Мандалы. Наши занятия и игры.
Настольные игрыДумала, что для этого поста поезд уже далеко и безнадежно уехал, ведь разместить его надо было в проекте «Игра на ура!» еще до 10 января. Но хоть текст и был набран еще в прошлом году, как-то не сложилось… А идеи, как мне кажется, у нас придумались неплохие. Однако, в этом месяце в проекте тема «Настольные игры», а в этом посте их как раз достаточное количество. Поэтому будем считать, что поезд мы догнали на другой станции. Кому интересна тема, прошу под кат.
Когда на проекте «ИГРА НА УРА» объявили тему «Мандалы», пришлось выяснять что это такое. Выяснила, что так, оказывается, называется моя деятельность на собраниях и всяких заседаниях…
В смысле, что не могу просто слушать и смотреть – обязательно надо занять руки. Вот и рисую узоры на листочке в клеточку. Как оказалось вот эти самые мандалы и рисую.
Ну, раз уже решила следовать проекту, то, думаю, пришло время дочку с этим видом искусства познакомить. Знакомство с мандалами совпало с нашим увлечением в изготовлении игр. Все это и совместила, продумывая нашу деятельность. В результате мозгового штурма пришли в голову следующие идеи, часть из них уже воплотили в жизнь, часть оставили на потом. К великому сожалению, фотоаппарата у нас нет, поэтому иллюстраций будет не много, и не очень хороших (с телефона).
Сначала распечатала из интернета раскраски самых простых мандал, каждую в нескольких вариантах. Часть из них мы просто раскрасили, только иногда подкидывала мелки и карандаши «нужных мне» цветов, а иногда давала свободу выбора дочке. Учитывая «усидчивость» моей дочи (не более 5 минут), подключили к процессу всех, кто появлялся в поле нашей деятельности, включая родственников дома и моих учеников на переменках. Впрочем, никто не отказывался и все с увлечением красили.
Часть же раскрасок красили, выполняя определенные задания:
1. 1. На почти закрашенных мандалах раскрасить «забытые» белые фрагменты, в соответствии с общим рисунком. Такое раскрашивание у нас пошло на ура: во-первых, быстро, во-вторых, на маминых листочках!
2. 2. Раскрашивали ровно по половинке мандалы, потом обменивались карточками и докрашивали вторую половинку, соблюдая симметрию. Дочка устала после раскрашивания своей половины, и докрашивания четвертой части моей мандалы.
3. 3. Раскраска – игра: ведущий показывает раскрашенную мандалу некоторое время всем игрокам и прячет ее, задача остальных раскрасить свою, аналогично образцу, по памяти. Сложность раскраски зависит от возраста и способностей. С дочкой еще не пробовала, а вот с детками побольше (8 класс) получается, но, увы, не у всех. Зато сколько сразу одинаковых или почти одинаковых мандал. Что нам очень пригодилось и пригодится в дальнейших играх.
4. 4. Задаем тему, например, лето, море, радуга, грусть, танец и т.п. Ребенок выбирает мандалу приглянувшейся ему формы и раскрашивает, а потом объясняет, почему он думает, что его мандала, соответствует теме.
5. 5.Все участники занятия выбирают себе мандалы, придумывают тему (не объявляя ее) и раскрашивают, или раскрашивают, а потом сами себе тему придумывают (у нас пока так – ну, не получается держать в секрете задуманную тему!). Потом всем остальным предлагается угадать ассоциацию художника к мандале. Дети называют свои предположения и объясняют ход своих мыслей. Поощряются те, кто угадал и те, кто выдал оригинальные идеи. Обнаружено: у взрослых фантазия беднее, они опираются в основном на цвета мандал, а дети видят еще и картинки в переплетении линий!!!
Вот я повторила мандалы дочки в Paint: «Радуга» и «Цветок распускается». Первая по заданной ассоциации, а вторая собственного сочинения.

6. 6. Просим найти ребенка в переплетениях линий геометрические фигуры и раскрасить их. Можно искать определенную фигуру, а можно любые известные (и неизвестные). Для детей постарше: посчитать, сколько треугольников, или четырехугольников и т.п.
А теперь об играх.
Для следующих игр надо будет разрезать каждую мандалу пополам. Мандалы можно брать совсем разные для маленьких детишек или почти похожие для продвинутых игроков. Например, так:

