Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Сашенька — 10 лет 9 месяцев
Дашенька — 4 года 7 месяцев
Москва Россия

Очень хочется почитать такую книжку

22 февраля 2011, 23:43
imageРазговор с родителями
Издательство: Класс, 2007 г.
 
Небеса окружают нас в нашем младенчестве,
     Тени тюремных стен начинают смыкаться
     Над взрослеющим мальчиком...
 
В эпиграфе – грустный отрывок из «Оды к намекам бессмертия» поэта Вордсворта, повествующий всего лишь о взрослении. Ребенок растет, взрослеет – и его родители все чаще заходят в тупик. Как объяснить ему, что такое «хорошо» и «плохо», где граница между правильным поведением и неадекватным. Как проявляется ревность, начинающаяся с малого: не поделился своим ведерком, не позволил прикоснуться к своей маме. Не разрешил родить себе братика… Теме ревности уделяется особое внимание, она многогранна и многолика: младшие ревнуют к старшим, старшие – к родителям, и так далее. Книга построена на диалогах: на сеансе групповой психотерапии матери делятся с психоаналитиком своими проблемами и горестями. Врач не советует, что им делать, он как бы расширяет им сознание, вставляя свои реплики и краткие комментарии.
Еще один интересный вопрос: как ребенок попирает свободу мамы, и что с этим делать. И какие именно «попирания» кажутся детным мамам особенно возмутительными. Что делать, если своего пространства в доме уже нет, и моменты тишины воспринимаются наивысшим благом. На фоне усталости у матерей копятся неврозы, к ним надо быть готовыми: ведь в промежутках между неврозами нужно растить ребенка по всем канонам правильного воспитания, замешанного на взаимопонимании и любви… В книге мало конкретики, она строится на рассуждениях и воздеваниях рук к небу, ее сложно читать при отсутствии свободного времени, но она все равно хороша. Винникот - гений. Гениям всегда сложно выразить словами то, что живет у них в голове.
По мере того, как каждый младенец начинает накапливать свой собственный, обширнейший и неповторимый опыт продолжающегося бытия, и понимать, что существует Я, которое может быть независимым от матери, на передний план начинают выступать страхи. Они примитивны по своей природе и основываются на ожидании жестоких воздаяний. Младенец приходит в возбуждение, возникают агрессивные или разрушительные импульсы или представления, которые проявляются как крик или желание кусать, и тут же ему кажется, что мир вокруг полон кусающих ртов, зубов, когтей и прочих угроз. Таким образом, мир младенца был бы ужасающим местом, если бы не общая охранительная позиция матери, покрывающая эти сильнейшие страхи, сопровождающие ранние переживания. Мать (я не забываю и об отце), являясь человеческим существом, изменяет качество страхов маленького ребенка. Младенец постепенно признает ее человеческим существом. Поэтому вместо мира магических возмездий он приобретает мать, которая понимает и реагирует на его импульсы. Но матери можно причинить боль или она может рассердиться. Если представить дело таким образом, вы немедленно увидите, какое огромное значение для младенца имеет то, что силы возмездия очеловечиваются. Прежде всего, мать понимает разницу между действительным уничтожением и намерением уничтожить. Она говорит “Ой!”, когда ее кусают. Но ее вовсе не смущает то, что младенец хочет ее съесть. На самом деле она чувствует, что это комплимент, это единственный доступный ему способ выразить свою восторженную любовь. И, конечно, ее не так-то легко съесть. Она говорит “Ой!”, но это значит только, что ей немного больно. Ребенок может поранить грудь, особенно если зубы некстати появились слишком рано. Но мать переживет это, и факт ее выживания дает младенцу возможность для восстановления уверенности. Более того, вы же даете детям что-нибудь твердое и очень прочное, не правда ли, вроде погремушки или пластмассового кольца? Потому что вы понимаете, какое это для него облегчение, когда можно от души что-нибудь искусать.
В результате для младенца открывается возможность развития фантазии рядом с реальным импульсивным действием, и этот важный шаг совершается благодаря последовательному поведению матери и ее общей надежности. К тому же эта надежность окружения обеспечивает условия, делающие возможным следующий шаг в развитии. Следующая стадия определяется тем вкладом, который может внести младенец в счастье своих родителей. Мать оказывается в нужный момент рядом, чтобы принять импульсивный жест, ей предназначенный и означающий для нее очень многое, потому что это - часть младенца, а не просто реакция. Бывает рефлекторная улыбка, которая мало или вообще ничего не значит, но время от времени появляется и улыбка, являющаяся выражением любви, и любви именно к матери, в данный момент. Позже ребенок будет плескать на нее водой в ванной, тянуть за волосы, кусать мочки ее ушей, обнимать и тому подобное. Или же младенец испражняется неким особым образом, подразумевающим, что испражнения имеют смысл подарка. И определенную ценность. Такие мелочи, если они спонтанны, чрезвычайно воодушевляют мать. И в связи с этим для младенца становится возможным сделать новый шаг в развитии и интеграции, по-новому и более полно принять ответственность за скверные и разрушительные поступки, совершаемые в моменты возбуждения - так сказать, в моменты следования инстинктам.
Комментировать
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует