Drei Magier: лучшее, любимое, только для вас. Часть 1
семейные игрыDrei Magier - Три мага
Имя от которого сердца игроманов начинают биться быстрее. Издательство маленькое и молодое - но Ого-го! Почти каждая игра в десяточку. Немаленькая куча разных призов и наград на их счету. Так случилось, что в моём доме недавно встретились аж 20 игр этого издательства.
И я не могла не попытаться рассказать вам о них.
Среди моей двадцатки есть очень известные в России игры, настоящие хиты. Есть малоизвестные. Есть такие, про которые мне не удалось найти ни одного обзора на русском и русское название пришлось придумывать самой, чувствуя себя при этом богом, дающим имена предметам. ))
Расположение игр в обзоре в порядке хронологии выхода.
Я не ставила себе целью подробно расписать содержимое каждой коробки и углубиться в ньюансы правил. Где-то это описано более детально, где-то менее. Я постаралась описать механику игры, показать, на что она направлена, поделиться своими впечатлениями от игр. Для того, чтобы впечатления были более объективными, я поиграла почти во все игры не только со своей дочкой, но и другими детьми небольшой (3-5 человек) русскоязычной компанией детей от 4,5 до 8 лет.
Для большего удобства, я разделила свой обзор на две части.
Итак, первые десять игр.
Rüsselbande - Банда Пятачок
2001; автор Alex Randolph, художник Rolf Vogt
Призы и награды: номинирована на премию "Детская игра года" 2001 (Kinderspiel des Jahres) в Германии.
2-7 человек; oт 4 лет
... «А вместе мы - банда!» И в самом деле - это единственная игра в тримаговской двадцатке, в которую могут одновременно играть 7 человек! И лучше всего именно так и делать, скажу я вам. В правилах предусмотрен вариант для игры вдвоём-втроём, но ничего хорошего из этого не выходит - скука и путаница. А всемером - веселье. Игра расчитана на детей от 4 лет, но с удовольствием играема и сильно после.
Но по порядку.
Игра состоит из:
- восьми пластин-отрезков дороги, из которых выкладывается путь-дорожка, по которoй пройдут поросячьи гонки. Дороги нарисованы на обеих сторонах пластин, разные, так что вариантов пути огромное множество. При составлении только одно условие - дорога не должна быть замкнутой. Отдельно о качестве пластин - не-у-би-ва-е-мое! Из толстенного катрона;
- семь разноцветных деревянных милейших поросяток и семь, таких же цветов, шайбочек-маркеров;
- игральный кубик с чёрными и красными точками (красные точки - простые шаги, для чёрных есть дополнительные условия).
Итак, выкладываем дорожку, расставляем поросят перед стартовой линией и ... побежали! Но не просто побежали, а запрыгивая друг на друга и перепрыгивая. Если вам повезёт запрыгнуть на кого-то, то можно так на чужом горбу и в рай до самого финиша доехать. Но поросята - народ беспокойный, им на месте не сидится, поэтому они без конца меняются ролями. А для того, чтобы не обидно было отстающим, есть как раз чёрные точки на кубике, дарующие дополнительный бросок. (При игре с пятилетками мы эти дополнительные броски на первый раз опустили, чтобы не усложнять.) А для того, чтобы остудить самых резвых (или просто поиграть подольше), каждому участнику даруется единичная возможность вместо своего хода продлить дорожку, переложив одну (пустую, естественно) пластину из старта игры к финишу.
Выигрывает первый переступивший финишный край игры. Неважно при этом, своими ногами он пришёл, или верхом на ком-то - в таком случае выигрывают разумеется все, кто ехал в одной упряжке.
В зависимости от количества игроков и того, сколько из них продлили дорожку, игра длится 15-20 минут.
Ира очень простая, правила понятны сходу, нравится и детям и взрослым, хохочущим до поросячьего визга. Выигрыш в игре - вопрос чистого везения. И это хорошо, когда нужно что-то незатейливое, но захватывающее. Это единственная игра в моей подборке, в которой нет ни магнитов, ни магии, ни световых эффектов. Но я вам её от души рекомендую, особенно если у вас coбираются большие компании - не так много игр расчитано на столько игроков. А пока команды у вас нет, можно сложить из поросят пирамиду-балансир - на вкладыше с правилами нарисовано 17 вариантов возможных пирамид и это только начало.))
