Основные положения методики Глена Домана По Г. Доману, главное — это физическое развитие ребенка. Чем раньше он начнет двигаться, тем быстрее будет расти и развиваться его мозг. Родителям нужно предоставить ребенку возможность двигаться с первых минут жизни. Чем раньше он начнет ползать, тем раньше научится читать.
Установлено, что учеба максимально эффективна в период роста мозга. Наиболее интенсивно мозг растет первые три года. После трех лет рост существенно замедляется, а после шести прекращается. Поэтому, по Доману, обучать ребенка читать, считать нужно с рождения.
Для успеха обучения, по Доману, очень важна скорость, потому что у маленьких детей очень сильна мгновенная память. Ребенку показывается карточка с написанным на ней словом (сразу словом, а не буквой!):
МАМА, ВОДА, МОЛОКО
На карточках размером 10 * 50 см пишутся слова (высота букв 7,5 см, толщина 1,5 см). Буквы должны быть большими, четкими. Взрослый называет это слово. Ребенок смотрит на карточку несколько секунд (до десяти), и она быстро убирается. Чем короче интервал визуального восприятия, тем быстрее происходит ее опознание. За одно занятие, которое длится 1 минуту, показывается 5 карточек-слов. Таких занятий в течение одного дня может быть от трех (когда показывается один и тот же набор из пяти слов) до девяти (когда используется три набора по пять слов).
Повторение информации должно сочетаться с изъятием уже запомненной информации и заменой новой. В каждом наборе слов необходимо ежедневно заменять одну карточку на новую.
Карточки нельзя давать детям в руки ни во время, ни до, ни после занятий для того, чтобы сохранялся эффект новизны.
Занятия необходимо прекращать раньше, чем ребенок сам захочет их прекратить, чтобы сохранять интерес.
Нельзя проверять ребенка, выражая этим недоверие ему. Тестирование выявляет, чего ребенок не знает, но лучше дать возможность показать, что он знает, и лишь в том случае, если он сам этого захочет.
Дополняет обучение чтению система усвоения энциклопедических знаний, для которых готовятся карточки размером 28 х 28 см, на них приклеиваются изображения животных, растений, портреты исторических деятелей, архитектурные сооружения, которые подписываются. Карточки систематизируются по темам и предъявляются детям по 10 карточек трижды в день быстрым темпом в течение 10 дней.
Недостатки методики Глена Домана
Эта система изначально была предназначена для обучения английскому языку, в котором написание и произношение различаются (известно шутливое выражение «Написано "Ливерпуль", а читается "Манчестер"»), поэтому для английских детей важно фотографическое запоминание написания слова. Именно поэтому Доман не вводит обучение буквам, а сразу целым словам. Кстати, в школьном обучении чтению в англоязычных странах и сейчас используется метод обучения «целыми словами». Но именно для англоязычных стран характерна вторичная неграмотность, когда взрослый человек, у которого отсутствует практика чтения, попросту забывает, как нужно читать то или иное слово.
В русском и украинском языке существительные склоняются по падежам (медведь, медведя, медведю и т. д.), а глаголы изменяются по лицам, родам, числам и временам. Поэтому дети, обученные по методу Домана, сталкиваются со значительными трудностями при чтении предложений на родном языке.
Метод Домана требует от матери больших временных затрат, что многим бывает достаточно тяжело. Нужно много времени тратить на создание и демонстрацию карточек, хотя можно приобрести их в книжных магазинах, но стоимость их немаленькая.
В методике используется пассивное механическое заучивание, поэтому пользоваться методом нужно крайне осторожно и дозировано, не использовать как основной метод обучения чтению для детей старше 1,5 лет.
Метод использует только зрительный анализатор, развивается зрительная память, но не развивается мышление.