О ранней интеллектуализации (так называемом, "раннем развитии") (с)
(с) О детях, воспитании, материнствеПрежде всего давайте разберемся, что мы будем понимать под фразой «ранняя интеллектуализация» (то, что обманчиво называют ранним развитием многие авторские методики).
Итак, ранняя интеллектуализация – это интенсивное развитие интеллектуальных способностей ребенка в раннем возрасте, включающее в себя обучение символьным системам (буквы, цифры, ноты) до 3 лет, а также накопление не по возрасту больших объемов теоретической информации.

Авторы и последователи различных методик ранней интеллектуализации считают, что в связи с изменившимся темпом жизни, именно столь ранее начало интеллектуального обучения является своевременным и полезным, т.к. именно до 3 лет ресурсы детского мозга так велики, что позволяют накопить огромное количество самых разнообразных знаний, а в 7 лет рост мозга уже закончен.
Что предлагают использовать методики ранней интеллектуализации? Сюда относятся специально созданная «развивающая среда», различные «развивающие» игрушки и пособия, обучающие книги, кубики с буквами или складами, карточки с изображением различных предметов и понятий и т.п.
Уверена, мне не придется взывать к Вашим эмоциям, предлагая «оставить детям детство» для игр и беготни с друзьями. Вместо этого я просто приведу список весьма вероятных побочных эффектов ранней интеллектуализации, и вывод о целесообразности ее использования Вы сможете сделать сами.
1. Преждевременная интеллектуальная тренировка ведет к перенапряжению структур мозга, - утверждает крупнейший детский психиатр Галина Вячеславовна Козловская. - Это чрезмерная нагрузка на левое полушарие, височные области и лоб. В результате, лишая ребенка возможности проходить нормальные этапы развития, его на всю жизнь делают ущербным. Психика его расшатывается, и впоследствии он будет плохо развиваться". В результате логическое мышление, которое столь старательно пытались развивать, не достигнет даже среднестатистического уровня.
2. Ребенок, прошедший раннюю интеллектуализацию, страдает от отсутствия интереса к играм, что представляет собой серьезный пробел в его развитии. Отдаленным последствием этого является потребительская позиция, которая может приводить к формированию зависимого поведения в т.ч. компьютерной, наркотической зависимостям (исследования зависимого поведения проводились в Германии, Швеции, Финляндии).
3. Ранняя интеллектуализация приводит к формированию шизоидного типа личности. Вот что говорит об этом практический психолог Ирина Александровна Карпенко: «В юных интеллектуалах с малолетства подогревается эгоизм. А эмоциональное недоразвитие ведет к аутизации, отстранению от окружающего мира. Ребенок не понимает людей, не чувствует их и не интересуется ими. Из-за аутизации он часто ведет себя неадекватно, что еще больше затрудняет его контакты. Начинается отставание в психологическом плане. Такие дети, с одной стороны, интеллектуально более развиты, а с другой - гораздо инфантильнее сверстников, и этот разрыв мешает гармоническому развитию личности».
4. Ранее обучение идет во вред природной любознательности ребенка, ведь предлагая ему в готовом виде знания с опережением, родители могут загубить любознательность и пытливость на корню.
5. Ранняя интеллектуализация способствует возникновению детских страхов.
6. Побочные эффекты в виде тиков, неврозов, навязчивых движений, заикания, нарушения речи, депрессивного состояния, могут возникнуть не сразу, а спустя годы после интенсивной детской интеллектуализации, однако детские психологи утверждают, что в этом именно ее вина.
7. До 6 лет у детей лучше развито правое полушарие головного мозга. Именно оно отвечает за наглядно наглядно-образное мышление, которое включает в себя развитие эмоциональной сферы, способности к творчеству. Ранняя интеллектуализация же напортив, способствует несвоевременному развитию левого полушария, которое отвечает за словесно-логическое, абстрактное мышление. В результате работа правого полушария притормаживается, нарушая естественный и правильный ход развития личности.
8. По мнению офтальмологов, преждевременное обучение чтению опасно для глаз. Окулисты не советуют учить детей читать ранее 5–6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы, отвечающей за зрение. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.
9. Еще одним подводным камнем раннего обучения может быть десоциализация, ведь из-за уклона в сторону интеллектуальных занятий затормаживается развитие эмоциональной сферы ребенка, вследствие чего его могут ожидать проблемы из-за плохо развитой культуры общения.
10. Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов, что провоцирует множество заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.
11. Профессор, психоневролог-психотерапевт Вилен Гарбузов: «Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют образы, подавляют образное мышление…»
12. Снижаются творческие способности и способность к инициативности, то есть присутствует умение четко работать по инструкции, но возникают проблемы при малейшем задании, связанном с творческими навыками.
13. Гомеопаты утверждают, что при раннем обучении происходит сикотизация организма, это значит, что требования от ребенка результатов в интеллектуальном развитии формируют у него ряд блоков, отрицательно влияющих на здоровье в целом.
14. Создатель вальдорфской педагогики д-р Рудольф Штайнер на основе своих духовных исследований человека предупреждает, что ранняя интеллектуализация ребенка может помешать всестороннему развитию мозга - мышление человека потом станет продвигаться только по определенным рельсам без гибкости и возможности разнообразия, напоминая запрограммированный компьютер.
15. Дети, подвергшиеся ранней интеллектуализации, имеют завышенный уровень требований к себе и к окружающим, неадекватную реакцию на собственные ошибки, низкий уровень самостоятельности ребенка.
16. А.А. Силаев, О.Л. Попова, Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л.Ю. Кузнецова (кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава) отмечают, что «в связи с началом раннего обучения и его интенсификацией <…> отклонения отмечаются и в режиме дня дошкольников, формируя функциональные и другие нарушения в состоянии здоровья». Из социального страха дети занимаются сверх своих возможностей, и спустя некоторое время происходит истощение физических и интеллектуальных сил, снижается работоспособности, ребенок начинает болеть.
17. Ранняя интеллектуализация провоцирует нарушения в произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка.
18. В методиках ранней интеллектуализации происходит подмена игры обучением. Да, занятия в игровой форме, которые порой так нравятся детям – это та же самая ранняя интеллектуализация. Всякое обучение, использующее в своем арсенале символы (буквы, цифры) до 3 лет противопоказано, а далее должно происходить с большой осторожностью.
19. Работы нейропсихолога Сиротюк А.Л. содержат убедительные данные о СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у детей, обучавшихся по системам с использованием карточек.
20. Процесс обучения для ребенка важнее, чем результат, а ранняя интеллектуализация представляет собой пассивное накопление ребенком информации, не позволяя ему пройти все этапы обучения, такие как формирование интереса, поиск и обработка информации, установка причинно-следственных связей, формулировка вывода.
21. Последствиями раннего обучения могут стать такие психологические синдромы, как вербализм, интеллектуализм и сужение сферы деятельности а также синдром хронической неуспешности (описаны А.Л. Венгером).
Вот .
Сложно говорить о четких сроках, когда обучение перестает быть ранним и становится своевременным, ведь разные специалисты называют разные границы возраста. Поэтому решающее слово, безусловно остается за родителями.
И главным нашим принципом должен быть «Не навреди».
Итак, ранняя интеллектуализация – это интенсивное развитие интеллектуальных способностей ребенка в раннем возрасте, включающее в себя обучение символьным системам (буквы, цифры, ноты) до 3 лет, а также накопление не по возрасту больших объемов теоретической информации.

Авторы и последователи различных методик ранней интеллектуализации считают, что в связи с изменившимся темпом жизни, именно столь ранее начало интеллектуального обучения является своевременным и полезным, т.к. именно до 3 лет ресурсы детского мозга так велики, что позволяют накопить огромное количество самых разнообразных знаний, а в 7 лет рост мозга уже закончен.
Что предлагают использовать методики ранней интеллектуализации? Сюда относятся специально созданная «развивающая среда», различные «развивающие» игрушки и пособия, обучающие книги, кубики с буквами или складами, карточки с изображением различных предметов и понятий и т.п.
Уверена, мне не придется взывать к Вашим эмоциям, предлагая «оставить детям детство» для игр и беготни с друзьями. Вместо этого я просто приведу список весьма вероятных побочных эффектов ранней интеллектуализации, и вывод о целесообразности ее использования Вы сможете сделать сами.
1. Преждевременная интеллектуальная тренировка ведет к перенапряжению структур мозга, - утверждает крупнейший детский психиатр Галина Вячеславовна Козловская. - Это чрезмерная нагрузка на левое полушарие, височные области и лоб. В результате, лишая ребенка возможности проходить нормальные этапы развития, его на всю жизнь делают ущербным. Психика его расшатывается, и впоследствии он будет плохо развиваться". В результате логическое мышление, которое столь старательно пытались развивать, не достигнет даже среднестатистического уровня.