Эта игра выходила в трёх вариантах, кроме того, что у меня на фото, есть Die große Rüsselbande (макси) и mini Rüsselbande - разница только в размерах. На мой взгляд, средний, о котором я писала, самый удобный во всех отношениях.
Geistertreppe - Лестница привидений
2003; автор Michelle Schanen, художник Rolf Vogt
Призы и награды: "Детская игра года" (Kinderspiel des Jahres) в Германии (2004), Japan Boardgame Prize, детская игра года 2005 в Финляндии, детская игра года 2005 в Швеции.
2-4 игрока; oт 4 лет
Пожалуй, самая знаменитая и самая популярная игра от Трёх магов. Мне кажется потому, что хоть игра и не совсем простая, но поймут её уже четырёхлетние дети. Автор сумел обычную ходилку (всего-то и надо пройти от А до Б по лестнице) превратить в полное интриги развлечение. И всё благодаря четырём абсолютно одинаковым привиденческим нарядам.
Уже на первых шагах все игроки получают такой наряд, а "по ходу пьесы" они ещё и частенько меняются местами и теперь главное - не запутаться и не начать продвигать к финишу чужую фигурку. Производители очень мудро дополнили игру кружочками-маркерами цвета фишек-человечков, так в конце игры по крайней мере удаётся избежать споров, кто за какого человечка играл. Игра вообще-то очень весёлая. Вообще-то. ;) Но мои пятилетки ужасно переживали - как бы не перепутать человечков, как бы не забыть, отвлекались, конечно же забывали и очень-очень расстраивались. Но благодаря недремлющим взрослым и восьмилетнему Саше, всё-таки принадлежность удалось более или менее восстановить. Потеряв при этом некоторую долю веселья и удовольствия. Очень хочется поиграть в эту игру в азартной компании, чтоб один отвлекал, второй забыл бы свою фигуру и двигал кого ни попадя, а третий тщательно следил и всё помнил, но в конце оказался под другим колпаком. )) Придётся немножко подрасти или начать играть со взрослыми. Если вы играете большой компанией, то советую вам присмотреться к дополнению к этой игре - Flaschengeist - Привидение в бутылке. В этом дополнении ещё один лестничный пролёт, удлинняющий дорожку, два человечка с костюмами привидений для них и одна бутылка - она поможет чуть усложнить правила, но в принципе, можно играть и без неё.
Кроме того, у игры есть миниверсия и карточная версия.
Geisterwäldchen - Лес с привидениями
2005; автор Michelle Schannen, художник Ralf Vogt
2-6 игроков; oт 5 лет
От развалин старого замка к солнечной поляне ведёт дорога через заколдованный лес, в котором живут привидения и великан. И по этой дорожке предстоит пройти детям - в одиночку или под прикрытием великана.
Нам с Катей эта игра сразу понравилась. А вот в компании наоборот показалась скучноватой. Так что, хоть производитель и предполагает возможность игры вшестером, это может затянуть игру.
Игра немножко похожа на Лестницу с привидениями. Но только совсем немножко. Здесь фигурки, накрытые привидением, не могут двигаться дальше. А привидения бояться солнечного света.
В целом же это, конечно, просто ходилка, но весьма оригинальная. Например, тем, что человечки могут примагнититься к великану и двигаться все вместе.
Соответственно выиграть или проиграть тоже можно вместе, а можно поодиночке. Мне нравится, что выигрыш зависит не от чистого везения, в игре есть некоторое (пусть и небольшое) место для тактики и игрокам нужно подумать - когда выгоднее накрыть привидением своего человечка, а когда чужого, кого в какой момент выгодно двигать (да, это тот необычный вариант игры, когда можно двигать любого человечка, не только своего).
Правила просты и понятны, думаю, лет с 4 вполне можно играть. Рекомендую для небольших компаний на 2-3 игрока.
