И еще в продолжение дискуссии: мое личное мнение и подход
ВоспитаниеСчитаю, что нужно описать все-таки изначально свою позицию. Я в курсе, что вальдорфская школа вполне вероятно - это некий парник. Но тут важно мое личное понимание о роли родителей в жизни ребенка. Часто мы говорим о "подготовке к реальной жизни". Но мы тогда забываем, что ребенок- он уже живет. Реальной жизнью. Мы говорим что "пусть подготовится заранее ко всем тягостям". То есть, переиначивая - пусть пострадает 10 лет, чтобы потом легче было принять страдания всей оставшейся жизни.
Нет, я не согласна. Совсем. Я хочу единственного - чтобы мои дети были счастливы и жили полной жизнью. Просмотрев более 30 ютьюб видео выпускников вальдорфских школ, и критикующих, и хвалящих, главное, что я поняла - они были счастливы в этом месте. Так не это ли оно? И нет, они не были счастливы от безделия. Человек в силу своей натуры не может быть счастлив ничего не делая, а уж тем более ребенок. Не верите - попробуйте.
Они были счастливы, потому что запросы учителей соответствовали их интересам и желаниям. Они узнавали новое, они знают все что в моем понимании должен знать образованный человек. И единственная проблема - что университеты требуют другого. При этом ни один не сказал, что пытался поступить в университет, но не получилось. В основном - нет желания. Есть желание развиваться и строить свою жизнь вне академии. Кто я такая, чтобы обрекать ребенка на 10 лет "страданий" чтобы он потом по моим стандартам мог поступить в университет? Тогда как это совершенно не нужно человеку для счастья?
И нет, нет такого, что человек хочет поступить в универ и у него не выходит. Это в принципе невозможно. Дело просто в скорости. Брат и сестра моего мужа учились в той же школе что и он. Но он потом пошел в гимназию, точнее его определили, а брат и сестра- в обычную школу. Да, он после гимназии сразу поступил в универ. Но опять же учеба ему легко давалось и было много свободного времени. После одного бакалавра он пошел учиться на другого бакалавра, потому что первую учебу выбрал не очень удачно. Брат и сестра же после обычной школы закончили еще 2 года в гимназии и поступили в универы. Закончили получается раньше него. Что было бы, если бы сестра и брат по русским традициям продолжали учиться "на все сто" ? У них просто не было бы свободного времени "на развитие", в отличие от Тиса. А результат - был бы просто что они возможно закончили бы университет на 2 года раньше. И все.
Вальдорфская школа устроена по-другому. Она дает всем время на развитие. А потом те, кто хочет, добирают в течение года-двух необходимые формулы для поступления в университет. При этом вся учеба - позитивна, и эти 12 лет(!) являются счастливым временем, когда ребенок остается ребенком и развивается в своем природном темпе в соответствии со своими инстинктивными желаниями. А они есть. Это я знаю точно, так как вижу на примере Кая, как ребенок, без какого бы то ни было внешнего воздействия, начинает интересоваться вещами и предметами вокруг, энциклопедиями, счетом. Сам. И это для меня бесценно.