Рассуждения о подготовке занятий для ребенка
Тематические неделиНЕ секрет, что мировоззрение на воспитание и развитие ребенка у мамы меняется постоянно, но именно к 3 годам ребенка его мама начинает понимать, что в реальности нужно было, а что делалось по инерции, так сказать под воздействием магии ББ )).
У меня был период, когда я, стараясь не потерять время и развивать ребенка по всем канонам Масару Ибука, Шичида, Монтессори, Вальдорфской систем, а также Домана (в котором очень разочаровалась спустя год и не потому что что-то не получилось, а потому что увидела что система работает не так, как мне бы хотелось, именно поэтому мы убрали в 2 года ЧТЕНИЕ С ПЕЛЕНОК, БУКВАРЬ С ПЕЛЕНОК, МАТЕМАТИКУ С ПЕЛЕНОК и пр.) я просто забыла о себе и днями-ночами что-то выискивала, подготавливала и пр. Нет. конечно, много-много из того было очень даже не зря. Но это выводило из равновесия.
Только отойдя по ряду причин от мира ББ на 4-6 мес. я поняла, как на него подсела в свое время, и как зависимы многие мамы (известен факт, что многие начинают для наращивания популярности готовить занятия, гоняться за красивыми фотками-отчетами, и это понятно - сидя дома хочется продолжать оставаться успешной и популярной - это в крови у многих). Хорошо или плохо это - каждая мама решает сама. В тот момент мне было хорошо, сейчас понимаю, что не очень.
На настоящий момент, имея в своем арсенале богатый опыт по подготовке тематических недель, которые подготовлены так, чтобы не пичкать ребенка энциклопедическим знаниями, а давать практическую информацию, играть и учить только тому, что нужно ребенку; Монтессори-занятий, которые очень здорово развили у ребенка не только руки, но и речь (известно, что в головном мозге зоны речи и развития рук очень близки), были оценены на высоком уровне (было даже предложено участвовать в одном совместном проекте мам (но я отказалась из-за многих причин: диссертация, отпуск, один проект + домашние дела и кое-что еще) и пр.; я могу сказать, что именно в рамках тематических недель я смогла объединить и дать то, что нужно ребенку. Правда, это не значит, что мы погружаемся в тему и ничего другого вокруг не замечаем, не учим. Напротив, изучая одну тему, параллельно мы «образовывались» и в других. Именно поэтому лексикон ребенка сейчас богатый, он очень рассудительный, у ребенка есть усидчивость, хорошая память и пр.
Повторение
В общем, надо иметь ввиду, что готовя занятия ребенку, они должны быть разнообразны и постоянно содержать в себе элементы повторения ранее изученного материала, иначе грошь - цена всем этим занятиям. Ребенок до 3-4 лет нуждается в постоянном повторении, так как память у него устроена в этот период развития по-другому нежели чем у взрослых. Можно чередовать недельки ТН и повторения, можно проводить микс-недельки, тематические дни, занятия, но повторение должно быть! И надо учитывать, что при повторении подача материала в зависимости от возраста ребенка меняется: усложняется, дополняется новыми фактами, новыми уровнями заданий. Иначе ребенку будет неинтересно.
Индивидуальность
Нужно учитывать, что и все дети индивидуальны: что подходит одному, в какой-то момент не подходит совершенно другому (просто до этого или мозг не созрел или мама еще не успела дать). Поэтому при поиске и подготовке занятий нужно эту особенность учитывать. И всегда дополнять теми материалами, которые будут интересны и понятны конкретному ребенку. Я очень часто разочаровываюсь при поиске материалов, что они вовсе отсутствуют на просторах Инета. Но это связано с тем, что во-первых российский Интернет пока не так развит в плане материалов для малышей для раннего развития (это не относится к платным материалам известных фирм-производителей, об этом позже), в англоязычном и французоязычном мире с этим проще, а во-вторых, опять же адаптируемость многих материалов для малышей далека от идеала (то картинки страшные, то не актуальны во времени, то просто не ответствуют канонам образования), в-третьих, материалы нужны именно для развития уже тех знаний, которые в малыша заложены. Поэтому приходится создавать и/или адаптировать все под конкретного ребенка.
Экономия
Теперь почему мамы не спят ночами и делают-делают-делают задания для детей. Во-многом это связано, именно с тем, что мамы хотят, чтобы видели, что они не сидят без дела (и чтобы их хвалили, как я уже писала выше). Но есть и еще один фактор. Стоимость занятий. Те, кто проводят ТН (особенно они!) меня поддержат, думаю, так как знают, что стоимость проведения каждой недельки раннего развития недешева по сравнению с общим развитием (по возрасту). Приходится покупать книги, развивающие пособия + еще много чего. И вот из желания сэкономить многие пособия создаются мамами самостоятельно. Да, приходится копить картон, журналы, какие-то безделушки, которые в обычное время пошли бы в мусор сразу же. Покупать клей и/или клеевые пистолеты. У меня вообще была мысль купить лобзик по дереву, насмотревшись игрушек и пособий на Amazon. Кто-то скажет, да ну, все это не качественно, на разок, а времени - уйма потрачена. НЕ скажу. Можно сделать так всякие домики/кораблики/сарайчики, что они будут использоваться из игры в игру. К примеру мы используем в игре склеенные мной из коробок сарайчики для фермы и раскрашенные очень даже недурно уже больше 1.5 лет. Да, они потрепались, но все еще хороши. А ребенок не воспринимает их старыми. Как не воспринимает старыми или разовыми те вещи, которые создаются для конкретной игры. Главное- для ребенка многие эти вещи новы, они меняются и это здорово. Что-то, конечно, может быть из созданного для ребенка и не интересным (то есть поиграл и сразу бросил), но это тоже опыт - для него и для мамы. Ведь мама узнает, что до чего-то он не дорос, значит, отложить можно, а что-то уже перерос и это здорово!