Nacht der Magier - Ночь магов
2005; авторы Kirsten Becker, Jens-Peter Schliemann; художник Rolf Vogt
Призы и награды: Deutscher Kinderspiele Preis 2006; номинация на Kinderspiel des Jahres 2006 в Германии;
Spiel der Spiele 2006: Spiele Hit für Familien (Австрия); Spielepreis 2006 Kinderspiele (Швейцария); Essener Feder 2006 (Германия); As d'Or - Jeu de l'Année: Kinderspiel 2007 (Франция)
2-4 игрока; oт 6 лет
Кто сказал, что в настольные игры надо играть обязательно днем? Ночь - загадочное время для загадочных игр. Безлунными ночами на Синей скале пробуждаются к жизни таинственные силы. Маги собираются на вершине и раздувают огонь под своими волшебными медными котлами, чтобы измерить магическую мощь этих сил. Им не нужен для этого дневной свет - ведь игра "Ночь магов" сама светится в темноте!
(Фото из интернета.)
В игре очень большое количество деталей: специальная круглая подставка-поле, 4 деревянных мага со светящимися колпаками (причём, колпаков этих мне встречалось аж три варианта),
красные деревянные котлы (по 3 на каждого мага), светящийся костёр, деревянные пирамиды-деревья, большие и маленькие деревянные кружки (которые на мой взгляд совсем нелогично покрашены: половина маленьких и большие кружки одного цвета, другая половина маленьких - другого; это мешает расстановке кружков на поле; на мой взгляд куда как логичнее было бы сделать маленькие кружки одного цвета, большие другого).
Самое долгое в этой игре - расставить все эти элементы по полю согласно размеченной схеме. А потом нужно выключить свет!
И в темноте уже каждый игрок пытается загнать своим волшебником свой же котёл в центр светового кольца, на место костра. Конечно, при этом детали с поля будут падать. Каждая упавшая деталь - ход останавливается и переходит к другому. Самое обидное в этой игре (и это первый минус) - что раунд длиться тоже максимум 5 минут. А при свете так и ещё быстрее. И снова расставляй все кружочки, сортируя их на большие и маленькие.
Интересная игра. Нестандартная. На ловкость и сообразительность. Понравилась и нам с мужем, когда мы её тестировали и детям. Но не в темноте, увы. По крайней мере не в полной темноте - светящиеся элементы светят очень и очень слабо, глаза очень напрягаются и от этого устаёшь (это второй минус). И еще - спонтанно в такой вариант не поиграешь, детальки надо предварительно вынуть из коробки и зарядить какое-то время ярким светом. С детьми мы играли только при свете.
Но эти два минуса всё-таки не помешают мне рекомендовать игру.
Schatz der Kobolde - Сокровище гномов (гоблинов, эльфов, кобольдов )
2009; автор Dirk Baumann, художник Rolf Vogt
2-4 игрока; oт 5 лет
У Трёх магов несколько игр с участием этих сказочных персонажей и я как-то никак определюсь с их единым названием. Пусть будут гномы, мне так милее.
Сверкающие кристаллы лежат на поляне, мерцая в свете восходящего солнца. Никого не видать в округе. Абсолютно никого? Если вы затаите дыхание то сможете услышать еле уловимое шуршание поблизости или почти беззвучные смешки чуть поодаль. Ведь здесь, сокрытые от людских глаз, живут гномы Вутзель, Ванда, Виммeль и Воммель.
Сегодня особый день: так как один раз в сто лет в долине гномов, под покровом ночи, растут волшебные кристаллы. А среди всех этих кристаллов есть несколько особенно ценных. Сиреневые счастливые кристаллы!
Но только гномам известно как их найти. Вы можете сделать гномов видимыми при помощи большого магического кристалла. Однако дорогу к сиреневым счастливым кристаллам укажут они лишь тому, кто верно назовет их имена. Ступайте же! И начните поиски...