2. Ребенок, прошедший раннюю интеллектуализацию, страдает от отсутствия интереса к играм, что представляет собой серьезный пробел в его развитии. Отдаленным последствием этого является потребительская позиция, которая может приводить к формированию зависимого поведения в т.ч. компьютерной, наркотической зависимостям (исследования зависимого поведения проводились в Германии, Швеции, Финляндии).
3. Ранняя интеллектуализация приводит к формированию шизоидного типа личности. Вот что говорит об этом практический психолог Ирина Александровна Карпенко: «В юных интеллектуалах с малолетства подогревается эгоизм. А эмоциональное недоразвитие ведет к аутизации, отстранению от окружающего мира. Ребенок не понимает людей, не чувствует их и не интересуется ими. Из-за аутизации он часто ведет себя неадекватно, что еще больше затрудняет его контакты. Начинается отставание в психологическом плане. Такие дети, с одной стороны, интеллектуально более развиты, а с другой - гораздо инфантильнее сверстников, и этот разрыв мешает гармоническому развитию личности».
4. Ранее обучение идет во вред природной любознательности ребенка, ведь предлагая ему в готовом виде знания с опережением, родители могут загубить любознательность и пытливость на корню.
5. Ранняя интеллектуализация способствует возникновению детских страхов.
6. Побочные эффекты в виде тиков, неврозов, навязчивых движений, заикания, нарушения речи, депрессивного состояния, могут возникнуть не сразу, а спустя годы после интенсивной детской интеллектуализации, однако детские психологи утверждают, что в этом именно ее вина.
7. До 6 лет у детей лучше развито правое полушарие головного мозга. Именно оно отвечает за наглядно наглядно-образное мышление, которое включает в себя развитие эмоциональной сферы, способности к творчеству. Ранняя интеллектуализация же напортив, способствует несвоевременному развитию левого полушария, которое отвечает за словесно-логическое, абстрактное мышление. В результате работа правого полушария притормаживается, нарушая естественный и правильный ход развития личности.
8. По мнению офтальмологов, преждевременное обучение чтению опасно для глаз. Окулисты не советуют учить детей читать ранее 5–6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы, отвечающей за зрение. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.
9. Еще одним подводным камнем раннего обучения может быть десоциализация, ведь из-за уклона в сторону интеллектуальных занятий затормаживается развитие эмоциональной сферы ребенка, вследствие чего его могут ожидать проблемы из-за плохо развитой культуры общения.
10. Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов, что провоцирует множество заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.
11. Профессор, психоневролог-психотерапевт Вилен Гарбузов: «Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют образы, подавляют образное мышление…»
12. Снижаются творческие способности и способность к инициативности, то есть присутствует умение четко работать по инструкции, но возникают проблемы при малейшем задании, связанном с творческими навыками.
13. Гомеопаты утверждают, что при раннем обучении происходит сикотизация организма, это значит, что требования от ребенка результатов в интеллектуальном развитии формируют у него ряд блоков, отрицательно влияющих на здоровье в целом.
14. Создатель вальдорфской педагогики д-р Рудольф Штайнер на основе своих духовных исследований человека предупреждает, что ранняя интеллектуализация ребенка может помешать всестороннему развитию мозга - мышление человека потом станет продвигаться только по определенным рельсам без гибкости и возможности разнообразия, напоминая запрограммированный компьютер.
15. Дети, подвергшиеся ранней интеллектуализации, имеют завышенный уровень требований к себе и к окружающим, неадекватную реакцию на собственные ошибки, низкий уровень самостоятельности ребенка.
16. А.А. Силаев, О.Л. Попова, Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л.Ю. Кузнецова (кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава) отмечают, что «в связи с началом раннего обучения и его интенсификацией <…> отклонения отмечаются и в режиме дня дошкольников, формируя функциональные и другие нарушения в состоянии здоровья». Из социального страха дети занимаются сверх своих возможностей, и спустя некоторое время происходит истощение физических и интеллектуальных сил, снижается работоспособности, ребенок начинает болеть.
17. Ранняя интеллектуализация провоцирует нарушения в произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка.
18. В методиках ранней интеллектуализации происходит подмена игры обучением. Да, занятия в игровой форме, которые порой так нравятся детям – это та же самая ранняя интеллектуализация. Всякое обучение, использующее в своем арсенале символы (буквы, цифры) до 3 лет противопоказано, а далее должно происходить с большой осторожностью.