Я не покупаю материалы для тематических занятий, создаю их сама (да, по времени затратно, иногда и по стоимости - ведь краска для принтера недешева). Я покупаю книги и игры только если они с хорошими отзывами (теперь книги без отзывов - табу). НА моем опыте, правда, есть и книги, которые и гроша ломанного не стоят, хотя в Интернет-магазах они стоят по 300-500 руб. Их немного, но есть. От них стараюсь избавиться, передариваю-отдаю. Много книг берем в библиотеке.
Перерывы в занятиях (или феномен накопления заданий)
Очень часто мамы покупают материалы и складируют, оставляя конкретно для проведения тематической недели или занятия. И руки до них доходят порой спустя 3-6 мес., когда ребенку это может быть не интересно. Такое бывало и у меня вначале. Потом я поняла, что так делать не надо. Именно в моменты, когда Вы делаете перерывы в занятиях (на 2-4 недели и больше) и нужно пользоваться этими материалами. Они есть! Используйте! Но нет, почему-то внутри нас сидит жадный червячок и говорит, что я поинтересней придумаю-додумаю и потом похвастаюсь, как я провела с ними занятия (особенно это касается тех, кто еще и коммерческую жилку имеет, не секрет, что ББ стал наполнением рекламы "купи эти пособия", "репетитор с собственными пособиями" и пр.). В итоге ребенок может слоняться без дел, мама не знает, чем его занять. А ответ лежит на ладони.
Часть Шичида - насилие над мозгом
Как бы сторонники Шичида не призывали показывать флеш-карточки (одну из основных частей занятий), эту часть Шичида-занятий мы отвергли. Опять же причины: во-первых, флеш-карточки на компе показывать - вредно для глаз ребенка, а распечатывать их - очень дорого. Кроме того, ежедневный показ большого количества карточек - это насилие над мозгом ребенка. Некоторые скажут, что постоянная тренировка карточками - это как разгадывание кроссвордов, чем больше, тем быстрее запоминается и лучше. Но я оказалась не готова проявлять такие неестественности с моим ребенком. Остальную часть Шичида я принимаю и используем в занятиях.
Невозможность всестороннего развития в констант-времени
Возможно многие видели в Инете видео 4х летнего мальчика, который умеет говорить на нескольких языках, занимается несколькими видами спорта, читает, считает, занимается музыкой и пр. Конечно, первоначально возникает глубокое уважение к родителям и ребенку и у некоторых даже зависть. Бесспорно, они молодцы! Но это случай, когда у людей есть деньги и люди, которых можно привлекать для развития ребенка. Если взять среднестатистическую маму ББ, то вероятность того, что с ребенком занимается кто-то еще кроме мамы, папы (и если проживают бабушки-дедушки) мала.
Допустим, мама выбирает всестороннее развитие в полном понимании этого слова. То есть она должна готовить материалы, покупать пособия по всем этим направлениям с учетом возраста ребенка и приобретаемых знаний. Хорошо, пусть так. Но на сколько маму хватит в таком режиме? Будут ли продолжаться занятия в таком же темпе, когда мама выйдет на работу (например, с 3 лет)? И готовы ли родители поддерживать такой темп на протяжении всего периода роста и взросления своего ребенка (а в будущем подростка)? Надо иметь ввиду, что ослабление нагрузки над мозгом, привыкшего работать в постоянном режиме, приведут к необратимым последствиям: разочарование в жизни - это всего лишь начало этого пути. Конечно, это не относится ко всем, но у нас с мужем в жизни есть несколько примеров успешных во многих направлениях детей, которые к о времени поступления в Универ очень "сдувались", или после Универа не смогли найти свой путь, потому что "слишком много знали" (именно поэтому не смогли устроиться в жизни). Это не значит, что есть вред в раннем развитии, просто все должно быть разумно дозировано.
Поэтому надо выбрать (это мое мнение) несколько направлений, в которых сильны Вы и которые интересны Вашему ребенку (или те, которые Вы хотите развить,но уже сторонними людьми, кружками, клубами развития) и двигаться в этих направлениях. Утрирую: лучше выучить хорошо один иностранный язык, чем учить несколько, но поверхностно. Лучше заниматься обучением чтению, чем музыке (если Вы в музыке слабы и не намереваетесь в дальнейшем отдавать ребенка в музыкальную школу). Хотя опять же все дозировано. Это не значит, что музыкой не надо заниматься, просто музыкальная нагрузка в этом случае складывается из прослушивания песен, классики, можно записать ребенка в саду на хореографию и т.д.
Это мое мнение, с чьим-то оно может не совпадать. Но к таким умозаключениям я пришла на сегодняшний день.