Итак, у нас есть игровое поле, по которому мы распределяем пластинки-тропинки и счастливые сиреневые кристалы. Жетоны с заданиями выклыдываются рядом с полем стопкой или кучкой. А в центр поля ставим магический кристал, который будет показывать нам, кто из гномов спрятался под пластинами. (Дети то и дело порывались пластины перевернуть, чтобы проверить, спрятаны ли там гномы. ))
Задача игроков - собрать кристалы с поля. Но для этого прежде всего придётся угадать и запомнить, кто где прячется. Мы не стали морочиться с чужеземными именами, звали их по цветам - Красный, Жёлтый... Игра получилась довольно захватывающей, не смотря на то, что по сути гибрид ходилки с мемори.
Интрига сохраняется до конца - каждую пластину приходится когда-то угадывать и тогда уж всё зависит от твоего везения. Но большую часть игры ты должен расчитывать на память.
Понравилось и нам, и детям. Правила запомнились очень быстро и игра шла в хорошем темпе. У больших и маленьких были почти равные шансы на победу.
Das magische Labyrinth - Магический лабиринт
2009; автор Dirk Baumann, художник Rolf Vogt
Призы и награды: Kinderspiel des Jahres 2009 (Германия), Kinderspiel des Jahres 2010 (Швеция)
2-4 игрока; oт 6 лет
Сегодня ученики чародея должны выполнить важную задачу - обнаружить магические символы. Эта задача была бы очень простой, если бы взрослые маги время от времени не подшучивали над детьми. Будто по волшебству на пути у юных волшебников встают стены, обойти которые и найти выход из лабиринта смогут только те, у кого хорошо развита память.
Игра на запоминание. Oна посложнее всех, что были и будут ещё в этом обзоре. Запоминать надо не точки, а невидимые стены между ними. И нам всем это показалось не так-то просто. Шарик, примагниченный с изнанки игрового поля к каждой фигуре, то и дело запинался о стену и падал в коробку.
Впрочем игра предполагает разные уровни сложности - стены между клетками мы ставим сами перед началом игры. И мы можем поставить все, а можем только половину. Скажу, что в наших играх не помогло и сокращение стен. Игра шла довольно трудно, запомнить ходы и выходы удавалось мало кому. И если б мы друг другу не подсказывали - было бы совсем грустно. B конце концов мы всё-таки справились.
Но повторять дети ни разу не просили. Из чего я делаю вывод, что игра - впрочем, как и все другие игры вообще - должна найти своих любителей. Или воспитать их. Или просто подождать, пока игроки подрастут- не даром тут всё-таки маркировка "с 6 лет". Мы же пока игру отложим, но расставаться с ней не будем - для тренировки памяти это одна из самых оригинальных игр.
Vampire der Nacht - Ночные вампиры
2010; авторы Jens Peter Schliemann , Kirsten Becker ; художник Rolf Vogt
Призы и награды: номинирована на премию "Детская игра года" 2010 (Kinderspiel des Jahres) в Германии.
2-4 игрока; oт 6 лет
В подвале старого замка мирно спят детишки-вампирятки. А в это время коварный охотник на вампиров вывaлил на развалины замка целый мешок чеснока. Сторож-вампир Лео Длинный зуб вне себя от злости! Игрокам предстоит помочь ему очистить свой дом от «отравы» так, чтоб чеснок не свалился в подвал к вампирятам.
Коробка из-под игры и её содержимое превращаются в подвал замка, пол и стены. В центр выставляется фигурка вампира, а вокруг выкладываются фишки чеснока. Дополнительную атмосферу создаёт свечение вампира, палочки и чеснока в темноте, для чего нужно сначала «зарядить» компоненты игры светом лампы.
Принцип игры похож на на Ночь магов. Но вампирская игра показалась нам с мужем еще на порядок сложнее. Во-первых, из-за того, что фигурка вампира двигается не руками, а намагниченной палочкой, от которой вампир отталкивается и так передвигается. Во вторых - замок уж очень старый, шагу не ступить, чтоб рядом дыры не оказалось. Поэтому как ни старайся, а вампирятам там внизу придётся несладко, жалость к ним добавляет переживаний)).
