О моих принципах воспитания
про ВарюВоспитание это то, что идет от сердца, невозможно реализовать то, что ты не пропустил в первую очередь через себя. Вкратце основа воспитания, так как я его себе представляю и реализую, это свобода, уважение и естественность. У каждого свой подход к воспитанию, поэтому ни в коем случае не буду кого-то в чем-то переубеждать! Многие считают, что зачем так заморачиваться, дети и так сами вырастут, или зачем стараться как лучше, потом все равно попадет в сад, школу, нахватаются и станут как все, зачем в чем-то ограничивать, это же делает детство несчастным и бедный ребенок...
Ну вот, а я заморачиваюсь) И меня в этом не переубедить. Я хочу, чтобы мой ребенок был не только не хуже родителей, но и лучше, и жизнь у него сложилась лучше и успешнее. В общем, я хочу не "как все" серединка на половинку и так сойдет, а по максимуму. Только вы же помните, что сейчас речь идет именно о воспитании, а не об обучении? А следовательно я говорю, не о знаниях и умениях (это вторично), а о честности, доброте, оптимизме, чувстве такта и прочих качествах, которые можно воспитать в ребенке только на собственном примере, и ограничивая общение с людьми, от которых как раз можно нахвататься невесть чего и плане речи, и в плане поведения.
1. Ребенок это человек. Да, это не кукла, не щенок, не хрустальная ваза и не ваш второй шанс в этой жизни. Поэтому относиться к нему надо как к любому другому человеку, уважительно и соблюдая правила приличия. Я например против того, чтобы ребенка трогали за лицо, тискали просто так (не путать с объятиями) и я "за" общение на равных и речь без искажений и сюсюкания. Я за уважение мнения ребенка и внимательное к нему отношение (не в стиле "а что ты тут вякаешь, как будто что-то понимаешь!"), я считаю, что у ребенка есть право на собственное мнение и на то, чтобы его высказать и быть услышанным. Я не люблю странные на мой взгляд игры, когда взрослый что-то отбирает у ребенка из рук или дразнит и не дает, смеясь над тем, как ребенок психует, и считает, что это весело. По-моему это идиотизм и жестокость. Но в то же время я против того, чтобы ребенка возводили на пьедестал и он считал себя пупом земли, которому все должны подчиняться. Уважение должно быть обоюдным. Сюда же можно отнести такие качества как внимание к чувствам других людей, чувство такта и невмешательство в чужую жизнь, на мой взгляд без этих качеств уважительного отношения не бывает. Опять же все взаимно, это касается и отношения родителей к ребенку.
2. Наверно сюда же надо отнести мой пункт о чистоте языка. Ну не могу ничего с собой поделать, но меня раздражает, когда люди, всю жизнь живущие в России не могут правильно ставить ударения или употреблять правильную форму слов! Сразу появляется ощущение необразованности. Никого не хочу обидеть, я просто говорю о моих критериях воспитания и чистая речь один из них. Я сама могу спокойно общаться с людьми, как бы они ни говорили (если только не матом), но пока что в период формирования правильной речи, я хочу чтобы мой ребенок слышал только нормальные слова с нормальными ударениями. Отсюда же мое негативное отношение к сюсюканию и намеренному коверканью слов.
3. Самостоятельность во всем и везде! Я не запрещаю ребенку практически ничего, кроме того, что для него очень опасно. Если что-то делала и не получилось - надо убрать последствия (разлитую воду, рассыпанную крупу и прочее), и это не наказание за ошибку, это одна из сторон самостоятельности - умение самой отвечать за результат. Если лезла и упала, то не делаю из этого трагедию (и тем более не запрещаю лезть снова!), просто говорю, что ничего страшного и в следующий раз обязательно получится. И Варя упав не плачет, а встает и лезет дальше) Я не встреваю со своей помощью и советами пока ребенок сам об этом не попросит, даже если у него не получается или получается неправильно. Если я точно знаю, что Варя это может сделать сама, то я помогать не буду. Я не боюсь грязи от самостоятельных попыток, грязь можно убрать, а тягу к самостоятельности легко убить в зародыше. И даже если неаккуратно или не совсем верно, зато как Варя гордится, что она это сделала САМА!
4. Я против вредного и за полезное. Но в то же время, есть абсолютно вредные и запрещенные вещи, которых у нас дома просто нет и они не используются всеми членами семьи (например колбаса, ее никто не ест, или в компьютерные игры никто не играет), и есть то, что много нельзя, но чуть-чуть и иногда можно, просто надо знать меру. Сюда относятся мультфильмы, шоколад, прочие сладости, просмотр фотографий и видео на телефоне и т.п.
5. После первых четырех пунктов кажется, что я лишаю ребенка детства?)) Да, обычно всем так и кажется)) На самом деле я за истинное детство с бегом босиком по траве, с максимумом времени на природе, с открытиями и приключениями, с насыщенными событиями жизнью. Я считаю, что вкус спелого яблока с ветки не сравним с кислотно-зелеными желейными мишками, и что из веточек и камушков можно придумать столько же интересных игр, как из супер-дорогого конструктора. Я считаю, что ребенок с рождения самостоятелен и является личностью, и нельзя чрезмерно его контролировать и вмешиваться в его жизнь. Я еще я считаю, что у ребенка есть право на счастье (не путать с избалованностью и капризами), потому что детство должно быть счастливым, а то когда еще у нас будет такая беззаботная пора?))
И да, дети это не наш второй шанс. Увы! Я тоже знаю и жалею о том, что я что-то не сделала, когда у меня был нужный возраст, а сейчас поезд ушел. И часто желая ребенку самого лучшего, мы пытаемся сделать из него улучшенную копию самого себя. В отношении личных качеств и воспитания это хорошо, в отношении знаний, если они не насильственные тоже, но в отношении важных решений, судьбоносных, их должен принимать сам ребенок, ведь это его жизнь, и не факт, что он мечтает о том же, что и вы в детстве. Да, у нас есть опыт, но дети зато видят жизнь в целом, так как мы уже не можем. Они могут найти свое место в ней от души, а мы только взвесив все "за" и "против" и подумав о деньгах. Хотите ли вы, чтобы ребенок, когда вырастет жалел о чем-то так же, как жалеете о несбывшихся мечтах вы? Так что вспоминаем пункт первый, о том, что ребенок это отдельная самостоятельная личность и есть границы нашего вмешательства в его жизнь) И если вам совсем грустно, что вас не водили в детстве, например, на балет, то запишите на хореографию не ребенка, который хочет на баскетбол, а себя. Этим вы, во-первых, осуществите свою мечту и станете чуточку счастливее, а счастливая и увлеченная мама это уже хорошо, а во-вторых, может быть, глядя на ваши горящие от радости глаза, и ребенок вдохновится лучше чем от нравоучений о красоте и пользе балета.
Всем удачи! =) И помните, никого ни на что не агитирую)