Развиваем ребенка: второй год жизни
Развитие АниНа исходе первого года жизни ребенок уже совсем не похож тот пищащий сверток, который вы еще совсем недавно привезли из роддома.
Он уже осваивает ходьбу, пытается разговаривать с папой, мамой и игрушками и учится пользоваться ложкой. Развитие ребенка в 12 месяцев идет очень интенсивно. Чем такому деятельному малышу могут помочь родители?
Учимся ходить и бегать
Некоторые малыши и после года предпочитают перемещаться на четвереньках. Ничего страшного. Даже если малыш научился стоять, держась за опору, ему трудно и страшно от нее отрываться и делать первые самостоятельные шаги.
Не торопите и не пугайте малыша, оставляя его без опоры. Вместо этого увлеките его яркой игрушкой или позовите к себе. Интерес позволит малышу забыть о страхах и пойти самостоятельно.
Постепенно ребенок поймет, что в вертикальном положении ему удобнее изучать мир, а с высоты его роста открываются совсем другие перспективы.
В этом возрасте для ребенка очень важны игры, которые развивают координацию движения и чувства равновесия. Хороший вариант – игра с мячами различных размеров. За большим мячом можно бегать, толкая его руками и ногами, а маленький мяч можно ловить и подбрасывать.
Учимся говорить
Речь ребенка после года развивается сразу в двух направлениях. Малыш учится понимать значение слов и произносить их. Понимание, или пассивное развитие речи, до двух лет нередко опережает активное произнесение.
Чтобы ребенок быстрее перешел к активной речи, с ним надо постоянно поддерживать диалог.
— Разговаривайте с малышом, употребляя простые, но грамотные предложения. Рассказывайте ему о свойствах предметов, о том, как их можно использовать.
— Учите ребенка просить нужные ему вещи: так быстрее вырабатывается необходимость в общении со взрослыми и интерес к самостоятельному произнесению слов. Старайтесь не удовлетворять сразу все потребности малыша, даже если вы о них догадались.
— Давайте малышу несложные поручения, с которыми он может справиться. И обязательно рассказывайте о том, что ему предстоит делать.
— Разыгрывайте короткие сценки с игрушками, в которых герои общаются друг с другом, ребенком или вами. Обязательно сопровождайте все действия игрушек речью.
Во что играть?
До самой школы игра останется для ребенка способом постижения окружающего мира, который позволит ему развиваться умственно, физически и эмоционально.
Малыш уже вполне готов играть не только с простыми игрушками, но и участвовать в играх–забавах: «догонялках», «прятках», «лошадке» и так далее.
Под руководством родителей малыш может освоить первые сюжетно-ролевые игры, в которых он начнет имитировать действия взрослых людей.
Ребенок не сразу начнет играть самостоятельно – для начала родителям придется стать его товарищами по играм и увлечь малыша. В дальнейшем ребенку можно уступить право выбирать сюжет и правила игры.
Какие игрушки купить?
— Для физического развития: качалки, мячи различных размеров и форм, небольшой комплекс с турником или горкой.
— Для развития моторики: ведерки, формочки и совки для игры с песком, детские музыкальные инструменты, головоломки и простые пазлы.
— Для сюжетных игр: куклы, зверушки, детская посуда и инструменты, машинки.
— Для развития мышления и зрительного восприятия: пластилин, цветные карандаши и краски.
Самое важное
После года ребенок учится не только ходить, но и взаимодействовать с окружающими при помощи речи. Продолжайте не только постоянно говорить с малышом, но и просите от него «обратной связи» тогда, когда ему что-то требуется.