говорим с малышом
Детская ПсихологияВ процессе своей эволюции речь ребенка проходит несколько этапов формирования, видоизменяясь. Сначала это гуканье, потом лепет, потом и первые слова. А со временем он начнет складывать свои слова в предложения. Как помочь малышу заговорить?
Даже когда Вы думаете, что ребенок не понимает Ваших слов – Вы глубоко заблуждаетесь. Малыши хорошо понимают нас и нашу речь. Даже находясь еще в животике у мамы. Пусть он не понимает поначалу значение слов, но ребенок хорошо улавливает интонацию, мимику, жесты. Чем больше Вы будете разговаривать со своим крохой, показывать и рассказывать ему обо всем, что его окружает, читать, тем быстрее он начнет понимать Ваши слова и заговорит.
Малыш возрастом несколько месяцев может внимательно изучать предмет, который показывает ему мама, а если мама еще и называет его, рассказывает о нем, то детка быстрее запомнит, что это лампочка, она может гореть, а это рамка с фотографией, на ней изображены папа и мама. Показывая ребенку что-то, Вы тем самым учите его сконцентрироваться на этом предмете, развивается его внимание, что пригодиться ему в дальнейшем.
Месяцам к четырем - пяти малыш может запомнить и узнавать несколько предметов, которые он постоянно видит, которые ему называет мама. Для начала можно ребенку постоянно показывать один, потом добавить еще и второй предмет или картинку. И спустя месяц можно уже просто попросить найти ту или другую картинку. Кроха взглядом отыщет то, о чем Вы его просите. Всегда нужно помнить, что активная речь малыша тесно связана с его пониманием речи окружающих людей. Постоянно необходимо расширять словарный запас ребенка, называть и часто повторять обозначения окружающих людей: по возрасту или полу (например, бабушка, девочка, дядя, брат, мальчик); предметы, которые окружают карапуза ежедневно как дома, так и на прогулке; предметы, которые когда-то малыш видел; растения, животных; действия людей и животных. Встречая уже знакомые предметы малыш будет интонацией показывать свои эмоции. Формируйте в процессе игры умения сортировать предметы по форме (кубики, мячики), каким-то особенностям (игрушки, книги). Развивайте мышление и память, называя и рассказывая о предметах, которых сейчас нет на виду, о действиях или событиях, которые прошли или же, наоборот, еще произойдут. Например: «Какая у Вани машинка?», «Куда ты вчера ходил?»
Старайтесь чаще задавать вопросы, «Где?», «Когда?», «Какой?», «Почему?». Они будут заставлять малыша отвечать, искать ответ, думать. Если у него не сразу это получается, или он чего-то не понял, не раздражайтесь, имейте терпение. Ведь для маленького человечка изучение родного языка так же тяжело, как нам иностранного.
Кроме этого необходимо формировать у малыша понимание действий, передаваемых при помощи наречий, голоса, интонации. Знакомить с предлогами на, над, под, за, наречиями там, здесь, выше, ниже и т.д.
Не забывайте малышу указывать на различные качества предметов, дав перед тем ему самому попробовать ручкой. Покажите ребенку что-то мягкое и что-то твердое, гладкое и шершавое, теплое и холодное. Это и своего рода игра, и тем самым он развивает свои ощущения, мышление, и словарный запас тоже. Не упускайте из виду и размеры предметов, цвет.
Очень важно учить малыша понимать речь взрослого, внимательно слушать обращенные к нему слова. Распознавать слова, просьбы, поручения. Крохе необходимо учиться выполнять указания, например: принеси, подай. Со временем усложнять так, что бы к двум годам ребенок без труда мог выполнять несложные поручения, состоящие из нескольких взаимосвязанных действий. Например: Подними куклу, поправь ей платье и посади ее на диван.
В процессе игры или общения с ребенком побуждайте его использовать слова, которые ему уже знакомы. Повторять за Вами не только слова, но и отдельные фразы, проговаривать их. Повторять слова за Вами в знакомых стихах и песенках. Выражать свои желания и просьбы при помощи слов, а не звуков, жестов, мимики (пить, дай, пойдем, хочу), называть свои действия (убирать, ходить, прыгать).
После полутора лет, ближе к двум годам поощряйте попытки ребенка заменять звукоподражательные слова общеупотребительными, например: мяу – кошка, гав-гав – собака, бибика – машина и т.д. Не забывайте следить за правильностью речи малыша, при ошибках поправляйте его, побуждайте грамматически правильно строить фразы и предложения. Всегда следите за своей речью, ведь ребенок будет повторять Ваши ошибки. Говорите четко и внятно.