19. Работы нейропсихолога Сиротюк А.Л. содержат убедительные данные о СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у детей, обучавшихся по системам с использованием карточек.
20. Процесс обучения для ребенка важнее, чем результат, а ранняя интеллектуализация представляет собой пассивное накопление ребенком информации, не позволяя ему пройти все этапы обучения, такие как формирование интереса, поиск и обработка информации, установка причинно-следственных связей, формулировка вывода.
21. Последствиями раннего обучения могут стать такие психологические синдромы, как вербализм, интеллектуализм и сужение сферы деятельности а также синдром хронической неуспешности (описаны А.Л. Венгером).
Вот .
Сложно говорить о четких сроках, когда обучение перестает быть ранним и становится своевременным, ведь разные специалисты называют разные границы возраста. Поэтому решающее слово, безусловно остается за родителями.
И главным нашим принципом должен быть «Не навреди».
Ирина
как то слишком узко понимается термин ранней интеллектуализации... Умение чиать и писать никогда не было признаком уж такого большого ума - ну кроме там века 16-17 среди крепостных .. Хотя переехала на кипр - тут блага цивилизации настигли остров в 1960... старшее поколение еле еле чего умеет. Что не мешает ему говорит на 3х языках... нет методик до школы - кроме тех которые хают. Вальдорфа никто не ругает - потому что это вообще настолько оторвано от реальности что даже дочитать нет сил. В чистом виде Домана мало кто применяет - обычно показ карточек с рождения использую наборы из Умницы, потом идут Заниматика или тематические недельки Даниловой - потому что на самом деле - это либо у тебя больной ребенок и ты соблюдаешь методику полностью - а например методика Домана предполагает и специальные физ упражнения - паттеринги - которые полезны всем детям так как с помощью механических упражнений стимулируют развитие некоторых зон мозга ( что подтвердили исследования по миелинезации мозга), а не только ДЦП -и специальную диеты - безказеиновую и без глютеновую - что тоже полезно всем детям, так как не нагружает пищеварительную систему самыми тяжелыми белками. Либо родители по своему усмотрению выбирают из методики то что по их мнению важно - а потом клянут всю методику.
И вот теперь вопрос - как отвечать на вопрос ребенка - а почему углы внутри не такие как снаружи? - это первое что спросил у меня сын. в 3,5 г.
Вулкан - это же простая гора, откуда в ней берется огненный фонтан? почему одна гора не фонтанирует - а другая да?
15.11.2012
Ответить
Анюта
Мне каж, что вообще не стоит следовать каким либо методикам минимум лет до 3х. И потом, я считаю, что многое зависит от уже заложенного интеллекта, способности к обучению, а также считаю, что у ребенка должно быть детство, не загруженное по самое нихочу разными обучениями с младенчества. Все должно быть в меру. И, главное, в игровой форме и по желанию ребенка.
15.11.2012
Ответить
Ирина
Я слишком часто вижу что неследование каким либо методикам превращается в ожидание детсада - или вот когда подрастет тогда уж... и ребенок просто мается пока мама его выгуливает положенные 2 часа утром и вечером, следя только за тем чтоб не дрался, кусался, отбирал игрушки и убегал с детской площадки.. А дома - иди поиграй, мультики и я ужин щас сделаю. обед приготовлю. папа с работы придет и вот тогда .... Уж лучше пусть мать будет занята вождением в приличный центр развития - чем так...
15.11.2012
Ответить
Анюта
Ну, вот у меня именно так все и происходит. Дождалась сада, а сама не лезла к ней ни с чем. Вы Млодик читали?
15.11.2012
Ответить
Анюта
Ирина Млодик. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему
Это хорошая книга, но вчера я немного не о ней хотела сказать. Не того автора вспомнила. Я имела в виду Ж.Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым.
Основная мысль книги, как я думаю, такая:
"Она (мать) никогда не вступает первая в общение с ребенком и участвует в этом общении только пассивно. Это ребенок находит ее и показывает ей своим поведением, чего он хочет. Она с готовностью сполна исполняет его желания, но и только. Во всех случаях ребенок играет активную, а мать — пассивную роль: он приходит к ней спать, когда устал, и есть, когда проголодался. Изучение огромного мира перемежается со встречами с матерью. Эти встречи придают ему силы, и, когда он отлучается, уверенность в постоянном присутствии матери еще больше ободряет его.
Ребенок не требует и не получает полного внимания матери, ибо его не обременяет груз нереализованных бессознательных желаний, и положение вещей в настоящем его полностью устраивает. В природе все устроено экономно, и ребенок не требует больше, чем ему нужно на самом деле."
