Эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллектНаконец-то я нашла время, чтобы поделиться с вами ценной информацией.
Сейчас я смотрю курс от Виктории Шиманской по развитию эмоционального интеллекта, пробую с сыном на практике техники и мне нравится. Я осознала ценность этой информации, поэтому рассказываю и вам.🙂
Я многое делала с сыном просто интуитивно, но вот сыну уже 8 лет и я поняла, что у нас все-таки есть пробелы в эмоциональном развитии (при чем не только у сына, но и у меня, и у мужа). Тут нужно, конечно же, учитывать хронологию и будет правильным написать: т.к у меня и мужу в развитии эмоционального интеллекта пробел, то и у сына тоже. Ведь невозможно дать человеку того, что у тебя нет, невозможно научить тому, чего сам не умеешь делать. Поэтому будем учиться вместе.
«Главный навык 21 века - это навык БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ»
Виктория Шиманская Психолог, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта. Преподаватель МИП, МГИМО, РАНХи. ГС, EQ MBA MТПП, БШ СКОЛКОВО. Автор первой запатентованной российской методики развития эмоционального интеллекта детей» . Автор серии «Академия Монсиков» .
Что такое эмоциональный интеллект?
Развитие эмоционального интеллекта и обучение знаниям - это параллельный процесс? Или к получению знаний ребенка необходимо подготовить?
Виктория Шиманская: Сначала очень важно развитие эмоций, движения, речи. Если эта база создана полноценно, тогда уже развитие навыков письма, чтения, математики и прочих «наук» происходит нормально. Но нередко бывает так, что не до конца развита база эмоций, движения, речи у ребенка, а начинается уже русский, английский, китайский… А ребенок оказывается просто не готов к восприятию учебной нагрузки. И в итоге «благие» намерения родителей, стремящихся как можно раньше вовлечь своих детей в серьезный процесс обучения, оборачиваются серьезными проблемами в виде детских энурезов, неврозов, нарушений сна и т.п. Родители должны четко осознавать - все обучение ребенка должно быть с учетом факторов развития его эмоционального интеллекта.
А как вы относитесь к утверждению «после трех уже поздно», на которое очень часто ссылаются родители, стремящиеся как можно раньше вовлечь своих детей в серьезный образовательный процесс?
Виктория Шиманская: Здесь я полностью поддерживают позицию доктора наук Марьяны Михайловны Безруких - конечно же, «после трех» не поздно. Более того, определенные зоны неокортекса развиваются и после двадцати лет, такие вещи, как умение действовать в неопределенности, сопоставление факторов прогнозирования. Это одно из объяснений того, почему люди впоследствии жалеют о выборе вуза, почему распадаются ранние браки и т.п. «После трех уже поздно» - это, конечно, очень красивый заголовок. Действительно, ребенок рождается с большим количеством нейронных связей, больше, чем у взрослого человека, и это позволяет ему приспосабливаться независимо от внешних условий. Дальше уже остаются те связи, которые используются. Но если это идет через напряжение, а не через удовольствие, происходят морфологические изменения в мозге. Существуют исследования, которые показывают, что чрезмерное «увлечение» ранним развитием в некоторых случаях вызывало у детей обратную реакцию - задержку в дальнейшем развитии.
В нашем теле действительно все связано - применяете ли вы какие-то способы соединить одно с другим, привести в гармонию тело и мысли?
Виктория Шиманская: Да, мы советуем педагогам очень простые приемы, в них нет никакой магии, но они очень эффективные. Не секрет, что дети на первом уроке (особенно зимой, когда темно и хочется спать), и дети после урока физкультуры - это два разных класса. Мы советуем педагогам перед первым уроком, когда дети вялые, делать небольшую разминку - буквально пять движений руками вверх, пять махов. Это обеспечивает прилив дофамина, дети становятся бодрее, настраиваются на дальнейшие процессы. А если нужно успокоиться, то наоборот, помогут наклоны, поиски чего-то на полу: мы клеим цветочки на пол, считаем лепестки или что-то в таком духе. Таким образом мы концентрируем энергию и направляем ее в обучение.
А что делать, если эмоциями управлять не получается, и негатив, напряжение мешает получению знаний?
