к 6 годам умеет не только различать звуки но и находит звук в составе слова,. Анализирует последовательность звука в сочетании. «Ау!, делит слово на слоги и т.д. К 6 годам овладевает элементами грамотности.
6-10 лет. Задача перед ребенком учебный лексикон. Ведущий вид деятельности: учебно-игровой, поэтому учитель должен использовать игровые моменты, наглядность. Активное усвоение письменной речи (письма и чтения), усвоение азов лингвистических знаний; формируется умение вести учебный монолог, диалог, полилог.