Как стать главным картографом королевства
roll and writeНедавняя новинка от Мира Хобби - игра Картографы.
Ирина отправила мне ссылку на обзор, зная, что я люблю игры с механикой roll and write (а Картографы именно такая игра, только не с кубиками, а с картами), мы с дочкой обзор посмотрели и тут же игру заказали 😁. Кроме механики мне понравился и сеттинг - не просто рисовать фигуры на поле, а именно составлять карту местности. При этом нужно учитывать цели, которые определят выбор фигуры и типа местности. В общем, я была уверена, что игра нам понравится, хотя покупка была спонтанная и незапланированная.
Безусловно, Картографы - более атмосферная игра, чем все игры этого жанра, в которые я играла.
Пожалуй, только у "Бумажных кварталов" наполнение коробки (в том числе и поле) смотрится ярче и привлекательнее, зато процесс игры в Картографах вариативнее и проносит больше удовлетворения. Если прочесть вводную "легенду" и в процессе обращать внимание не только на фигуру и фон на карте, но и на рисунки, то можно представить, что на самом деле карту заполняешь.
Некая королева отправляет картографов составить карту земель, расположенных у границ ее королевства. Планшет картографа представлен в двух вариантах.
Второй с пропастью в центре, чуть сложнее, т.к. места для размещения фигур меньше.
Горы заранее нанесены на карту, они, видимо, видны издалека и служат исследователям ориентиром.
Трудиться мы будем целый год, то есть 4 сезона. И каждый сезон королеву интересуют определенные области - то про деревни и города хочет знать, то расположение рек ей подавай или объемы лесных массивов, а то и вовсе требует размеры приграничных земель измерить. Но что делать, будем стараться удовлетворить ее запросы, чтобы заработать репутацию лучшего придворного составителя карт.
Вот мы и бродим с планшетом в руках от хутора к одинокой мельнице, видим, как маленькая речушка впадает в большую.
Иногда забредаем в лес, порой встречаем там необычные поселения - хижины прячутся в кронах деревьев. Тут главное не увязнуть в болоте.
Вообще приграничные районы густо населены, часто встречаются то рыбацкая деревня, то городок. Иногда и руины древних поселений попадаются.
И всё обязательно нужно заносить на свою карту, чтобы получить вознаграждение от королевы.
Но не все жители изучаемых территорий согласны с нашим присутствием. Некоторые устраивают на пути засады и нападают.
Карт с монстрами всего 4, они все участвуют в каждой партии, но на мой взгляд, совсем не страшные и не противные, уж точно я бы не отказалась от покупки игры из-за этих карт.
Так вот, злые народцы нападают неожиданно (при выходе такой карты соперник рисует на моем планшете фигуру, указанную на карте), и тут важно разведать местность вокруг, чтобы избежать встречи с ними в будущем (за каждую пустую клетку, смежную с фигурой монстра, при подсчете ПО вычитаем одно очко, причем в каждом раунде. Поэтому нужно заполнять пространство вокруг них).
В коробку с игрой издательство положило 4 неплохих простых карандаша (в Солнечной долине были гораздо хуже ). Но мы их не используем вообще. Намного интереснее создавать цветную карту с помощью фломастеров. Это добавляет атмосферности.
В общем, все относительно логично, можно привязать действия к сюжету. И тот факт, что поле заполняется не полностью и между нарисованными фигурами остаются порой пустые места, меня совсем не смущает. Картограф мог пропустить какие-то недоступные территории и временно не стал отмечать их на карте. Это все-таки не тетрис, игра пошла дальше, здесь много целей, они меняются, и плотная "застройка" поля фигурами отошла на второй план. Хотя свободного места все равно мало остается.
Карт с целями всего 16 штук (четырех типов), в каждой партии участвуют 4 - по одной карте каждого типа, выбранные случайным образом (напомнили мне карты общих целей из Саграды). Да, хочется больше карт (как хочется продолжения любимой книги), но сочетаний получается все-таки много, реиграбельность хорошая.
О правилах недавно писала S Lily.
Если совсем коротко: в игре 4 раунда - 4 сезона. В каждом сезоне очки начисляются по-разному. За что вообще они будут начисляться, зависит от открытых перед началом партии карт целей. Например, весной (1-й раунд) нужно выполнять условия А и Б, то есть строить поселения, причем очки принесет второе по величине, значит надо создать их минимум два, и не слишком мелкие. А также очки принесет лес, после окончания раунда будем проверять количество строк и столбцов, в которых на наших картах есть лес.
К примеру, первая карта - Сад. Я могу выбрать тип местностности лес или поле. Конечно, в первом раунде выбираю лес.
Второй выходит Рыбацкая деревня. Здесь выбираю поселение.
Раунд закончится, когда сумма чисел в левом углу карт совпадет или превысит число на карте сезона.
И т.д. При этом мы видим сразу все цели, и можем уже в первом раунде рисовать то, за что получим очки в последнем. В общем, надо хорошенько подумать, что выбрать и куда разместить, что нужнее в данный момент.
Подсчет очков между раундами вообще не напрягает, он довольно быстрый (с Королевством кроликов не сравнить 😁, хотя и там ничего страшного). Кроме общих целей очки приносят заработанные монетки (их дают карты или окруженные горы). Но монеты можно и потратить - попросить помощи у местного населения. То есть один раз за раунд воспользоваться одной из карт навыков (мини-дополнение).
Всего их 8, но на партию случайным образом выбираются 3.
К примеру, карта Акробатика стоит 2 монеты и обязывает соперника нарисовать на моем планшете вместо открывшейся фигуры монстра всего лишь маленький прямоугольник. Его легче окружить.
Мое мнение (как любителя игр roll and write): Картографы- отличная игра, заставляющая подумать, подойдет для знакомства с этим жанром. Она семейная, не слишком сложная, красиво и приятно оформленная (в сеттинге игры Путь героя, если кто с такой знаком). Мне кажется, что мы с дочкой будем играть в нее часто, поэтому хотелось бы чуть большего разнообразия фигур и целей, но это я уже придираюсь.
По видеообзору зарубежного издания мне показалось, что там карты с текстурой под лён. У HW самые обычные карты. Но выбирая между "красиво и дорого" и "попроще и подешевле" в данном случае я и выбрала бы последнее. Так что здесь даже придираться не буду. Я ожидала более высокой цены, к примеру, Бумажные кварталы в рознице стоили дороже.
В Картографов можно играть и соло. Процесс почти такой же, исключение - карты монстров, которые должны быть размещены определенным образом. Цель - просто набрать как можно больше очков.
Интересных вам игр!