Конечно, идеала не существует. И в этой книги многое слишком идеализировано или прувеличено. Но во всем и везде надо знать меру. Но с таким принципом я вполне согласна.
16.11.2012
Ответить
Ирина
Спасибо за книгу не попадалась! Ледлофф сильного впечатления не произвел - я многие моменты не поняла... Включая процитированный, потому что до лет 3х мать как раз и играет активную роль - а ребенок большей частью пассивную. И потокание всем желаниям вызывает в ребенке только одно - он пуп земли, а все его верные вассалы... Я за то чтоб ребенок с очень раннего детства вел активную семейную жизнь и считался с желаниями других ее членов - и если он в 5 утра хочет играть - то бан ему до 8 утра
16.11.2012
Ответить
Ирина
Я не хочу вас обидет или сказать что это плохо и я понимаю почему вы такую выбрали формуляровку для поста... Но вот объективно - потому что я рано себя помню и старший ребенок мне не сахар "попался" - а моя мама говорила - если б ты была как твой сын - я б не делала аборты а еще бы родила 2х - в мамских беседах на тему как трудно иметь детей. И вот термин сам - интеллектуализация - а в чем она выражается? это ловушка для родителей просто. Вы скоро начнете читать своей малышке или уже читаете Денискины рассказы - прочитайте их все - у мальчика такой кругозор - ни где не услышала в ранних методиках об этом! - что я могу только дышать в пупок этому мальчику и нервно листать энцклопедию...
Я не хотела вас обидеть - я описала то что происходит на нашей детской площадке. Так дети никаких навыков не приобретают. По той простой причине что они заняты только одним - привлечь внимание мамы, которая трындит. а чтоб ребенок играл и развивал свои основные навыки - мамы должны их направлять и руководить игрой.И делать это "как положено" - садится и играть и тогда дети играют и развиваются - в испечь пирог, в прятки, в чай-чай-выручай.. Почему раньше всего этого не надо было делать и дети само регулировались во дворах? потому что раньше - даже в моем детстве - было много детей в возрасте 7-9 лет во дворе, которые направляли малышню... а уж еще раньше и в деревнях - это было повсеместно и семьи были многодетные где все дети учились друг у друга.
к чему все это? механизм раннего развития по строенный по методикам Домана и монтессори - это конечно не в какие ворота. Но нет методики, которая бы развивала детей естсественно...
15.11.2012
Ответить
Ирина
Понимаете - это вот все плохо - цифры, буквы и т.д. но попробуй найди чтото алтернативное... я из семьи простых советских инженеров, родилась в городе в квартире улучшеной планировки - дали папе за успехи в работе. И вот я младенца увидела первый раз когда я его же и родила. у меня нет опыта никакого и все что я вижу - это только вот так или вы вообще ничему не следуйте и как вам сердце подскажет. А мне сердце подсказывает что я не умею. не знаю и мне страшно - и я хочу на работу. Я разобралась коненчо со всем этим. а моя сестра нет - и в 9 мес у моей племянницы няня - потому что фиг знает что с ребенком делать можно - пусть проффи им занимается...
15.11.2012
Ответить
Кинская
если честно стало лень читать комменты... но пока читала, стало интересно, нашелся кто-нибудь, кто не согласился с данной статьей?
от себя скажу, что вот только-только девушка привела пример подруг с более старшими детьми - все занимались с детьми ранним развитием, как результат у деток теперь гиперактивность... как мне говорила одна мама отправившая ребенка в лагерь с диагнозом - подумаешь.. просто он очень подвижный..
08.12.2011
Ответить
Анюта
Да, очень много не согласившихся со статьей.
Но тут упор больше идет на ранее изучение букв, цифр и нот. А вот, например, игры по возрасту, я думаю, это можно, но лично я не хочу сейчас таскать ребенка по развивающим центрам. Вообще придерживаюсь мнения, что от раннего развития ребенок умнее точно не станет, что дано природой, то и дано. Пусть малыши пока наслаждаются детством, успеют еще поучиться, детсад 4 года, шуола 11 лет, универ и т.д. Лишняя нагрузка абсолютно ни к чему, ИМХО...
08.12.2011
Ответить
Кинская
я просто не представляю, чем можно занять ребенка.. усидчивость минимальная, да и большего требовать тоже не стоит как мне кажется... может буду похожа на бабульку, но мы выросли без центров вроде как.. во дворе. Я не жадина, но мне какжется это немного выкидывание денег в пустоту... проще уже тогда бегать в зоопарк, дет. парки и т.д.
