Воспитанная беспомощность
Недавно наткнулась на интересный синдром..."выученная" или "воспитанная" беспомощность.
Суть его заключается в том,что у человека по сути возникает рефлекс на возникающие сложности и неудачи. Был какой-то эксперимент с собаками...

брались три группы собак, сажались в закрытые клетки. Через пол клеток пускался электрический ток.
Первая группа собак могла выключать электричество, нажимал на педаль, вторая группа собак не могла изменить ситуацию, третьей группе собак повезло больше всего - ее током не били.На втором этапе эксперимента все три группы собак помещались в одну клетку с открытым верхом, то есть собаки могли выскочить. И вновь через пол пускалось электричество.
Результаты были следующие: собаки, которые в предыдущей серии эксперимента могли выключать электричество, выпрыгивал из клетки, так же поступали собаки, которых током не били.
Странно вели себя собаки второй группы (не имевшие возможности отключать электричество в первой серии эксперимента), они оставались в клетке. Данные эксперименты позволили Мартину Селигману сделать вывод: беспомощность - результат неконтролируемости.
Беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.
http://www.all-psy.com/stati/detail/1154/1/
И так вот, мы, родители собственноручно воспитываем в детях эту самую беспомощность.
И я, читая по этой теме, поняла, что сама-то здорово накосячила...
Например, меня бесило, когда Кирюха в год пытался есть сам и ужасно, просто очень ужасно пачкался и пачкал все вокруг....и я отбирала ложку и кормила его) В результате до 3 лет - он требовал его кормить. И переход на самостоятельное употребление пищи проходило у нас с небольшими, но регулярными скандалами.
Очень понравились рекомендации для дошкольников, когда они говорят, что они не умеют и не будут
Мы начинаем учить малыша одеваться, рисовать, писать. И иногда бывает, что ребенок не хочет что-то делать. Он говорит: «Я не буду рисовать, у меня не получается!», «Не буду учиться кататься на коньках, все равно я не смогу». Такое нежелание что-либо делать появляется потому, что ребенок опасается неудачи.
В психологии выделают два вида мотивации: мотивация достижения и мотивация избегания неудач. Естественно, все люди хотят быть успешными в своих начинаниях. Люди, у которых преобладает мотив достижения, обычно выбирают для себя задания, с которыми они могут справиться. Это задания средней сложности или немного повышенной. То есть, они соотносят свои желания и возможности, стараются добиться результата, однако бывает, что и могут сделать то, что хотели.
Люди, у которых преобладает мотив избегания неудач, отличаются тревожностью. Они опасаются неудачи, так как переживание неудачи является для них травматичным опытом. Поэтому они выбирают две стратегии: 1. слишком простая цель, которую легко достичь; 2. слишком сложная цель. В первом случае человек легко справляется с заданием, чувствует себя успешным и довольствуется малым. Во втором случае человек не справляется со слишком сложным для него делом, и в этом случае ему легко пережить неудачу, т.к. цель была заведомо невыполнима. В итоге он не чувствует себя неуспешным.
Как же мотивировать детей на успех? Как учить их преодолевать трудности?
При работе с дошкольниками, я предлагаю родителям прием «Когда ты был маленьким». Это прием помогает ребенку увидеть, чему он научился за годы своей жизни и увидеть перспективу роста.
Рассказывайте ребенку, что он раньше не умел, а теперь научился. Старайтесь рассказывать подробно, эмоционально, можно добавить немного художественного вымысла.
Например, вы собираетесь делать аппликацию и ваша трехлетняя дочь говорит: «Я не буду вырезать, у меня все равно не получится. Ты хорошо вырезаешь, лучше ты вырежи». Что же делать? Расскажите ребенку историю. - «Хочешь я расскажу тебе как ты из чашки пить не умела?" - "Хочу" - "Так вот. Ты была маленькая. Тебе не было даже еще одного годика. Ты сидела на стульчике и я дала тебе водичку в чашке. А ты знаешь что сделала? Ты взяла чашку, перевернула ее и всю воду вылила на стол. И знаешь что стала делать? Шлепать ручками по водичке! Вот какая ты была смешная! А сейчас ты разве выливаешь воду? Нет, ты хорошо и очень аккуратно пьешь из чашки. Потому что ты научилась. Подросла. И много раз тренировалась. раньше ты всегда обливалась, когда пила, а теперь нет. Раньше ты не умела снимать носочки, а теперь ты можешь их не только снять, но и надеть, у тебя очень хорошо получается одеваться".
Тематика рассказов зависит от вашей фантазии. Сохраняйте рисунки ребенка, его поделки. Можно сравнивать рисунки старые и нынешние. При обучении письму обязательно сохраняйте старые прописи. Дети с удовольствием разглядывают закорючки, которые они писали некоторое время назад, сравнивают их с нынешним результатом. Все это увеличивает уверенность ребенка в себе, повышает мотивацию, стремление что-то сделать самому.
Кстати, я подсознательно сама как-то вышла на эту методику, когда с Кирюхой чем-то занималась. Он видимо относится к типу тревожных детей, которые стараются избегать сложностей. Ну так вот я часто ему рассказываю о том, какой он был маленький. Когда у него что-то не получается, я ему говорю, а вот раньше у тебя не получалось то-то и то-то, а сейчас ты этому научился и для тебя это легко, так и тут, надо попробовать, надо себя преодолеть...и все получится.
Но все равно...я чувствую, что делаю ошибки. Не всегда доверяю своему ребенку. Давлю подчас. Заставляю что-то...
Хорошая пища для ума. Во всяком случае для меня)