Как я научила дочку читать. Подробная статья о чувствах, ошибках и достижениях.
Когда я слышу слова мам, что их ребенок уже в три года декламировал Пушкина и читал самостоятельно Винни-Пуха Милна, смотрю, как они раздуваются от гордости, считая всех остальных детей глупыми, а их родителей ленивыми,приводя в уныние неопытных мамочек (мой ребенок этого не умеет, значит, он не такой)я улыбаюсь. Ведь все дети разные.
Кто-то заговорил в 9 месяцев, как мой младший сын Коля, и ему сам Бог велел декламировать стихи. Но кто-то научился говорить только как раз ближе к трем годам, от него еще рано ждать од, сказал бы, что он хочет кушать. У кого-то спокойный ребенок, мама посадила его на колени и они с малышом рассматривают картинки. А у кого-то гиперактивный ребенок, ему дольше одной минуты на месте усидеть сложно и все книжки нужны для того, чтобы вытащить их с полки и построить домик, как моя средняя дочка Ксеня. Я радуюсь, что у этих мам есть время обучать своего ребенка. Но у меня, многодетной мамы трех погодок, которая еще ухаживает за родителями - пенсионерами, такого огромного количества времени нет.
Да и потом, как они этому научили ребенка. Если малышу учиться читать было интересно и он получил удовольствие от обучения, тогда все прекрасно, и это одно. Но если малыш хотел играть в кукол и мячик, а мама, движимая благими намерениями, муштровала, постоянно попрекая, что он будет двоечником в школе, это безобразие. Я считаю, что у детей должны быть детство и выбор, чем он хочет заниматься: рушить башенки из кубиков или читать книжку. Таким образом, можно понять интересы своего ребенка и облегчить ему путь к знаниям.
Все приведенные мною примеры не выдумка, я встречалась с такими мамами. У моей подруги дочка ровесница моей Полины и ее тоже зовут Полина. Когда она узнала, что моя Поля научилась читать, то подруга расстроенно сказала: "А я отбила у своей Поли все желание, потому что очень сильно настаивала". Да, бывает, оказывается, и такое.
Поэтому, я никогда не заставляла своих детей заниматься. Все знания, которые они приобретают были преподаны посредством игры и бесед. Идем по улице: "Смотри, какая синяя машина. А это бежит черный муравей. Давай купим оранжевую морковку. Дай, пожалуйста, желтый кубик" и так далее. Таким же наглядным образом, мои малыши получили понятия большой-маленький, близко-далеко и тому подобное. Не получилось сегодня- получится завтра.
Так что, как мои дети выучили буквы, признаюсь, не знаю. Потому что здесь подействовал комплексный метод.
-Мы играли в кубики в с буквами.
-Мы рассматривали вывески магазинов, где я всегда указывала на заглавную букву.
-Мы читали азбуку в картинках и стихах.
- Я создавала ассоциации. Мама - начинается на букву М. Давай покажу, как выглядит эта буква.
"Прорабатывать" я детей начала рано, еще года в полтора. Но признаюсь, учебной цели я не преследовала, какой-то специальной системы, к тем более, подчиненной строгому времени, как например "научим читать вашего ребенка за два месяца", у меня не было. Да и не было какого-то особого интереса и у детей, ну, тут понятно - полтора года- какой интерес к науке))). Так что мои беседы и игры имели, скорее, профилактический характер, чем обучающий элемент. Каким же было мое удивление, когда моя старшая дочка в три года назвала мне все буквы в азбуке.
Дальше дело застопорилось. Учится дальше читать Полина не хотела. Честно, мне было очень обидно, учитывая, что я сама в три года не только читала, но и писала письма. У меня до сих пор хранится, написанное мною корявыми буквами, послание от собаки слоненку, в котором говорилось, что надо спасти принцессу от разбойников.А тут мой ребенок не хочет ПОНЯТЬ, как это интересно.
Но что поделаешь, не хочет - не надо. Я оставила попытки учить детей читать. Думала, в садике научат. Но сама читала и читаю им много, не только перед сном по одной сказке, но и в течении дня. Наверное, это одни из самых приятных минут, когда ребятки набегаются и устанут, мы вчетвером ложимся на нашу с мужем большую двухспальную кровать и читаем разные стихи, рассказы, повести и сказки. Все вместе.