09.12.2011
Ответить
Анюта
Это не только выкидывание денег, но и неохота/невозможность/неспособность самих родителей чем-то занять ребенка, потому как все, что дают развивающие центры можно сделать дома.
А сейчас малыши способны удерживать внимание не более 7-10 минут, что делать в центре 1-1,5-2 часа?!
Единственный плюс - общение с ровесникам...
09.12.2011
Ответить
Кинская
вот и я про то же ) просто нам общение найти негде... как-то или с колясками мамы... с еще совсем малышами, или совсем детки для нас большие...
10.12.2011
Ответить
Ирина
я водила дочь в группу Монтессори с 1г 6 до 1г 10 - ибо когда на Кипре дожди - то особо не погуляешь. все подругайки наши или далеко живут или в сад пошли - а тут большое скопление детей 2 раза в неделю по часу-полтора... Мне понравилось - тем наверное что это была попытка сделать настоящее Монтессори - дети делали что хотели, основным требованием было - поиграл -убери. Для меня - я поняла что ей на самом деле интересно - и домой уже покупала целеноправленно игрушки. После лета занятия не продолжили - туда пришли новые маленькие детки - наши все пошли в садик... Сказать что она как то особо развилась за 4 мес - я не могу. Она у меня очень общительная, творческая девочка - ей бы рисовать, в чаепития играть и т.д. зато я много проговорила с инструктором по Монтессори - меня напрягало что она играет с водой постоянно - придумали с ней план как ее игру с водой разнообразить, сейчас ей нравится в рисе копатся - но до сих пор сохраняется - рис только вот в этом месте на этом подносе - поиграла - собери назад с подноса. если рассыпала на пол - щетку в руки. Как ни странно - действет и разбрасывания риса по всему дому не происходит.
в целом - я скорее противник - чем сторонник. Ранняя интеллекутализация - чистый бред. потому что восприятие в годовичка - и у семи летки - это 2 большие разницы. И все открытия и изобретения сделали не 3х летние карапузы - а взрослые дядьки-тетьки, многих из которых учили читать писать в почти подрастковом возрасте. И тчо то бума молодых ученых не особо наблюдается - зато аутист - уже 1 на 60 детей... Я смотрю во двор вечерами - и просто в печали - где девочки, прыгающие через скакалку или в классики? где мальчики с войнушкой и лаптой? где считалки в лексиконе моего ребенка? где секретики? никого нету во дворе - дети по центрам развития сидят....
15.11.2012
Ответить
Анюта
То, чем вы занимаетесь, это и не раннее развитие, а как раз то что нужно ребенку (вода, рис). А вот, как я там выше писала, да и в статье об этом же, что именно обучение буквам, цифрам, нотам сейчас это не есть хорошо и последствия могут быть самые разные. Мозг ребенка должен пройти определенные этапы созревания, готовности, чтобы начать изучать буквы, цифры...
Да и давно известно, что дети с ранним развитием к школе как правило сравниваются с детьми, с которыми этим не занимались.
Все должно быть по возрасту.
А вы знаете, я об этом где-то читала, что методика Монтессори была придумана для детей-аутистов, чтобы их более социализировать? А со временем это пришло в массы и кто-то стал на этом зарабатывать неплохие деньги...
15.11.2012
Ответить
Ирина
У Монтессори методика для детей с отставанием в развитити и нарушением работы мозга - сам диагноз аутизм не такой старый - раньше был синдром Каннера - когда прям тяжелый-тяжелый аутизм. Не думаю что вообще методика Монтессори была для аутистов - потому тчо она и делает детей аутистами - там ведь индивидуальная работа. а не в группе - все сам, сама нашел ошибку, сам исправил, все игрушки построены по такому принципу чтоб сам нашел ошибки.
В ранней группе были буквы Монтессори и цвета и цыфры - но моей все это было паралельно, она играла в песок, в рис, рисовала красками, дергала за веревочки и катала шарики по полозьям... Для маленьких совсем детей это я считаю самым приемлемым классом - мы ходили в другие развивайки - так все по принципу детсада - тема, одно занятие для всех - моя всех посылала и занималась своими делами. Единствненое что ей понравилось - это музыка по железновой - бегать под музыку, останавливатся, простые движения делать - пяточка-носочек - раз, два, три и т.д. Но таких калссов Монтессори - очень мало - обычно делают что то с элементами монтессори - такой же рис дают детям на 10 мин, а не сколько хочешь...
