Об отношениях в школе и школьных отношениях дома (продолжение)
Продолжаем и обсуждаем чтение. Меня ранее критиковали в комментариях за то, что я считают подготовку к школе надо начинать с раннего возраста, в частности, учить буквы. Конечно, каждый рассуждает по-своему,я согласна, что ранняя подготовка может отбить желание учиться, но это желание, как мы понимаем, не может длиться в течение всех 11 лет обучения, и если в первом и втором классах школьники с радостью идут в школу, то если мы обратимся к более старшим классам, да даже начиная с 3 или 4 класса, это желание пропадает. И мы начинаем говорить, что школа - это необходимость, что учиться надо ему, ребенку, а не нам, что он должен все делать самостоятельно без нашей помощи и так далее. Покажите мне пятиклассника, кто хочет учиться, думаю, что не найдете.
Смысл ранних занятий в том, что помимо получения знаний, ребенок приобретает и навык учиться. Тем более, что если с 2 лет мы будем рассказывать о буквах, буквы тесно связаны со словами, слова тесно связаны с образами, воображение тесно связано с пересказом и так далее. В 5 лет ребенок знает все буквы и начинает читать по слогам. Прекрасно. А в школе ему остается освоить сам процесс чтения и отработать его технику, не делать ошибки и соблюдать интонацию. И получается, что помимо навыка учиться, быть дисциплинированным во время занятий (в 2 года занятия по 10-15 минут, в 6 лет, конечно, не меньше 30 минут), идет более качественное развитие ребенка (мышления, воображения и т.д.)
И еще такой момент, если ребенок плохо читает, то задачи по математике он читает лениво и решает их с ошибками. Обычно, чтобы понять смысл задачи, необходимо (для ребенка) прочитать ее два раза:первый раз понять смысл и увидеть образ задачки, второй, чтобы составить схему или написать краткую запись. Тут тоже чтение влияет на выполнение. А вспомним о математических диктантах, которые начинаются со 2 класса. Почти для всех учеников математический диктант сложный момент учебы. Кто читает по слогам, тот практически вообще не слышит математический диктант.
Последнее. В классе никто не хочет ждать, когда ты прочтешь слово, а если прочел неправильно, дети начинают хихихать, передразнивать, учитель раздражается, ребенок начинает спешить и недочитывает слова, додумывает, и если он читает вслух, то вокруг смеются, ребенок тушуется еще больше, если читает не вслух, например задачку, смысл вообще теряется, в классе же надо все быстро и четко делать.
Конечно, лучше всего учат профессионалы, школьные учителя, но и родители тоже могут помочь и начать учить буквы, затем слоги, затем слова. Столько пособий сейчас разных для чтения.
Во время обучения чтению важно не упустить три момента, чтобы не было задержки в чтении: необходимо, чтобы ребенок понимал все слова, которые он читает; не заменял одни буквы другими при чтении; и когда читает по слогам, ребенок должен следить за ударением.
Лет в 6, перед школой, хорошо читать такие маленькие книжки, где всего-то слов 50-70 (это сказки, из-во "Книжный Дом"), и именно их я рекомендую читать ребенку, там все слова разделены по слогам. Важно, чтобы ребенок , взяв эти тонюсенькую книжечку, дочитал ее до конца за одно занятие с Вами. Это уже в возрасте 6 лет, перед школой. Когда ребенок дочитывает до конца, он такой гордый потом, всем рассказывает о своем поступке.