1. «Парочки». Перемешиваем и пытаемся собрать пары. Кто больше? Для этой игры можно разрезать мандалу не только пополам, но и вырезать от каждой четвертую или третью части. И даже, взяв одинаковые мандалы, отрезать разные части круга, тогда надо будет подбирать картинку не только по узору, но и по размеру.
2. «Memory». Играем по классическим правилам, собирая половинки.
3. «Тотем». (Навеяно, игрой с аналогичным названием, найденной в каком-то интернет магазине, скорее всего на «Игроведе», я там жить готова. А как ребята правила игр объясняют! Мы с дочей в них просто влюблены, и Чуда моя потом пытается повторить мастер классы дома со своими играми). Игроки делят половинки карточек поровну и выкладывают перед собой стопкой картинками вниз. Затем по очереди раскрывают свои карточки по одной. Кто первым заметит пару карточек, составляющих одну мандалу, хватает тотем (любую игрушку, которую ребенок согласится выделить из своих запасов для этой игры). Если пара показана правильно, то игрок забирает ее себе, если нет – раздает одну из уже собранных пар разным игрокам, которые вкладывают полученные карточки в свои стопочки. Если у игрока еще нет собранных пар, то отдавать ничего не придется. Игра заканчивается, когда все карты перевернуты. А можно оставшиеся у каждого игрока карты перемешать, выложить снова картинками вниз и начать второй круг. Игрок, у которого карт нет, их переворачивать, естественно, не может, но может наблюдать за другими и так же искать нужные парочки.
Далее игры с целыми мандалами.
1. Опять «Тотем». Идея та же, хватать тотем, когда видишь пару карточек, соответствующих, определенному условию. Это может быть одинаковая форма, или использовано одинаковое сочетание цветов при раскрашивании, или же их одинаковое количество. Можно, конечно, искать и совсем одинаковые мандалы. Мы с дочкой специальным подбором мандал к игре не заморачиваемся, играем всеми, что успели намалевать за это время и игру завершаем, как только все карточки будут перевернуты, а потом считаем, у кого больше карточек. В случае ошибки игрока, он должен подарить одну из заработанных им карточек кому-то из игроков. Планировалось дарить всем игрокам по одной, но это максимум, на который хоть иногда ребятенок соглашается после некоторых увещеваний, что играть надо по правилам и честно. На все это часто слышим: «А у меня такие правила!» или «Это же моя игра!? Кому хочу, тому и дарю», правда после последней фразы далее все превращается в дарение-деление и игра благополучно незаметно сворачивается без подведения итогов.
2.
«Свой цвет». Играть удобно вдвоем или втроем. Мандалу выбираем, где побольше пересечений линий. В первом варианте у каждого игрока свой цвет карандаша или фломастера, в другом – игрок может красить элементы любым из двух-трех цветов, взятых на игру. Игроки по очереди раскрашивают элементы мандалы, но так, чтобы элементы одного цвета не касались друг друга даже уголками (или касались не более, чем уголками). Проигрывает то, кто не может закрасить ни одного элемента. В игре вдвоем существует выигрышная стратегия, надеюсь, дочка ее как-нибудь откроет. Я же стараюсь с ней играть, забыв о своих знаниях. (Трудно, когда в твоем шкафу стоит научная работа, выполненная с ученицей на тему «Математические игры и стратегии выигрыша», занявшая второе место на областных научных чтениях).

3.
«Домино».
Игроки делят карточки поровну и выкладывают перед собой стопкой картинками
вниз. Первый игрок выкладывает первую карточку из стопки в центр стола, второй
игрок переворачивает свою верхнюю карточку и пытается найти с той, что лежит в
центре общее свойство (форма, сочетание цветов, количество цветов, для
маленьких допустимо и одно совпадение цвета). Нашел – выкладывает карточку
справа или слева от первой, далее ход делает второй игрок, он может приложить
свою карточку, как справа так и слева к любой из двух карточек, находящихся на
концах ряда. Если игрок совпадений не видит, то кладет карточку вниз своей
стопки и передает ход другому игроку. Игра завершается, когда у кого-то из
игроков закончились карточки (при этом круг игроков от первого до последнего
надо завершить – победителей может быть несколько).

Игру можно усложнить: выкладывать карточки не в ряд, а сверху на предыдущую, а можно и упростить, разрешая малышам присоединять карточки к любой выложенной на столе карточке, при условии, что хоть одна сторона этой карточки свободна. В последнем варианте выигрывают, как правило, все. А что еще надо в игре с малышней!?
У
нас популярна следующая версия. Мы так играть начали с карточками с чудиками, взятыми на сайте Lohmatik.ru, а теперь переносим на разные другие
карточки: карточки присоединяем друг к другу так, чтобы с любой соседней были
обязательно хоть какие-то совпадения. За каждое совпадение игрок получает
монетку. Выигрывает тот, у кого больше монеток.
Вот, например, за карточку, поставленную в середину второго ряда дочка насчитала себе 6 монет: совпадение трех цветов с верхней карточкой и совпадение двух цветов и формы с правой карточкой.
4. «Ассоциации». Мандалы выкладываются на стол в виде квадрата или прямоугольника. Один из игроков-ведущий, придумывает к одной из мандал название, и размещает под нее монетку, в это время другие игроки отворачиваются от стола. Когда все повернутся на место, ведущий говорит название, а игроки думают, какая из мандал соответствует этому названию, и через 30 секунд все одновременно выставляют свои фишки на выбранные карточки. Кто выбрал правильную карточку, получает призовой балл. Если никто не угадал, то игроки могут потребовать у ведущего объяснений, почему он выбрал именно такое название, и если вразумительного ответа не последует, то ведущий получает штрафное очко. Игра проводится столько раз, чтобы все игроки побывали ведущими равное число раз.
5. "Кляксы". Для следующей игры кроме раскрашенных мандал нужны еще и карточки с кляксами таких же цветов, что и на мандалах. Карточки с мандалами раскладываем живописно на столе, а карточки с кляксами – на середину стола картинками вниз. Ведущий переворачивает верхнюю карту из стопки и начинает считать, скажем, до 10. За это время все игроки пытаются найти мандалы, окрашенные теми же цветами, что и кляксы на карточке. Их может быть несколько. Все, кто нашел нужные карточки получают призовые монетки, если же игрок взял ошибочную карту, то должен вернуть одну свою монетку ведущему.
Конечно же, здесь можно было бы выбрать сочетания из 6 цветов и раскрашивать мандалы в три из них. А выбранные цвета расположить на гранях кубиков, получив аналог множества производственных игр, но моя цель была использовать то, что сами нарисовали. Поэтому я просто, вместе с появлением новой мандалы, рисовала соответствующую ей карточку с кляксами.

Вот такие варианты заданий и игр у нас получились, большинство из них уже опробовали и некоторые даже уже полюбились, так, что играем по мере сил и возможностей.
А всем кто читает эти строки, спасибо за внимание и интерес. Приятных вам игр.