Так я своим личным примером вызвала у детей интерес к чтению. Потому что вижу, как они часто берут книжки (а я стараюсь покупать с красивыми картинками и рисунками) и к каждой иллюстрации рассказывают свои истории или вспоминают, как читала я.
Да только время идет. Полине исполнилось четыре с половиной года. Все чаще она меня стала просить прочитать ту или эту сказку. Все чаще она стала брать книжки с картинками. И я поняла, что пора. Перепробовав много методов, в том числе и метод Чаплыгина, у меня ничего не вышло. Я была раздавлена, убита, уничтожена. И здесь меня охватило беспокойство. Понятное, дело, что она научится читать. Но с бешеной школьной программой хотелось бы, чтобы она к школе читала уже бегло, а в подготовительном классе детсада вряд ли ее этому научат. Значит, надо ее как-то учить читать заранее.
"Что же делать?" - думала я. Ответ оказался прост - взять паузу. Итак, я опять оставила дочку в покое. Но не надолго. За это время купила букварь. Вот такой.

Издательство Эксмо. Серия "Завтра в школу".Фамилии автора я не нашла. На сайте издательства легко ищется по названию.
И дело пошло. Благодаря букварю, я наконец-то смогла понять, в чем была Полинкина проблема. Ведь она выучила буквы! То есть, если она видела ПО, для нее это было как ПЭО, МАМА как МЭАМЭА.
Поэтому, мы вновь начали учить алфавит, но теперь уже в звуках. А читать она все равно не хочет. Ну не хочет и все, хоть тресни. Опять стала думать, почему же я-то научилась. И додумалась. В мое время по телевизору не показывали мультики круглосуточно, у меня не было компьютера и планшета и всего того, чем страдают современные дети, отбивая у них желание думать самостоятельно. Зато у меня были книги.
Взяв мое открытие на вооружение, я резко сократила просмотр мультфильмов. Если раньше мои дети смотрели мультики два часа, теперь дай Бог, полчаса. Получив дополнительную массу свободного времени, дети маялись несколько дней подряд, это можно было приравнять к ломке наркомана, зато потом они сразу начали находить занятия для себя. И Полина легче начала усваивать информацию.
Сильно я не торопилась. В день проходила не более одной буквы. Но зато повторяла пройденный материал. Взяв на вооружение совет из интернета (простите, статью не помню), стала разделять слова на слоги с помощью хлопанья в ладоши.
Пример: слово КАША (напоминаю, что моя Полина знала все буквы) . Хлопок - КА, Хлопок - ША. Звуки слога КА. Хлопок - К, Хлопок - А. Хлопок - Ш, Хлопок - А.
Полина стала понимать, чего я от нее требую. Понимать-то понимала, читать - читала. Бегло? Нет. Настолько нет, что когда начинала читать второе слово,забывала первое. Да что ты будешь делать.
Я уже была близка к тому, чтобы доверить образование моей дочери государственным образовательным учреждениям. Но, если занес ногу, делай шаг. Так что, я собрала остатки своей воли и терпения в кулак и придумала еще один способ.
Так как Полине надо было только привить беглость чтения хоть одного слова, я и стала работать с одним словом.
Пример: слово МОЛОКО. Звуки : М, О,Л,О,К,О. Добиваемся безошибочного чтения звуков. Как только ребенок станет читать звуки одного слова без ошибок, он автоматически будет произносить их быстро.
Второй этап - слоги. М-О=МО, Л-О= ЛО, К-О=КО. Добиваемся безошибочного чтения слогов. Принцип тот же, как только ребенок станет читать слоги одного слова без ошибок, он начнет произносить их быстро.
Третий этап. Читаем слово целиком.
Вот так,методом проб и ошибок я добилась своего. Вчера Полина, которой уже исполнилось пять лет, прочитала мне на ночь сказку. А сегодня сама написала письмо, что я самая красивая и лучшая мама на свете. Значит, я все сделала правильно.
Подытожив все написанное , могу сказать, что если ребенок здоров психически, он научится читать. Требуется для этого:
1. Личный пример родителей.
2. Готовность ребенка научиться.
3. Огромное терпение родителей.
4. Способ обучения, который подойдет именно вашему ребенку.
5. Ежедневная практика.
Надеюсь, мой опыт будет полезен вам.