Виктория Шиманская: Вообще мы советуем педагогам убирать из лексикона словосочетание «негативные эмоции». Все эмоции нам нужны, они все позитивные, и даже злость нужна. Другое дело - неправильное, неэффективное проявление эмоций. Если ребенок из-за злости бьет других детей, это, конечно, нехорошо. Но интересно, что по сути все люди изначально исходят из позитивных намерений. Намерение всегда позитивно. Оно позитивно или по отношению к себе, или по отношению к другим людям. Например, мама кричит на ребенка, который не может два часа выполнить домашнее задание. Ее намерение позитивно: она хочет добра ребенку, хочет ему лучшего, но проявляет это намерение в негативной форме. Почему это происходит? Она что, злая? Отнюдь нет. Намерение мамы: «Солнышко, я хочу тебя развить, хочу, чтобы у тебя все получалось». Но дальше есть очень много барьеров. Например, мама сама была отличницей, ответственно подходила к занятиям, у нее в голове ее ребенок уже в МГУ поступил, а в реальности он еще палочки не может нарисовать. И мама, вот с этим хорошим намерением, все равно начинает кричать. Действие абсолютно негативное, и значение, которое придает этому ребенок: «Мама, ты меня не любишь, ты не хочешь, чтобы у меня получалось». По сути 90% трагедий коммуникации лежит вот в этой цепочке. Как только ты понимаешь свое намерение, ты можешь найти правильный способ его выразить. Этому пониманию надо уделить не более 30 минут, но они могут спасти много нервов.
Так что же мама должна сделать?
Виктория Шиманская: Во-первых, мама должна сама понять свое намерение, осознать, что оно позитивно. Тогда она хотя бы перестает себя винить, а вина - это как раз очень опасное чувство, человек его не выносит, это одна из самых раздражающих эмоций. Надо не позволять формироваться чувству вины и не формировать его у других, потому что оно обязательно трансформируется в злость и раздражение. Итак, мама должна понять, что она не просто недовольна и раздражена, а что ее цель на самом деле - развить ребенка, это уже легче. Иногда мама в такой ситуации, успокоившись, понимает, что у ребенка, например, дизлексия. Да, у него никогда не будет пятерки по русскому.
Но, дорогие мамы, ваша цель, чтобы он сейчас имел эту пятерку по русскому, или чтобы в 20 лет это была уверенная, спокойная, развивающаяся личность? Мы не воспитываем детей для того, чтобы они были удобны нам, удобны обществу здесь и сейчас. Наша цель - чтобы они в свои 18, 20 и далее стали самостоятельными, саморазвивающимися. Вот это понимание цели помогает многим мамам принять своих детей с их особенностями.
Если маме совсем никак не перестроиться, то в конце концов договориться с папой, чтобы он делал уроки с ребенком, найти репетитора, договориться с учителем или целенаправленно заняться собой, своим спокойствием. Например, есть хороший шаблон: «я чувствую - потому что - я хотел бы». Эта формула помогает не переходить на крик, а спокойно объяснить свои эмоции и их причину. На самом деле, как только мама начинает осознавать свою задачу, она может спокойно рассуждать: «вот у него есть провал по русскому, я могу с ним учить литературу, проверять математику, но вот с русским полная беда, значит, по русскому или репетитор нужен, или что-то еще». Ребенок не вредничает, просто нужно выработать план развития в отношении к урокам, поменять технику их выполнения.
А вообще родители должны это делать? Или все же уроки и образование вообще надо оставить школе, а родители - для любви и отдыха?
Виктория Шиманская: Можно вообще отпустить эту ситуацию, есть и такой принцип, сказать «ну, двойка и двойка, это твоя ответственность», и во многих ситуациях это может быть один из подходов, абсолютно нормальный. Каждый решает для себя, главное, что родитель точно не должен срываться на ребенка, если уж он делает с ребенком домашнее задание. Иначе родитель невольно сформирует определенный механизм восприятия: ребенок не может заставить себя воспринимать информацию, пока на него не наорут. Вот не формировать такие цепочки, не вводить ребенка в состояние стресса - это родитель точно должен уметь. Институт физиологии, кстати, говорит, что один из самых главных стрессов для ребенка - это выполнение задания в течение ограниченного времени, а вся система образования построена на выполнении задания за ограниченное время. Мы можем это переделать? Не можем, так хотя бы надо подать по-другому, превратить в историю.