15.11.2012
Ответить
Ирина
а у вас нет ли какой то информации о развитие речи и этапах игры? у сына была проблема с речью - была тяжелая инфекция в 13 мес - врачи прятали глазки и говорили что чудо что живой остался. И я познакомилась с логопедом которая работала по такой методике - ребенок чтоб нормально развиватся - должен пройти некоторые стадии игры - например, то что нет любимой игрушки - это не критично, а вот то что нет такой игры - как помыл пупса, вытер его полотенцем, покормил с ложечки или бутылочки и положил спать, почитав книжку - то есть имитировал все действия родителей по уходу за ним - как бы перенес действия родителей на игрушку, сам стал родителем для пупса - возраст где то полтора-два года - то речь не начнет нормально равиватся и могут быть всякие отклонения в эмоциональном развитие, в развитии мышления и т.д. Психика должна пройти через определеные этапы-которые выражаются в игре - должен кормить игрушки, должен качать их спать, должен хотеть строить им дома или укрывать на ночь и т.д. Я тогда внимания не обратила - не до этого было. но методика сработала на все сто!!! и вот я ищу про такую взаимосвязь - а нахожу только про пирамидки, башенки и ранне обучение чтению..
Заранее спасибо!
15.11.2012
Ответить
Анюта
Да, я об этом читала, пойду посмотрю, может, что-то сохранила.
вот, посмотрите эти ссылочки, там есть интересное
http://kiev-mama.com.ua/forums/view_topic/11045
http://www.child-psy.ru/
15.11.2012
Ответить
Ирина
что то я пошла по ссылкам - общие моменты - а вот прям чтоб показатель нормы психического или эмоционального развития по возрастам после года - есть такое?
15.11.2012
Ответить
Юлия
Анют, если тебя заинтересовала эта тема... то рекомендую поискать материалы по методике Монтесори! только не все что принято сейчас так называть... а именно то что вкладывала в эту методику сама автор...вообще в ее методике все сочетается с тем что указано в посте... методика подразумевает как раз не навязывание игр, материалов.... а просто дает возможность удовлетворять потребности детишек в индивидуальные периоды развития... вот хочет малыш закалачивать гвозди... пожалуйста... дома то не факт что родители дадут. и наш педагог как раз против всех методик по ускорению процесов развития... например подготовка к чтению... идет оч постепенная... и заключается она в развитии мелкой моторики... и не навязчиво)) просто много материала с мелкими ручками, так что малышу приходится брать его пальчиками)) и развивается определенные отделы мозга... и потом эта методика уже протестирована как говорится веками)))вообщем мне она оч понравилась именно ненавязчивостью.. и малыш делает все что ему в данном периоде интересует. а педагог учит именно родителей подавать материал))) например заинтересовало малыша фигурка... конус например. мама медленно трогает своими руками, показывает как фигура двигается по поверхности, показывает острую вершину, медленно показывает пальцем основание и дает на изучение малышу... называя предмет.... и все... малыш просто копируя действия мамы изчает предмет ручками и зрительно))) плюс там есть просто игровые зоны построенные таким образом, что малыши играют но при этом в естесственных условиях приобетают осознание своего тела например))) в бассейне с шариками))так что если интересно, то рекомендую поизучать эту методику.... мы с мелким прониклись))
26.09.2011
Ответить
Анюта
Спасибо за подробный коммент! Я с тобой согласна!!Главное, мягко и ненавязчиво и все по возрасту)
26.09.2011
Ответить
Ална Татьяна
Вот именно об этом и говорят все детские психологи и воспитатели.
Ненавязчиво.Нравится мячик-играем в мячик,не нравится-что то другое есть.
05.10.2011
Ответить
Анюта
Именно так!Но, по видимому, многие не поняли смысла текста, от том, что нежелательно в раннем возрасте не само развитие, а именно цифры, буквы, ноты...
05.10.2011
Ответить
Удача
ерунда все это
показываю слова с 4х месяцев, цвета, формы, характеристики материалов, динамическая гимнастика, беби йога, занятия для моторики. Мы уже забираемся по лесенке на спортуголке, висим на кольцах и трапеции, находим на фортепиано ДО первой и малой октав, в книжке находит 60% нарисованых животных, изображая их характеристику ( звук или движение)..ну вобщем я занимаюсь МНОГО.
Я за раннее развитие во всем.
.
