Пришла сегодня за Степой в сад и обнаружила его в группе сидящим на «наказательном» стульчике. В другом углу сидел еще один наказанный – мальчик Даня, хороший Степин приятель. Воспитательница объяснила, что оба наказаны за драку. Вот тебе раз!
Оказалось: не поделили самосвал. Степа хотел отправить самосвал на стройку, а Даня – погрузить в него человечков и отвезти на рынок. Возникло перетягивание самосвала, победил Даня, который для закрепления успеха треснул противника (то есть Степу) самосвалом по макушке. Степа не остался в долгу: взяв в обе руки расыпавшихся человечков, он запустил их в Даню. Вероятно, дошло бы и до рукопашной, но тут подоспела воспитательница и бой был прерван.
Степа – один из немногих в группе, кто после сада отправляется домой или гулять. Большинство родителей водят своих детей еще и на разнообразные кружки. До трех лет мы с сыном посещали центр раннего развития, но когда он пошел в сад, мне показалось, что занятий в садике ему пока вполне достаточно. Сейчас я изменила мнение: ребенок полностью адаптировался к режиму и нагрузкам, и со следующего года «потянет» что-то еще, помимо сада. Что именно? Ни к пению, ни к рисованию, ни к танцам особого рвения у Степы я не заметила. Зато он довольно ловок, любит бегать и лазать, обожает подвижные игры. Поэтому думаю, что в качестве дополнения к садику должен быть спорт.
Даже самые любящие родители наказывают своих детей. И я не исключение. По натуре я человек неконфликтный и стараюсь избегать всяческих ссор и выяснений отношений. Мне кажется, что обо всем можно договориться, и это гораздо продуктивнее, чем скандал. Когда Степа только родился, я была уверена, что сумею в воспитании обойтись вообще без наказаний: построю свои отношения с сыном так, что в них просто не будет надобности. Но время, естественно, все расставило по местам. Психологи утверждают, что ставить определенные рамки совершенно необходимо для психики ребенка: так он чувствует заботу о себе, прочность мира. Если нет рамок и запретов – мир рушится, и вседозволенность приносит малышу больше вреда, чем пользы. Но если родители на любой шаг или действие ребенка кричат ему «нельзя!» - это, на мой взгляд, тоже неправильно.
По данным статистики, различными формами аллергии страдает каждый четвертый житель земли. Будучи еще беременной, я начиталась «страшилок» про детский диатез и очень внимательно относилась к питанию сына, не желая для него подобных проблем. Кормила полтора года грудью. Цитрусовые, орехи и мед были последними в списке продуктов, которые попробовал Степа (впервые я ему начала их давать после трех лет, и очень понемногу). И все равно полностью избежать диатеза не удалось: под конец зимы у сына на внешней стороне кистей рук появлялись красноватые пятна и чесались. Врач прописывал мазь. К апрелю все проходило без следа, а в конце следующей зимы – снова…
В субботу к нам в гости приезжали мои родители, Степины бабушка с дедушкой. И надо же такому случиться: они вошли в квартиру в тот момент, когда сын был занят игрой на моем компьютере. Разумеется, я не скрываю Степиных занятий от родственников, но воочию ребенка за компьютером они увидели впервые. И им это зрелище, признаться, не понравилось. «Они еще слишком мал, чтобы смотреть в монитор, это вредно для его здоровья» - сокрушалась бабушка. «Нечего подпускать его к технике, он тебе ее сломает», - вторил практичный дедушка. Дискуссия продолжилась за обедом, и в результате стороны так и не пришли к согласию. Мы разошлись мирно, но каждый остался при своем: старшее поколение уверено, что компьютер (и телевизор, кстати) для ребенка - вред, молодое (это мы с мужем, Степа участия в диспуте не принимал) – что технический прогресс не остановить, и в разумных дозах все это сыну нужно и полезно.
