Скорость и чистота чтения
Взято из ИГ
Когда ребенок уже читает, но делает это либо неохотно, либо допускает много технических ошибок, либо не смотря на сильные старания чтение дается ему трудно, необходимо прибегать к методам повышения качества техники чтения, которую называют еще скорочтением.
Скорочтение для детей это не только повышение скорости чтения, это, в первую очередь, повышение уровня развития внимания, так как чтение зависит от концентрации и уровня организации внимания ребенка, это тренировка периферического зрения, устранение проблемы возвращения к прочитанному, работа над артикуляцией ребенка, чтобы звуки читались без "проглатывания" и ребенок не менял их местами при чтении, а также, что для меня очень важно, это повышение интереса к чтению, чтобы читать ХОТЕЛОСЬ. Повышение скорости является логичным результатом проделанной работы.
Курс занятий скорочтения для детей проводят педагоги, но есть упражнения, с помощью которых можно улучшить качество чтения дома, придерживаясь систематичности и постоянства:
Скороговорки. Выбирайте только понятные и интересные скороговорки, чтобы ребенку хотелось ими овладеть. "На дворе трава, на траве дрова" хоть и всплывает у большинства взрослых в памяти первой, но это не лучший вариант скороговорки для детей. Вначале учите слова, а потом постепенно повышаете скорость.
Чтение слогов, как скороговорки или я говорю "поем песню". Вырезаете из бумаги домики, цветочки, рыбки, сердечки (что кому нравится) и пишите на них: ДАДОДУДИДЕ, на следующем ПАПОПУПИПЕ, САСОСУСИСЕ, ТАТОТУТИТЕ и т.д. Без пробелов, четкими печатными буквами (лучше всего напечатать на компьютере). По очереди даете ребенку и сначала ребенок читает медленно слоги: ДА ДО ДУ ДИ ДЕ, а второй раз нужно постараться как можно быстрее - ДАДОДУДИДЕ, не потеряв ни единого звука! Если получается смазано, нужно повторить. Когда получается легко, усложняйте слоги: ПРАПРОПРУПРИПРЕ, СКАСКОСКУСКИСКЕ, МНАМНОМНУМНИМНЕ (добавляется совпадение двух согласных), и дальше СТРАСТРОСТРУСТРИСТРЕ, СКРАСКРОСКРУСКРИСКРЕ (совпадение трех согласных).
Искать глазами слова. Тоже может быть масса вариантов данного задания.
- ребенок читает слова на отдельно разрезанных листиках, а потом вы выкладываете все прочитанные слова на стол (20-30-40) и просите ребенка найти то или иное слово)
- среди множества написанных слов посчитать количество каждого, не перечитывая все, а читать только заданное, а остальные просматривать глазами и считать количество
- среди массы букв на листе находить слова, например, в строчке написано "с т у т р у к а х к у ю о с а ц ш ч я" и там есть два слова, которые ребенку нужно самостоятельно увидеть и подчеркнуть. Но просить не читать все подряд, а стараться определить глазами.
Тренировать периферическое зрение (боковое зрение). Это важно для того, чтобы при чтении ребенок видел не только то слово, которое читает, а захватывал зрением следующее слово. На фото один из вариантов тренировки - елочка.
Смотреть нужно на точку и стараться прочитать слово. Не требуйте железно ровного взгляда, это задание непростое для дошкольников и младших школьников, да и взрослый, если взять слова побольше или задание с предложением, что будет не так легко, как хотелось бы. Выполнять подобные задания можно со словами, просто с буквами, а также с цифрами, когда по центру точка, а по бокам цифры, которые нужно назвать. Задание должно быть примерно на расстоянии вытянуто руки ребенка.
Чтение пар похожих слов без остановки: сад-лад, рак-бак, сито-жито и т.д. Должно быть 15-20 пар слов, читать нужно без остановки на "спросить слово, которое я не знаю". Все вопросы после выполнения задания.
Чтение столбиков слов на время. Например, я рисую три высоких дома, в которых пишу примерно 20 слов в каждом и даю задание определить "дом-чемпион". Ребенок читает сверху вниз слова в доме, а Вы засекаете с секундомером время, за которое он прочтет и записываете рядом с домом. Потом следующий дом также. Нужно стараться, конечно, каждый следующий дом прочитать быстрее предыдущего. Слова нужно писать соответственно уровню чтения ребенка, можно, например, в одном доме с мягким знаком, если у ребенка сложности с прочтением таких слов ил с твердым знаком (апострофом) и т.д.
Также не забывайте регулярно проверять количество читаемых ребенком слов в минуту, чтобы видеть улучшения своих стараний. Для объективной проверки техники чтения нужно взять пять разных текстов (чтобы был разный шрифт, разная сложность текста). Ребенок читает каждый текст по минуте (засекаете с секундомером), записываете количество прочитанных слов в каждом тексте, потом суммируете все показатели и делите на пять - это актуальное число слов в минуту, которое читает ребенок на данный момент. Зачем пять текстов - Вы заметите, что разные тексты ребенок прочитает с разным количеством слов, так как это зависит от сложности используемых слов, предложений в тексте, шрифта. Также используйте из этих пяти текстов один стих, они чаще всего читаются быстрее. Разнообразие дает возможность определить объективный уровень чтения ребенка на конкретном этапе.
Задания можно выполнять и все сразу, тогда у вас получится прям целый курс скорочтения на дому! Но можно и по одному-два в день, но систематично, до появления видимых улучшений процесса.