Как договориться с ребенком, установить какие-то правила, по которым можно взаимодействовать, чтобы и все уроки были сделаны, и никто не перешел на крик? Виктория Шиманская: Есть хорошая практика, это выделение трех зон: красная, желтая, зеленая. Их можно выделять как в своем поведении, так и регулировать ими взаимоотношения и процессы. Это разрешает огромное количество вопросов.
Красная зона - это зона ограничений, с которыми мы ничего не можем поделать. Их не должно быть много, но они есть. Например, мы четко знаем, что нельзя перебегать дорогу, и мы не делаем этого. Мы знаем, что солнце встает на востоке, и исключения нет. Стоит установить правила: надо уйти в 8:30 - договоритесь об этом с ребенком и уходите. Не надо растягивать прощание и слезы на полчаса или уходить «по-английски», с каким-то обманом. Итак, установите четкие правила и следуйте им вместе с ребенком: например, гаджеты только в определенное время, на два-три часа в неделю - или как вы договоритесь, но все должны знать, что эти правила неизбежны.
Желтая зона- это когда есть какие-то условия, задающие некоторые рамки, но внутри этих рамок есть свобода. Здесь совершенно другая позиция, другое взаимодействие, здесь родителю надо быть учителем. Например, вы говорите ребенку, что сейчас время читать. Но книжку он уже пускай выбирает сам, это его свобода. Пусть у него будет полка, до которой он может спокойно дотянуться, где будет несколько книг, и он сможет взять то, что хочет. Еще есть и зеленая зона, которая зачастую исключается из жизни, и это неправильно. И в итоге родители получают провокационные действия, когда ребенок, например, берет и рисует маркером на стене специально.
Еще есть и зеленая зона, которая зачастую исключается из жизни, и это неправильно. И в итоге родители получают провокационные действия, когда ребенок, например, берет и рисует маркером на стене специально. Обязательно должна быть зеленая зона, где нет никаких ограничений в принципе: должна быть возможность делать все что хочется, без каких-либо границ! Должен быть час ничегонеделания и у маленького ребенка, и у подростка. Он может час лежать на кровати, час разрисовывать рулоны бумаги или старых обоев, делать все, что угодно, и вы должны ему эту свободу выбора и действия дать. Родителям очень сложно не вмешиваться, не делать замечания. В зеленой зоне ты наблюдатель, ты просто смотришь на своего ребенка и кайфуешь от созерцания - можно увидеть столько талантов!
А мы не многого хотим от детей? Раннее развитие, навыки будущего, проекты, работа в команде… Не перегружаем ли мы своих детей, как вы думаете?
Виктория Шиманская: Да, конечно, у нас есть подобные перекосы - «драмкружок, кружок по фото»... А в итоге нередко страдает детское здоровье, даже на уровне морфологических изменений мозга. Задача родителей и педагогов в том, чтобы найти определенный талант, помочь его выявить...
То есть нам самим для начала надо развить эмоциональный интеллект?
Виктория Шиманская: Да, в первую очередь. Развитие счастливых детей происходит у педагогов и родителей, которые сами обладают развитым эмоциональным интеллектом. Ресурсов для ребенка очень много, для него даже шишка может стать целым миром для познания, надо просто наполнить смыслом тот материал, который есть. Должно быть естественное развитие ребенка, чтобы он сам научился игре, чтобы он сам умел себя действительно занять и раскрыть. Это огромный пласт, который в настоящее время неверно сконструирован во многих садиках, где расписание составлено так, что детям некогда даже просто поиграть...
Источник
2. Теперь видео на данную тему.
В некоторых из них автор повторяет информацию, но стоит посмотреть все.
Как заинтересовать ребенка учебой?
Эмоциональный интеллект (рассказывает Виктория Шиманская)
Видео.
Практики развития Эмоционального интеллекта и Навыков 21 века
Сначала я просмотрела все видео Виктории, которые есть в открытом доступе. Сейчас прохожу ее курс "Эмоции и дети. Как вырастить ребенка успешным и счастливым", делаю практики и уже вижу результат.
Скоро я покажу какую литературу я читаю об эмоциональном интеллекте ЭИ, какие книги читаю сыну для развития эмоционального интеллекта.
Нужно ли писать о практиках?
Напишите, хочется ли вам посмотреть на те практики, которые я делаю сама, что делаем с сыном и что планируем делать? Будет ли вам это интересно?