26.09.2011
Ответить
Удача
это десятая часть наших занятий..
я реально трачу по несколько часов на раннее развитие ребенка по методикам различным, исходя из опыта моей знакомой, у которой 3 ребенка и все к 2м годам писали, читали, и показывали около сотни стран на карте с краткими характеристиками
26.09.2011
Ответить
Марина
У меня друзья -итальянцы(живут уже лет 10 в России),у них поздний малыш,ну вот уж они оторвались с его ранним развитием! Далее,в детском саду его окружало "быдло",перевели в элитный,там опят что-то не пошло,потом гимназии.Я устала слушать,что их малыша окружают бездари,тупари и т.д.Он-самый лучший ученик,гордость всех кружков и секций.Друзей нет вообще. Для меня он не понятен и странен.Но ,очевидно,очень умный мальчик. Хотела бы я таких детей? Ну,не знаю.Все должно быть гармонично. А Вы-молодец,завидую.
27.09.2011
Ответить
Tanya
А мне не нравится само название "раннее развитие".... все-таки я за то, что в сему свое время)
Наверно, раньше все нижеперечисленное в комментариях объединяло в себе понятие "заботливая мама"))))))
26.09.2011
Ответить
Марина Воробьёва
боже, какой бред! Раннее развитие не подразумевает изучение букв до 3 лет, а тем более нот!))) И если где то прикрываются "ранним развитием" заколачивая на детях деньги и давая им учить буквы в 1 год - ну вот мне лично всё равно, если у родителей нет мозгов и они туда ребенка засунут.
Раннее развитие (и это понимает любой более-менее интересующийся психологией человек) подразмевает именно развитие, а не интеллектуализацию. На нормальном занятии по развитию дети не учат буквы и не декламируют стихи. Там занимаются пальчиковой гимнастикой, рисованием, играют с разными игрушками, легкие массажики, ходьба по разным поверхностям, слушают музыку, танцуют. После года развитие речи, мамы с детками под рук-вом воспитателя проговаривают разные стишки, скороговорки, протяжно произносят звуки - существует много методик развития речи, я не считаю что это глупо.
Особенно повеселило что и гомеопаты сунули свой нос куда не надо))))
Так что ставить знак равенства между ранним развитием и интеллектуализацией - нельзя, это в корне неправильно!
26.09.2011
Ответить
Анюта
думаю не очень и бред, так как почти все написанно еименно и относится к вдалбливанию в ребенка цифр, букв, нот... Про познавательный тип изучения и не говорится, да, считаю, что именно так и нужно развивать - рисование, пальчиковые игры, развиващие игрушки и при этом мягко и не навязчиво. Ведь бывают же родители фанаты, добивающиеся во чтобы то ни стало от малых детей умения читать, считать и т.д.
26.09.2011
Ответить
Марина Воробьёва
я буду добиваться умения читать и считать к 5 годам, т.к. по себе знаю что бегло читать в 5 лет можно вполне. Нужно просто быть на 1 шаг впереди. НА 1, а не 1000.
26.09.2011
Ответить
Анюта
К 5 годам, но не к 3!! Я тоже в 5 уже читала и умела считать, но меня не в младенчестве этому научили, и было у самой желание.
26.09.2011
Ответить
Марина Воробьёва
опять же,вопрос раннего развития - это как вопрос ГВ, прививок и прикорма, очень спорный)
26.09.2011
Ответить
Elena
если без фанатизма, а в форме игры преподносить информацию и не несилуя мозг, то не то что можно, ну и нужно. Развивать ребенка все равно необходимо. Песенки, стишки, названия цветов проговаривать, если есть возможность, то показывать различные места и т.д. А если совсем не заниматься и прятать ребенка ото всех, боясь "травмировать" мозг, а только давать побегать и поиграть в игрушки, то ребенок деиствительно может вырасти менее подготовленныи к обучению в дальнеишем. Я всегда за "золотую середину". Никогда не верила в радикальность мышления. Черного и белого- не бывает.
Мое мнение)))
26.09.2011
Ответить
Nataliya
со многим смогласна, по-моему сейчас просто лишают детей детства, нужно конечно учить всему,но с уклоном в познание мира. а то бывает, как где-то писали, ччто ребенок столицы всех стран знает, а где лево-право нет....
26.09.2011
Ответить
Sanechka
Всему свое время!!!Я за детство и поощрение того, чем интересуется ляль, но без фанатизма!!! Спасибо за хорошую статью!!! :)
26.09.2011
Ответить