И каждый раз, как только им на голову сваливается чеснок, ход переходит другому. Побеждает тот, кто вытолкнет больше всего чесночных головок за пределы поля. - в отличие от Ночи магов, здесь каждый берёт вытолкнутые чипы себе и в конце подсчитывает количество чесночных головок, на них изображённое.
С детьми в эту игру мы пока не играли. Мне не хочется объяснять пятилеткам про вампиров и чеснок. И мне, после того, как мы попробовали с мужем поиграть, задачка кажется практически невыполнимой - у нас почти всё падало в подвал. В качестве промежуточного варианта можно попробовать часть дыр в полу закрыть теми жетонами, что из них вынуты (как у меня на первом фото). Так по крайней мере будет немножко попроще и не так разочаровывающе в начале.
Cделана игра очень атмосферно - развалины замка и оформление подвала (который в процессе игры будет вне поле зрения! - оформлены очень детально и выразительно.
Художник-дизайнер этой (и всех других (!) игр моего обзора) Рольф Фогт получил за Вампиров ночи приз Граф Лудо как за самую красивую детскую игру 2010 года.
Die kleine Zauberlehrlinge - Маленькие чародеи
2010; авторы Thomas Daum, Violetta Leitner; художник Rolf Vogt
Призы и награды: номинация Kinderspiel des Jahres 2011 (Германия); финалист Les Trois Lys (Франция).
2-4 игрока, oт 5 лет
Маленькие чародеи решили сварить волшебное зелье. Для этого им предстоит смешать четыре ингредиента и зажечь магический камин. Игрокам пригодится ловкость и смекалка. Тот, кто сумеет справиться с этим быстрее всех, станет лучшим учеником. Отличная игра для детей и родителей, с необычным игровым механизмом и магическим настроением.
Три мага не перестают удивлять самыми разнообразными технологиями игр. Вот и сейчас: у нас есть игровое поле, по углам котлы, в центре костёр.
Задачка вроде бы вполне простая - положить в чашу над головой своего человечка шарик нужного цвета и, подталкивая его волшебной палочкой, довести до нужного котла, где он шарик сам в котёл и сбросит. Ан нет.
На пути у маленьких чародеев заложены «камни преткновения», где никак нельзя не споткнуться. Так что донести свой шарик становится непросто. Но споткнувшись пару раз уже запоминаешь, какие места лучше обходить (в каждой игре эти невидимые глазу "камушки" распределяются по-разному). Мне очень понравилось, что в наших играх дети старательно подсказывали друг другу, как лучше пройти,чтобы не споткнуться. Что, правда, не уберегало их от расстройств при проигрыше. ))
Но вот все шарики заброшены по котлам, теперь осталась главная задача - попасть магическим шаром в центр костра и зажечь пламя. И при кажущейся лёгкости с этой задачей удалось справиться тоже далеко не с первого раза. Меня слегка разочаровал костёр - я ожидала, что там и правда что-то «загорится», но в этой игре световых эффектов нет.
Но и без них - одна из наиболее понравившихся детям игр.
Hexenhochhaus - Ведьмина башня
2011; автор Klaus Kreowski, художник Rolf Vogt
В рекомендательном списке Игра года 2012 (Германия)
2-4 игрока; oт 4 лет
Высоко-высоко, на одиноком утёсе стоит полная чудес ведьмина башня. Но самое притягательное в ней - волшебный шар на самой макушке. Кто из ведьмочек доберётся до него первым? Очевидно, тот, кто воспользуется классическим средством передвижения ведьм - метлой. Но не даром маленьким ведьмочкам не разрешается летать без присмотра: не у каждой начинающей ведьмы получится с ней управиться. Иногда метла может и заартачиться.
Попробуем полетать?
Игровой матерал:
- складное толстое и прочное картонное поле с изображеним ведьминой башни и идущей вдоль и вокруг неё дорожкой.
- четыре жетона с изображением маленьких ведьмочек - красный, синий, жёлтый, зелёный. У каждого жетона одна сторона магнитная, вторая - с точно таким же изображением - нет.
- специальный кубик и метла.