С утра Степа шел в сад – аж подпрыгивал от нетерпения: сегодня в группу должны вернуться сразу двое его друзей, перенесших ОРВИ. Начиная с конца февраля деток в саду становилось все меньше и меньше, вирусы просто «косили ряды». Сейчас, похоже, пик заболеваемости позади, жизнь налаживается, а я до сих пор не могу поверить в то, что в этом году нам удалось противостоять простуде и не заболеть. Везение? Думаю, не в нем дело. Наученная горьким опытом прошлых лет, я предпринимала меры для того, чтобы укрепить иммунитет моего ребенка. Во-первых, накануне сезонного всплеска ОРВИ он стал принимать «Витамишки». А во-вторых, дало результат закаливание. Нет, Степа не бегает по снегу босиком и не обливается ледяной водой. Мне ближе более мягкие способы, которые, как выяснилось, тем не менее значительно повышают сопротивляемость организма к воздействиям внешней среды. Когда-то я прочла у доктора Комаровского про «естественный образ жизни», и с тех пор стараюсь следовать этим нехитрым правилам.
Кто же мог подумать, что милый и прекрасный мой любимый мультфильм «Ежик в тумане» способен породить детские страхи? В один из прошедших выходных я поставила Степе этот мультик. Ребенок смотрел его как завороженный и сильно взрогнул, когда из тумана (помните?) неожиданно возникла и ухнула сова. Я видела, как он вздрогнул, но решила – от неожиданности, ничего страшного. Степа сказал, что мультфильм понравился, но больше включать его не просил, что вообще-то странно: обычно сын «засматривает» любимые мультфильмы «до дыр».
Многие знают о том, что к весне овощи и фрукты летнего урожая теряют почти все полезные свойства и витамины. Пару лет назад я решила поинтересоваться, в каких же растительных продуктах витамины сохраняются и в марте, и в апреле. Их оказалось не слишком много, но тем не менее с приходом весны я изменяю семейный режим питания с поправкой на получившийся список, а чтобы быть уверенной в том, что ребенку хватает витаминов, «подстраховываюсь», давая ему «Витамишки».
На прошлой неделе, еще до праздников, воспитательница пожаловалась на то, что Степа плохо концентрируется на занятиях. Соображает, мол, хорошо, а вот внимание удерживать не умеет. И получает поэтому замечания: сам крутится, отвлекает других, и потом отвечает на вопрос невпопад. Она посоветовала потренировать память у ребенка. Я напряглась и записалась на консультацию к логопеду (у нас очень хороший специалист в саду, востребованый, и для обстоятельного разговора приходится к ней записываться заранее).
Мы со Степой сегодня ходили на плановый прием к стоматологу. По дороге в поликлинику сын слегка нервничал и спрашивал, не сделает ли доктор ему больно. Я бодро отвечала, что волноваться абсолютно не о чем, а сама холодела при мысли о том, что я буду делать, если у ребенка обнаружится кариес. Как можно сверлить зуб такому крохе? Я где-то читала, что на вопрос «В каком возрасте надо начинать чистить ребенку зубы?» стоматологи отвечают: «Когда появится первый зуб».
Каким бы прекрасным ни был день, он имеет обыкновение заканчиваться. И наступает пора идти спать. Покажите мне ребенка, который добровольно и безропотно отправляется в постель! Мы со Степой в свое время прошли этот путь препинаний и даже скандалов: «Я не хочу!», «Ну мама, еще пол часика!». Казалось бы – не хочет ребенок спать, ну и не надо его укладывать. На самом деле все сложнее. Детская психика чрезвычайно подвижна, и если ребенок тяжело засыпает по вечерам, это не значит, что он не устал. Возможно, он перевозбудился и не может заснуть. Вероятно, надо больше времени в течение дня проводить на свежем воздухе. Может, стоит подавать ему витамины группы В, которые незаменимы для нормального функционирования нервной системы (витамины этой группы есть в «Витамишках», которые мы принимаем).
Ну, вот он и настал, наш долгожданный праздник в детском саду. К великой радости в этот раз на праздник мы попали, никакая простуда не помешала, спасибо «Витамишкам». Степа поднялся ни свет-ни заря, в половине седьмого, пришлось ему кашу варить: не голодать же ему два часа до садовского завтрака. В актовом зале гостей было, наверное, втрое больше, чем детей: мамы, папы, бабушки. Когда, наконец, все расселись и под музыку вошли детишки из Степиной группы, сын поначалу беспокойно оглядывался, искал меня глазами. Я помахала ему рукой, но и остальные мамы-папы-бабушки махали руками своим детям, поэтому не помогло. Но потом он все же меня заметил и успокоился. А я, мне кажется, волновалась больше, чем Степа, когда он вышел – такой серьезный – перед зрителями и стал читать стих. Все прошло благополучно, и меня «отпустило». А зря!