В игру могут играть от двух до 4 человек. Вдвоём немножко проще и чуть динамичней, вчетвером, как ни странно, оказалось скучнее. Перед началом игры все ведьмочки выстраиваются на старте магнитной стороной наверх - проверяется при помощи метлы.
Кидаем кубик и - три варианта: делаем шаг пешком; летим на метле или - самое интересное - переворачиваем жетон. Любой. В самом начале, конечно же, чужой, а если наш жетон перевернул кто-то более прыткий, то тогда свой. Для этого надо очень хорошо следить за ходом игры и запоминать, какой стороной лежит твой жетон, как минимум, чтобы в нужный момент, когда тебе выпадет метла, примагнититься к ней и сократить путь, а хорошо бы и про чужой ещё помнить, чтоб не подиграть ему (актуально, когда играют больше двух игроков, но практическая реализация сильно зависит от возраста игроков - после пяти лет дети отлично помнят, чей жетон перевёрнут и даже - кто его перевернул, чтобы отомстить)); до пяти лет (ну, так совпало в нашей компании, у вас может и по-другому будет) не всегда даже осмысленно фиксируется, что твой жетон перевёрнут). Вот, собственно и всё. Первый, достигший со своей ведьмой волшебного шара, выигрывает.
Игра длится 10-15 минут. Выигрыш зависит, конечно, очень сильно от везения, но немножко и от твоей памяти. Неспешная игра для небольшой компании. Магнитный эффект привлекает детей и делает простейшую ходилку необычной и волшебной. В школьном возрасте становится малоинтересной.
Die geheimnisvolle Sternschnuppe (Таинственная комета; Звёздочка)
2011; автор Christian Sovis; художник Rolf Vogt
1-5 игроков; oт 5 лет
«С неба звёздочка упала»,- напевает мама, распаковывая коробку. (В немецком языке с небa падают кометы - чешуйки звёзд.) Упала со свистом и звякнула даже где-то на заднем дворе. Конечно, дети побежали смотреть, а там: за дождевой бочкой на бельевой верёвке висит маленькая, бледная, грустная звёздочка, которая при падении растеряла все свои лучики, блестящие сейчас в траве. Не будем же медлить, поможем звёздочке вернуть её лучи!
В коробке всё в соответствии с описанием - «бельевая верёвка», маленькая звёздочка, много разных лучей.
Делим их поровну между всеми игроками. И начинаем приделывать звезде лучи. Сначала те, что имеют металлический ободок - это просто, они магнитятся к трём лучам звезды - двум свободным и одному, за который она держится сама на верёвке. А дальше сложнее - всего двенадцать лучей магнитятся, остальные нужно вставить между ними.
Когда мы играли с компанией детей, у нас сначала ничего не получалось - магнитные лучи прилепились лишь бы прилепить, немагнитные между ними держаться не хотели и звезда очень быстро оборвалась. Начали сначала, уже поняв принцип - и дело пошло. Заметно, что у более старших и ловких явное преимущество. Младшим тяжеловато было поймать баланс, но всё-таки мы справились и у нас получилась очень достойная звезда.
Это игра - мой и Ромы фаворит среди тримаговских игр. В неё можно играть много-много раз и не надоедает. Очень нетрадиционный балансир. И как во все балансиры, играть в неё можно и одному. Но не думайте, что это просто! Когда мне нужна была фотография для обзора, я решила: «Сейчас быстренько соберу красивую звёздочку и сфотографирую». Не тут-то было... В общем, звезда собранная детьми получилась лучше.)) А мне ещё тренироваться и тренироваться. Чуть не забыла: звёздочка люминисцентная, в темноте действительно слабенько светится. Но из под лучей этот свет потом практически не пробивается. Так что играйте спокойно при свете. Очень рекомендую!
У этой игры есть прообраз, игра с названием Кликадо (Klikado) - чувствуете намёк на микадо? Кликадо в своё время получила приз в Германии как лучшая обучающая игра 2008 года и была номинирована в том же году на Детскую игру года. У Звёздочки лишь другой дизайн и легенда, так что все призы смело можно считать принадлежащими и ей тоже.